Методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив
КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
2020 г.
Ибрагимова Анифе Ришатовна- преподаватель математики |
Верим и знаем: придёт час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнёт эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она лишь после того, как российские люди поймут,
что спасение надо искать в КАЧЕСТВЕ !
И.А. Ильин
Цель олимпиад, конкурсов и общественных инициатив заключается в том, чтобы дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке, познанию.
ответственность за начатое дело
целеустремлённость
трудолюбие
помогает профессиональному самоопределению.
4
Система предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив.
летние лагеря обучающихся, которая в настоящее время потихоньку начинает восстанавливаться. Совмещение отдыха за городом с неформальным общением обучающихся со студентами, преподавателями способствует, в первую очередь, развитию интереса к предмету.
заочные олимпиады, конкурсы являются движущей силой развития самостоятельной работы обучающихся. В настоящее время заочные олимпиады, конкурсы превращаются в интернет варианты, что позволяет привлечь много способных ребят, интересующихся предметом.
5
Роль предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив в образовании и науке.
кружки
лектории
факультативы
предметные конференции
Олимпиады, конкурсы и общественные инициативы не только помогают выявить наиболее способных обучающихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к различным наукам.
6
Организация предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив: от простого к сложному.
Олимпиада внутри учебного заведения
Муниципальная олимпиада
Региональная олимпиада
Заключительная олимпиада
Каждый этап состоит из нескольких туров: одного или двух теоретических и экспериментального.
Не достаточно просто разработать комплекты заданий. Конкурс любого уровня – это результат долгой, кропотливой работы многих людей, поэтому организации каждого этапа нужно уделять должное внимание.
8
Система действующих лиц олимпиад, конкурсов, общественных инициатив и их роль.
обучающийся – наставник
руководитель муниципального методического объединения предмета – председатель жюри соответствующего этапа
жюри – студенты и сотрудники вузов и НИИ.
9
Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах, конкурсах, общественных инициативах.
Подготовка к ним должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать преподавателю все имеющие в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки-практикумы, эксперимент в кабинете и т.д.
10
Методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив:
Выявляем наиболее подготовленных, одарённых и заинтересованных учащихся посредством:
наблюдения в ходе уроков;
организации исследовательской, кружковой работы и проведения других внеклассных мероприятий по предметам;
оценки способностей учащихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
. Создаём творческую группу, команду обучающихся, которая позволяет:
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия, психологическую подготовку новых участников;
уменьшить нагрузку преподавателя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие.
Планируем работу
при планировании работы с группой учащихся избегаем формализма и излишней заорганизованности;
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
основной формой работы на занятиях являются различные формы индивидуальной и парной работы.
Расширяем кругозор
читаем книги, журналы;
работаем в Интернете;
общаемся дистанционно;
участвуем в интенсивных учебных заведениях и т.д.
Работаем руками
развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т.д.
И не останавливаемся
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности;
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда;
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
11
Система работы по подготовке и проведению олимпиад, конкурсов, общественных инициатив Ибрагимовой А.Р. в КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
В начале учебного года в каждой группе я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиадах, конкурсах по естественным наукам. Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу. При решении задач на факультативе обязательно проговариваю, какой балл имеет задача, отмечаю элементы оценивания.
Перед техникумовским туром по возможности даю задания всем желающим для заочного тура. Причем, провожу заочный тур по-разному. Либо это задания для каждой группы с указанием баллов за каждое задание, либо это общий лист с заданиями, где указано, для какой группы предназначено каждое задание, но каждый может решать задания не только для своей группы. Причем, взяв задание заочного тура, обучающийся не обязательно должен участвовать в очном туре. Многие ребята берут задание просто для того, чтобы попробовать свои силы. В заданиях заочного тура обязательно число «утешительных» заданий больше, чем на очном туре. Это ставит в положение успеха даже не самых одаренных ребят. По договоренности с ребятами за успешное выполнение заданий заочного тура я выставляю им оценки в журнал.
Техникумовский очный тур провожу обязательно после занятий. Принцип добровольности сохраняется.
В техникумовской практике я сталкиваюсь с тем, что некоторые преподаватели предлагают ребятам задания очного тура всей группе на уроке, а затем всем без исключения ставятся оценки в журнал, вплоть до «двоек» и «троек». Это противоречит всем принципам олимпиадного, конкурсного и движения общественных инициатив, к тому же не соблюдаются временные регламенты.
Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и общественных инициативах – это большая творческая работа преподавателя и обучающихся.
До обучающихся стараюсь довести систему, показать, что их ждет в случае победы, разбудить в студенте честолюбие, но не гордыню. Обучающиеся, способные решать олимпиадные, конкурсные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят привлекаю для помощи отстающих.
Для начала одаренным ребятам предлагаю для чтения интересную научно-популярную литературу, разрешаю самим проводить простые опыты по предмету. Затем планирую внеурочные занятия. Предлагаю обучающемуся составить олимпиадные, конкурсные задания для других. На занятиях обращаю внимание на типичные ошибки при разборе заданий.
12
Организационно-методическая работа преподавателя-наставника.
Для подготовки ребят преподаватель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад, конкурсов, общественных инициатив различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения предмета, специализированную литературу.
Преподаватель готовит задания первого этапа. Задачи обсуждаются на предметной(цикловой) комиссии естественно-математических дисциплин. Постепенно у преподавателя накапливается картотека заданий.
Важная часть работы – это выработка системы оценивания. Основа здесь – поэлементный анализ. С выбором элементов оценивания возникают сложности, так как задания носят творческий характер и путей получения ответов может быть несколько. Система оценок должна быть гибкой и сводящей к минимуму субъективность проверки.
После проведения первого этапа преподаватель разбирает с ребятами задания и ошибки, допущенные каждым.
Предметные олимпиады, конкурсы, общественные инициативы не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают обучающимся формировать свой творческий мир. С помощью олимпиад, конкурсов, общественных инициатив обучающиеся могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
13
Список литературы
Алексеева, Г. И. Из истории становления и развития олимпиад, опыт и проблемы : учебное пособие / Г. И. Алексеева – Якутск, 2002. – 16 с.
Балк, Г. Д. Некоторые вопросы внеурочных занятий в современной средней школе : Дис. канд. пед. наук / Г. Д. Балк – Смоленск, 2000. – 298 с.
Вирачев, Б. П. Методические принципы организации и проведения олимпиады и подготовки к ней учащихся : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Б. П. Вирачев – Челябинск, 2005. – 23 с.
Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев – М. : Народное образование, 2001. – 128 с.
Дудко, JI. H. Внеклассная работа - как средство повышения качества знаний и умений школьников : Дис. . канд. пед. наук / Л. Н. Дудко – М., 2008. – 167 с.
Кордемский, Б. А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития инициативы подростков и взрослых : Дис. канд. пед. наук / Б. А. Кордемский – М., 2009. – 126 с.
Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер – М. : Педагогика, 1981. – 186 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.