Доклад на педсовете: Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства
Оценка 4.6

Доклад на педсовете: Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства

Оценка 4.6
docx
23.01.2023
Доклад на педсовете: Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства
Доклад Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства у дошкольников.docx

   Доклад на педсовете: «Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства у дошкольников»

    Дошкольная педагогика придает огромное воспитательное значение народному декоративно – прикладному искусству.  Народное искусство благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

     Декоративное искусство вносит в мир ребёнка радость, даёт положительные эмоции, снимает тревожность, замкнутость. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и влияют на содержание речи.

       Развитие речи детей осуществляется на всех этапах образовательной деятельности детей по знакомству с русским народным декоративно – прикладным искусством.

       Психолог, исследователь детского изобразительного творчества К. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...».

        В первой части занятия идет подготовка к восприятию изделия, создание положительного эмоционального фона. Для этого  используются пословицы, стихотворные тексты, сказки о промыслах, которые способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащения речи.  В основной части дети узнают название промысла, название предметов (матрёшка, свистулька, ладья, братина, ковш, и т. п., материалы, из которого их изготавливают (глина, керамика, древесина) элементы росписи (розан, бутон, цветы, ягоды, кружевные веточки).  При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

     Большое значение в обучении продуктивной деятельности имеет обследование предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, плотная, издаёт глухой звук, если постучать внутри. А при обследовании изделий гжельских мастеров дети замечают, что фарфор тонкий, гладкий, звонкий. Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

 При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: на хохломских чашках ягоды «огнём горит», гжель похожа на мрамор или морозные узоры на стекле, дымковская игрушка – на сказку. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, правильное произношение звуков.

       Для развития речи, изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским и богородским игрушкам, матрешкам, придумывать сказки). Дети узнают об истории народных промыслов.   

Схема составления описательного рассказа

1.     Вид изделия: посуда, игрушка, предметы быта, мебель, декоративные элементы, фигурки зверей или людей.

2.     Местность, где возник этот промысел.

3.     Материал, из которого изготавливают изделие.

4.     Внешний вид: используемые цвета, элементы росписи.

5.      Применение в быту.

Во время объяснения и показа приемов рисования , ведётся непрерывный разговор, мы обозначаем словом всё, что происходит на бумаге. Такое комментирование позволяет уточнить значения слов, обозначающих действия.  В продуктивной деятельности, когда дети создают узор, они отвечают на вопросы педагога о том, какое действие они производят в данный момент, в какой последовательности выполняют элементы росписи, что только ещё собираются делать, то есть дети наблюдают свои действия, слышат, как анализирует их взрослый, осмысливают их. В процессе росписи происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, что также способствует развитию речи детей. Анализируя свои работы, дети рассказывают о своей росписи, учатся правильно строить предложения. При подведении итогов продуктивной деятельности можно использовать  такие игровые приёмы, как «Ярмарка», когда одинпродавца, а другой в роли покупателя. Продавец рекламирует свои изделия, а покупатель расспрашивает о качестве товара. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность, в чём так нуждаются наши дети: «Встреча барышень», «лошадка и бычок», когда герои выясняют, кто из них краше. Этот приём помогает развивать диалоговую речь.  

Таким образом, знакомство детей с русским народным декоративно – прикладным искусством - одно из важнейших средств художественно – эстетического и нравственного воспитания, дающего богатый материал для развития речи дошкольников.


 

Доклад на педсовете: «Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства у дошкольников»

Доклад на педсовете: «Развитие речи посредством декоративно-прикладного искусства у дошкольников»

Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, плотная, издаёт глухой звук, если постучать внутри

Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, плотная, издаёт глухой звук, если постучать внутри

При подведении итогов продуктивной деятельности можно использовать такие игровые приёмы, как «Ярмарка» , когда одинпродавца, а другой в роли покупателя

При подведении итогов продуктивной деятельности можно использовать такие игровые приёмы, как «Ярмарка» , когда одинпродавца, а другой в роли покупателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023