Доклад на педсовет по воспитательной работе
Оценка 4.9

Доклад на педсовет по воспитательной работе

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Взрослым
09.04.2020
Доклад на педсовет по воспитательной работе
Актуальность организации взаимодействия семьи и школы
Актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.docx

Ход педсовета (+ выступления)

1 часть

 

 «Актуальность организации взаимодействия  семьи и школы»

выступление заместителя директора по ВР

Даньщиковой О.Э.

 

 

         С введением ФГОС и принятием нового Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.   Современная семья развивается в условиях качественно новой  и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности  в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

         Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

         Практическая работа школы с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- психолого – педагогическое просвещение;

- родительско – педагогический анализ;

- родительское осмысление воспитания детей;

- родительское соучастие в работе педагога;

- родительское сотворчество;

- родительское научение, тренинг.

         Однако, существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во – первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

         Во – вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.

        

В – третьих, в обществе происходит обострение не только социально – экономических, экологических, демографических, но и социально – психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

         Совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней  психолого – педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

         Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны.  Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

         Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

Наша задача в условиях модернизации образования и системы воспитания

сделать реальным  взаимодействие между родителями и детьми, родителями и  учителями, учителями и учениками, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых подросток становится способным:

>      осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

>      уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

>      стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Такой результат возможен только при реализации единой школьной  Программы, которая  будет способствовать развитию взаимоотношений школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.

К вопросу о разработке программы «Семья и школа» мы вернемся позже. Прежде необходимо рассмотреть основные вопросы взаимодействия семьи и школы.

 

 

«Условия взаимодействия семьи и школы»

выступление руководителя ШМО

классных руководителей 1-4 классов

Рохловой Е.И.

 

Условия взаимодействия семьи и школы (слайд 1)

Слайд 2

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Слайд 3

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Слайд 4.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Слайд 5

Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.

Совместно с   родителями,   педагогический коллектив нашей школы  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска.

Данные из социального - педагогического паспорта     нашей школы свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Слайд 6

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые можно использовать в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Слайд 7

Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, социальным педагогом и психологом  беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка  и т.д.  Посещая семьи и беседуя с родителями педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания,  встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:  врачей, социального педагога, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН и т.д.

Слайд 8.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

К сожалению, эту форму мы не применяем очень редко, так как  она,  вероятно,  требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.  Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе.

Слайд 9.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Это  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей).

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Слайд 10.

Классное родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

1.Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

2.Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

3.Психолого- педагогическое просвещение.

4.Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).

5.Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.

6.Личные беседы с родителями.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

К сожалению, классные руководители редко привлекают родителей к проведению различных мероприятий.

А ведь одна из главных наших задач – способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку.

Заключение.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Факторы, способствующие привлечению родителей

 к участию в жизни школы»

выступление руководителя

ШМО классных руководителей 5-8 классов

Суфиевой Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные принципы построения взаимодействия семьи и школы»

выступление руководителя

ШМО классных руководителей 9-11 классов

Архип Ф.Т.

 

 

 

Целостность школьного и семейного воспитания, 

ведущая роль школы в определении направленности

 семейного воспитания обеспечивается привлечением 

                                          семьи к планированию и осуществлению

                         учебно-воспитательного процесса в школе.

                                                                           ( Ш.А.Амонашвили)

Есть темы, не теряющие свою актуальность не только в педагогике, но и в обществе  в   целом.   Среди   таких   тем   –   взаимодействие   семьи   и   школы.   Важность   данной  проблемы определяется тем, что семья вместе со школой создает тот важнейший  комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет  успешность или  неуспешность не только всего воспитательного процесса, но и общества в целом.  Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на   семью, чтобы с ее  помощью реализовать все способности ученика. Когда ребенок приходит в школу,  он   представительствует   мир   своей   семьи,   условия   жизни,   спектр   социальных  отношений,   привычки,   поведение,   уровень   интеллекта   –   все,   обусловленное  уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие  становится   залогом   его   первых   школьных   успехов.   Эти   два   общественных  института   (семья   и   школа)   оснащают   ребенка   достижениями,   выработанными  культурой,     по     принципу     дополнительности     и     тем     самым     содействуют  гармоничному   и   разностороннему   его   развитию.   Но,   на   сегодня,   в   области  взаимоотношений   школы   и   семьи   сложилось   такое   положение,   когда   надо  пересмотреть эту связь, создать новое в их отношениях. Наблюдается следующее  противоречие:   с   одной   стороны   школа   накопила   огромный   опыт   «работы   с  родителями»; с другой стороны, реальное положение дел характеризуется как «не  делается то, что нужно, а тратятся силы на то, без чего можно обойтись.» Исходя из  вышесказанного  можно сделать следующий вывод: Не  смотря  на противоречия,  связь   школы   и   семьи   оправдана,   более   того,   она   важна   и   необходима.     Для  разрешения данного  противоречия и более эффективной работы по сотрудничеству.  Для   того,   чтобы   взаимоотношения   между   школой   и   семьей   были   добрыми,   понимающими,   полезными,   результативными   и,   самое   главное,   не   навредили  ребенку,     их     необходимо     выстраивать          по     определенным        принципам.

        Первостепенное   значение   следует   придавать      принципу   соглашения.   Его  сущность можно выразить следующим словами: «договорись на берегу, прежде   чем   отправиться   в   плавание.»   Данный   принцип   реализуется   первым   в  поочередной        последовательности         всех     руководящих         положений.       Он  предполагает:

     1)  Общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели   воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы;

    2)  Договоренность   двух   сторон   (школа   –   семья)   об   основах   организации   школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих  двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к  другу.  Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он является ключевым и  состоит   из   проведенных   предварительных   переговоров   по   вопросу   взаимных  обязательств   и   выработки   соглашения   о   взаимном   исполнении   принятых  обязательств.   Такая   форма   работы,   как   дискуссия,   приветствуется   в   любых   ее  проявлениях для достижения обоюдного согласия. Принцип сопряжения можно выразить так: « Если хотим доплыть, гребем в одну  сторону». Данный принцип предполагает согласное установление взаимосвязи двух  разных   сфер   жизни   ребенка,   семьи   и   школы,   через   определение   их   функций  содействия   наилучшим   достижениям   ребенка   в   его   физическом   и   духовном  развитии,   так,   чтобы   действия   одного   партнера   сопровождались   обязательно  соответствующими   действиями   другого.   Ключом   для   реализации   принципа  сопряжения     является       предложение       по     вопросу     воспитания     ребенка.     Оно высказывается и педагогами, и родителями.

  

 Принцип сопереживания.  Суть этого принципа заключается в следующем  выражении: «Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов». Принцип  сопереживания обеспечивает:  

      Благоприятное самочувствие партнеров;

·        Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи;

·            Взаимное уважение, доверие   и расположенность партнеров, организующих  жизнедеятельность ребенка;

·          Предоставление родителям свободы выбора;

·          Избежание противоборства и конфликтов

Принцип сопричастности  «В общем плавании разделим полномочия». Быть  сопричастным – это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя  чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.  Быть   сопричастным   –   это   значит   проявлять   взаимное,   непосредственное   или  опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной  сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития  ребенка.   Ключевой   методикой   для   воплощения   данного   принципа   становится  помощь     во   всех   ее   проявлениях.   Самое   важное   в   реализации   принципа  сопричастности – соблюдение полномочных границ.

Принцип содеянности . «Доплывем, если объединим общие усилия»,   так  можно выразить данный принцип. Он предполагает:

·        реальное свершение действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению  условий жизнедеятельности развивающегося ребенка;

·          приобщение семьи к участию в общем деле школы;

·         поощрение достижений и личных вкладов каждого  родителя в дела школы;

·          умение   ценить,   максимально   развивать   и   поддерживать   инициативу   и   творческие способности родителей в школьном коллективе ;

 Основные направления взаимодействия семьи и школы

     Можно   выделить   6      основных   направлений,   представляющих   собой   логично  выстроенную систему взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей.

1.  Родительское образование.  В свою очередь оно состоит из таких важных  разделов,  как информирование родителей, просвещение, консультирование и   обучение родителей. Обучению и информированию должны подвергаться все   родители, а вот педагогическое просвещение и консультирование получают   только те родители, которые в этом нуждаются. Их число определяется на    основе диагностики и изучения информационных запросов.

 2.  Вовлечение       родителей      в    процесс      управления      и    организации    жизнедеятельности   школы.   Данное   направление      предполагает   участие   родителей в проведении общественной экспертизы качества образования, в   создании   образовательных   программ,   в   работе   общественных   органов   управления (Совет школы), в организации дополнительного образования и   внеурочной деятельности детей .

3.  Организация адаптивно – педагогической помощи родителей. Основными  видами деятельности в данном направлении являются оказание финансовой  поддержки родителей, патронаж семей, находящихся в социально-опасном   положении,   оказание   психолого-педагогической    помощи   родителям   в  воспитании   детей,   поощрение   родителей-активистов,   оказание   помощи   родителям в оздоровлении детей.

 4.  Изучение   семьи.   Сотрудничество   с   родителями   нельзя   выстраивать   на  «глазок»,     ориентироваться     только     на     интуицию.     Необходимо     знать   особенности   современной   семьи,   ее   отношение   к   школе   и   переменам   в  образовании. Для этого и  необходимо данное направление, которое поможет:

 - составить социально-демографический портрет семьи;

 - познакомить с организацией и принципами семейного воспитания;

    5. Организация совместной деятельности образовательного учреждения,  детей  и родителей. Данное направление предполагает вовлечение родителей  в организацию и проведение традиционных школьных мероприятий, совместных  детей и родителей, привлечение родителей в организацию   внеурочной деятельности детей

 6. Самообразование   педагогического   коллектива   как   условие   развития  сотрудничества   всех   субъектов   образовательного   процесса.    Данное  направление   сотрудничества   школы   и   семьи   должно   помочь   учителю осознать свою роль в партнерстве с семьей, должно стимулировать учителя к  повышению   профессиональной   компетентности,   в   том   числе   и   в   сфере  педагогического взаимодействия с семьей ученика.

 

МАСТЕР-КЛАССЫ

КОФЕ-ПАУЗА

2 часть

Семья и школа - партнеры воспитания?

 

 

 

“Каждый ребенок приходит в мир,

не имея ни малейшего представления, ни о себе,

 ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,

что представляет собой окружающий мир.

Всему этому ребенок учится,

общаясь с людьми, в первую очередь,

со своими родителями”

(В. Сатир)

 

                   Действительно сегодня важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей очевидна. 
         Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. 

 

 

 

 

 

 

Анализ социальных паспортов с 1-11 класс  за 2012-13 учебный год показал

 

Полных семей

%

Дети, проживающие в разведенных семьях

%

Детей проживающих с отчимом или мачехой

%

 

Семье по потери кормильца

%

Дети, проживающие в малообеспеченных семьях

%

 

Семьи с тремя и более детьми

%

Дети проживание с родителями пенсионерами, инвалидами

%

Семьи СОП

%

Дети, проживающие с одинокой матерью, отцом

%

 

Дети социального сиротства

%

Эти цифры недостоверны, так как мы не в полном объеме  владеем информацией о семьях наших учеников.

 

Анализ посещения семей на дому за 2011-2012  и текущий  учебный год показал:

 

2011-2012

1012-2013

Классный руководитель

Количество посещенных семей за год

Классный руководитель

Количество посещенных семей за год

Стяжкова Т.И.

 

 

 

Тимофеева С.В.

 

 

 

Исхакова О.А.

 

 

 

Драйлинг Л.В.

 

 

 

Лемешко Л.М.

 

 

 

Душаева С.В.

 

 

 

Фролова О.А.

 

 

 

Рохлова Е.И.

 

 

 

3Вкласс

 

 

 

Осетрова Т.В.

 

 

 

Гусейнова С.И. 4А

 

 

 

Гусейнова С.И. 4Б

 

 

 

Эткеева А.А.

 

 

 

Даньщикова О.Э.

 

 

 

Потапова Е.А.

 

 

 

Щиголева В.Г.

 

 

 

Злобина Н.Ф.

 

 

 

Гаврилова М.В.

 

 

 

Чиванова А.В.

 

 

 

Чернятина М.А.

 

 

 

Позднякова Ю.М.

 

 

 

Суфиева Е.В.

 

 

 

Костенко Н.Ю.

 

 

 

Деордиева Г.В.

 

 

 

Архип Ф.Т.

 

 

 

Наумова Г.А.

 

 

 

Всего

 

Всего

 

 

Из таблицы видно, что многие классные руководители в течение дух лет ни разу не посетили семьи. Поэтому мы не можем говорить, что данные социального паспорта школы отражают полную социальную картину. Более того, при выпуске обучающихся из начальной школы переданы документы нынешних пятиклассников  в полном объеме:_____%

Документы переданы частично_______%

Отсутствуют акты посещения семей: ________%

Выпуск 9-х классов (переход в 10 класс):

переданы документы в полном объеме:_____%

Документы переданы частично_______%

Отсутствуют акты посещения семей: ________%

 

Учителя, планируя посещение той или иной семьи, ставят себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе. При посещении семей, обследовании жилищно- бытовых условий можно лучше   узнать и увидеть в каких условиях проживают наши дети, не нарушаются ли их права  при возможности оказать педагогическую помощь, а при необходимости и  социальную.

Наличие плана работы с семьей_____% классных руководителей

Наличия плана-графика проведения родительских собраний ____%

Проведение родительских собраний в соответствии с планом-графиком____%

Наличие протоколов_____%

Участие родителей в классных мероприятиях:

не менее 10%_____ классов

от 20 до 30%_____классов

до50%_____классов

Участие родителей в общешкольных  мероприятиях:

????????????????????????????????????????????????????????????

В целом не более 5 % от общего количества родителей, задействованных в родительских активах.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(ДИАГРАММЫ)

 

         Если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию системы работы с родителями обучающихся, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка

         Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на учебно -воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.      
        

1.     Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?

2.     Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?

3.     Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с вашим ребенком?

4.     Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?

5.     Удовлетворены ли Вы качеством информирования Вас об учебных успехах и поведении Вашего ребенка?

6.     Устраивает ли Вас то, как в школе следят за посещаемостью

 

 

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение учебно-воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.  

      Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.


         Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью классные руководители начальных классов проводят в классах мероприятия  с участием мам, пап, бабушек и дедушек. Организовывают выставки семейных творческих работ, работают совместно над проектами. В классах проводятся совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, рассказывают о родословной семьи, своих семейных традициях. Родители видят заинтересованность классного руководителя, доброжелательное отношение к ребенку и к себе, поэтому в начальных классах нет проблем с родительскими собраниями, родительскими всеобучами и т.д.

При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями родительских собраний, всеобучей. Почему? Ответ у каждого классного руководителя найдется свой и конечно аргументированный.

         Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива. 

Школа должна проектировать  долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что позитивное сотрудничество «здесь и сейчас» будет влиять на её  репутацию и формирование ресурсной базы в дальнейшем. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа в малых группах.

 

1.              Участникам предлагается участникам перечислить действия классного руководителя при подго­товке к  родительскому собранию. После пятиминутного об­суждения в малых группах высказываются мнения об алго­ритме подготовительной деятельности классного руково­дителя. Один из представителей группы (в каждой группе выбирается самостоятельно), анализирует суждения группы и называет рекомендуемый участниками группы алгоритм  действий педагога по подготовке роди­тельского собрания.

Примерный:

а) выбор темы собрания;

б) определение его цели и задач;

в) изучение научно-методической литературы;

г) проведение диагностического микроисследования;

д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

е) приглашение родителей и других его участников;

ж) составление решения собрания, рекомендаций (памя­ток) родителям;

з) оборудование и оформление места проведения роди­тельского собрания.

 

2.       Участникам малых групп  предлагается  обсудить   памятки  «Десять сек­ретов успешного проведения родительского собрания» и «Правила поведения классного руководителя на родитель­ском собрании».

Затем представители каждой группы  должны вы­сказать  свои суждения о согласии или несогласии с положениями памяток и внести  в текст дополнения и коррективы.

3.      Рабочим группам предлагается в течение 15-20  минут составить разработку (план-сценарий) классного родительского собрания (перечень примерных тем предлагается).

4.      Составляемая разработка должна состоять из таких разделов, как:

*    тема родительского собрания;

*    цель и задачи его проведения;

*    подготовительная работа;

*    оформление, оборудование и инвентарь;

*    ход проведения;

*    решение собрания.

После осуществления проектной деятельности, педагоги представляют составленные разработки. Группа экспертов их анали­зируют и высказывают оценочные суждения, обращая осо­бое внимание на технологические находки, способствую­щие повышению активности родителей в работе по подго­товке и проведению родительских собраний.

Группа экспертов:

1. Маточкина Е.Н., директор

2. Славова О.В., зам.директора по МР

3. Донина Т.В., зам. директора по УР

4.  Исхакова О.А., зам.директора по УР

5.  Щиголева В.Г., педагог-психолог

6. Потапова Е.А., социальный педагог

 

Даньщикова О.Э.:

 

Заключение:

Уважаемые коллеги, завершая наш педагогический совет, хотелось бы напомнить   слова В.А. Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

 

Таким образом, можно говорить необходимости создания программы «Семья и школа».

 

Предлагаю внести в проект решения следующее:

 

1.     Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные  руководители.)

2.     Включить в план  воспитательной работы мероприятия совместные мероприятия с родителями обучающихся.

3.      Составить программу мероприятий, посвященной Дню семьи 15 мая. Провести спортивные соревнования, праздники. Ответственные: заместитель директора по ВР,  педагог-организатор,  учителя физической культуры, классные руководители 1-11 классов.

4.     Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. Внести соответствующие изменения в план работы с родителями на 4 четверть 2012-2013 учебного года. Измененные планы сдать заместителю директора по ВР в срок к 01.04. 2013  (Отв. классные  руководители 1-11 классов.)

5.    Сформировать информационно-методический банк форм и способов подготовки и проведения классных родительских собраний. (отв. рук. ШМО классных руководителей).

6.     Утвердить состав временной творческой группы для разработки программы «Семья и школа»:

Рохлова Е.И., руководитель ШМО классных руководителей 1-4 классов,

Суфиева Е.В., классный руководитель 5-8 классов,

Архип Ф.Т., классный руководитель 9-11 классов.

6.1 Творческой группе разработать  проект программы «Семья и школа» в срок к 20.05.2013.

7.     Педагогическому коллективу рассмотреть проект и внести свои предложения не позднее 25.05.2013

8.     Начать реализацию программы  «Семья и школа» с 01.09.2013

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ход педсовета (+ выступления) 1 часть «Актуальность организации взаимодействия семьи и школы» выступление заместителя директора по

Ход педсовета (+ выступления) 1 часть «Актуальность организации взаимодействия семьи и школы» выступление заместителя директора по

Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности…

Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности…

Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи

Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что…

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что…

К вопросу о разработке программы «Семья и школа» мы вернемся позже

К вопросу о разработке программы «Семья и школа» мы вернемся позже

Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса

Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса

Слайд 5 Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении…

Слайд 5 Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении…

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей

Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей

В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою…

В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою…

Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Психолого- педагогическое просвещение

Психолого- педагогическое просвещение

Например, Каждый день интересоваться школьными событиями

Например, Каждый день интересоваться школьными событиями

Факторы, способствующие привлечению родителей к участию в жизни школы» выступление руководителя

Факторы, способствующие привлечению родителей к участию в жизни школы» выступление руководителя

Основные принципы построения взаимодействия семьи и школы» выступление руководителя

Основные принципы построения взаимодействия семьи и школы» выступление руководителя

Эти два общественных института (семья и школа) оснащают ребенка достижениями, выработанными культурой, по принципу дополнительности и тем самым содействуют гармоничному и разностороннему его развитию

Эти два общественных института (семья и школа) оснащают ребенка достижениями, выработанными культурой, по принципу дополнительности и тем самым содействуют гармоничному и разностороннему его развитию

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения

Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи; ·

Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи; ·

Основные направления взаимодействия семьи и школы

Основные направления взаимодействия семьи и школы

Организация адаптивно – педагогической помощи родителей

Организация адаптивно – педагогической помощи родителей

МАСТЕР-КЛАССЫ КОФЕ-ПАУЗА 2 часть

МАСТЕР-КЛАССЫ КОФЕ-ПАУЗА 2 часть

Анализ социальных паспортов с 1-11 класс за 2012-13 учебный год показал

Анализ социальных паспортов с 1-11 класс за 2012-13 учебный год показал

Классный руководитель

Классный руководитель

Архип Ф.Т.

Архип Ф.Т.

Участие родителей в общешкольных мероприятиях: ????????????????????????????????????????????????????????????

Участие родителей в общешкольных мероприятиях: ????????????????????????????????????????????????????????????

Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе? 2

Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе? 2

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации

Школа должна проектировать долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что позитивное сотрудничество «здесь и сейчас» будет влиять на её репутацию и формирование ресурсной базы в дальнейшем

Школа должна проектировать долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что позитивное сотрудничество «здесь и сейчас» будет влиять на её репутацию и формирование ресурсной базы в дальнейшем

Участникам малых групп предлагается обсудить памятки «Десять сек­ ретов успешного проведения родительского собрания» и «Правила поведения классного руководителя на родитель­ ском собрании»

Участникам малых групп предлагается обсудить памятки «Десять сек­ ретов успешного проведения родительского собрания» и «Правила поведения классного руководителя на родитель­ ском собрании»

Даньщикова О.Э.: Заключение:

Даньщикова О.Э.: Заключение:

ВР в срок к 01.04. 2013 (Отв

ВР в срок к 01.04. 2013 (Отв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020