Средняя общеобразовательная школа села Печёнкино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Доклад на общешкольном родительском собрании на тему:
«Определение образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации»
Байдуганова Лилия Ивановна
Председатель ПМПк
МКОУ СОШ с.Печенкино
Определение образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
Воспитание детей всецело зависит
от отношения к ним взрослых,
а не от отношения взрослых
к
проблемам воспитания.
Чехов Антон Павлович
(1860 – 1904)
В условиях модернизации образовательной системы в России актуальным становится вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тем более, что таких детей действительно много. Причем основную массу составляют дети с задержкой психического развития.
Социально-экономические изменения в развитии современного общества приводят к переменам и в системе образования: происходит переосмысление целей, содержания, методов вследствие развития личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного направления в воспитании и обучении.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта происходит с учётом индивидуальных, общественных и государственных запросов в области общего образования .
Введение и реализация ФГОС по существу превращает педагогическое образование в образование психолого-педагогическое. Актуальна задача ФГОС – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей школьной успешности .
Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности. Учителю в своей педагогической практике часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми с трудностями в обучении.
Такие дети, как правило, испытывают трудности в усвоении учебных знаний, умений, формировании навыков по причине низкой работоспособности, вызванной различными заболеваниями. Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием.
При этом у слабоуспевающих школьников наблюдается сниженный самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен недостаточной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Причиной проблем в обучении может быть и педагогическая запущенность.
Любой ребёнок нуждается в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития. Дети с трудностями в обучении нуждаются в оказании помощи. Система обучения и воспитания такова, что не исключено возникновение «факторов риска». Здоровые, нормально развивающиеся дети могут быть подвержены негативному влиянию этих факторов, а если ребёнок ослаблен психосоматическими заболеваниями, то трудно ему избежать возникновения трудностей. И поэтому одним из важных условий успешного обучения ребёнка является обеспечение его сопровождением в образовательном процессе.
«Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение психолого- педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития» .
Целью психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающего ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), психологически комфортное пребывание ребёнка с трудностями в обучении в среде своих сверстников.
Задачи сопровождения:
• выявление причин трудностей в обучении;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• выбор адаптированной образовательной программы в соответствии индивидуальным особенностям развития ребёнка;
• формирование психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, занимающихся образованием данной категории детей.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.
Процесс сопровождения начинается с выявления причин возникновения проблем в развитии ребёнка. Хорошо, когда учитель делает это в сотрудничестве с такими специалистами, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. И в связи с этим родителям нужно прислушиваться к рекомендациям ПМПК и обращаться за помощью к данным специалистам. Только в совокупности и сотрудничестве можно достичь нужных результатов и решить проблему.
Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается с таким учеником, а успехов не заметно, ребёнок только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает с неприязнью относиться к школе. Пошаговое выполнение заданий, направляющая, стимулирующая помощь дают временный положительный эффект. Ребёнок нуждается в коррекции и развитии высших психических функций.
Поэтому в учебном процессе таким детям рекомендуется выбирать образовательный маршрут на основе адаптированной программы обучения.
Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом .
Для преодоления школьных трудностей у этих детей должны быть определены специальные педагогические средства, основные направления коррекционно-развивающей и профилактической работы на основе своевременной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития ребенка .
Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину его неуспеваемости. Помочь учителю в этом должны невропатолог, психолог, логопед, и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению индивидуальной программы работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, требующая определённой психологической и методической подготовленности учителя, но в итоге – если хоть еще один ученик перестал быть «трудным» или слабоуспевающим, еще один поверил в себя, то не зря потрачены наши усилия! Не это ли подтверждение нашего педагогического профессионализма?
Наша школа тоже ведет работу в данном направлении, также основной целью нашей работы являться выбор образовательного маршрута, данной категории учащихся. Из вышесказанного следует , что только при правильном выборе адаптированной программы можно добиться результатов. Вы родители, хорошо осведомлены в том что дети выпускных классов испытывают огромный стресс и напряжение на выпускных экзаменах, в виде ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, но это только верхушка айсберга так как на протяжении всего учебного процесса они проходят через многочисленные министерские диагностики, пробные экзамены и допуски. И все эти процессы проходят под наблюдением организаторов, представителей и видеокамер и нужно сказать что не все учащиеся могут спокойно перенести данные процедуры, в связи с этим родителям тех учеников которых школьная ПМПк направляет на обследование к специалистам межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии нужно прислушаться к их рекомендациям и своевременно начать лечение и консультации у специалистов, и тем более не препятствовать выбору образовательного маршрута вашего ребенка. Основная задача школы и родителей это образование и получение аттестата ребенком, и если есть возможность нужно этот процесс сделать для ребенка более легким и спокойным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.