Министерство образования Республики Башкортостан
Управление Народного образования Администрации
города Давлеканово и Давлекановского района
Нестандартный урок иностранного языка
в условиях ФГОС.
( Доклад на РМО)
Подготовила
учитель немецкого языка
Валеева Флюза Фатиховна.
2017г.
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главноетребование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, а также решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковой и социокультурный аспекты. Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.
Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно-ориентированного идеятельностного подхода.Деятельностныйподход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить. Говоря о личностно-ориентированном подходе, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий и умений может быть присвоен учеником.
Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него способы работы. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, а не выдуманных задач и проблем. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря,в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Наиболее популярными и распространенными такими формами являются: ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы.
Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Как же сделать уроки иностранного языка по-настоящему интересными и полезными? Как провести урок, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для учащихся?
Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. На таких уроках снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Виды нестандартных уроков.
1. Уроки-игры. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель - это игровая задача, и урок подчиняется правилам игры.
2. Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем.
3. Уроки-состязания, викторины позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.
4. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Эта форма близка для среднего и старшего школьного возраста.
5. Уроки-экскурсиив наше время становятся все более актуальными, так как все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами.
6.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль.
Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках
иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся,
обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке
навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих
способностей.
7. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник.Эта
форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в
зарубежных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению.
8. Уроки-интервью.Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
9. Интегрированный урок.Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов.
10. Видеоурок. Использование видеофильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы.Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс,праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни так, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.
Использованная литература.
1. Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию. Интернет-журнал "Эйдос" -2010,http://eidos.ru.
2. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. - М.: Учитель, 2011.
3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2005.
4. Хуторской А. В.
Практикум по дидактике и современным методикам обучения. -М.: Центр дистанционного
образования "Эйдос", http://eidos.ru.
5.Шубина
Т. И. Деятельностный метод в школе. -http://festival.1september.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.