Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии. Из опыта работы"
Оценка 5

Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии. Из опыта работы"

Оценка 5
Педсоветы
doc
естествознание
СCУЗ, ВУЗ
27.12.2019
Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии.  Из опыта работы"
Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? В докладе представлены приёмы и методы работы в этом направлении из личного опыта педагогической деятельности.
Система подготовки к Единому государственному экзамену.doc

Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии.  Из опыта работы

Учитель биологии МКОУ «Песковская СОШ» Бородина О. В.

Как готовить и готовиться к экзамену? Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии в 6-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 10-го класса необходимо переходить к детальному повторению.

Необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена

Далее составляется примерный  план повторения учебного материала.  Повторение материала следует проводить тщательно. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося..

Особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу «Человек» допускаются ошибки в темах «Кровообращение», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность», «Эндокринная система». Учащиеся плохо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.

В начале 9-го класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ОГЭ и ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в нее включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения

Желательно проводить текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих знание как текущего материала, так и пройденного ранее. Можно рекомендовать использование при подготовке учащихся к ЕГЭ новых форм работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены и др., позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Необходимость качественной подготовки к ЕГЭ требует от учеников запоминания большого количества биологических понятий и терминов. Не каждый ученик любит, или не способен «зазубривать» их. Для этого я использую следующие приемы.

1.Вместе с учащимися «переводим» термины, ищем общие корни в словах.   Это помогло  сделать запоминание осмысленным. Так, например, термин «зоология» образован из слов  зоон  -живое существо и логос-учение, слово. При каждой новой «встрече» со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются  ранее изученные термины, проводятся аналогии, что способствует осмысленному запоминанию термина.

2. Составление зрительного образа термина в виде схемы – опоры. Имея перед глазами зрительную опору, ученики быстрее запоминают содержание соответствующего понятия. Схемы – опоры целесообразно использовать не только на этапе первичного восприятия, но и с целью закрепления и повторения знаний. Схемы могут состоять как из слов, так и из рисунков.

3. Задания на соответствия. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином)  и его содержание.

4.Задания на установления правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п.

Например: определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. Даются определенные стадии, которые необходимо расположить по порядку.

5.Терминологические диктанты. Каждому понятию нужно сформулировать определение.

6. Задания на развитие логического мышления.  С целью запоминания определения понятий и правильности их написания можно использовать кроссворды, чайнворды и другие занимательные задания. Они активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение биологических понятий и терминов, развивают логическое мышление. Наиболее эффективна работа по составлению кроссвордов самими учениками. Например, при изучении генетики приходится запоминать очень много новых понятий и терминов, поэтому, для закрепление учащиеся самостоятельно составляют кроссворд и вопросы  к нему. Или составляют тест с несколькими вариантами ответов.

Для развития творческого мышления учащихся и активизации их познавательной деятельности, целесообразно использовать в свой работе проблемные вопросы и задачи, вызывающие, как правило, большой интерес у учащихся.  При этом в педагогическом отношении, более важным оказывается не быстрое получение однозначного правильного ответа (если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный поисковый характер. Такие задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решения, обращения к учебнику и другим источникам информации.

Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии. Из опыта работы"

Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии.  Из опыта работы"

Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии. Из опыта работы"

Доклад на РМО по теме "Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии.  Из опыта работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2019