Доклад на тему : "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе"

  • Лекции
  • ppt
  • 18.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.
Иконка файла материала «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».ppt

«Здоровьесберегающие технологии
в учебном процессе


Компоненты здоровья

Здравоохранение включает пять компонентов, которые делают его результативным:
здоровую окружающую среду;
рациональное питание;
качественное медицинское обслуживание;
Систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди студентов, преподавателей и родителей;
взаимодействие ОУ и всего социума в деле охраны здоровья.
2

Компоненты здоровья

обеспечение безопасной и здоровой среды в помещениях ОУ, на его территориях;
воспитание чувства ответственности за собственное здоровье;
демонстрация реальных и привлекательных средств для выбора здорового стиля жизни;
обеспечение реализации личностного потенциала студентов;
развитие здоровых межличностных отношений в коллективе;
целесообразность и органическое единство учебных программ в области здоровья;
создание и поддержка базы данных о здоровье и "базы мастерства" для получения, обработки и распространения полезной информации.



3

5 правил здоровья

Рациональная организация учебного процесса;

Организация физкультурно-оздоровительной работы;

Профилактическая и просветительно-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

Организация системы просветительской и методической работы с преподавателями, сотрудниками и родителями;
Мониторинг здоровья.


Принципы здоровьесберегающих технологий

Реализация организационно-педагогических технологий – определяют структуру учебного процесса, которая способствует предотвращению переутомления;
Реализация психолого-педагогических технологий – работа преподавателя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение;
Реализация учебно-воспитательных технологий – включают программы по обучению заботе о своем здоровье, культуры здоровья, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей;
Реализация социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий;
Реализация лечебно-оздоровительных технологий –лечебная физкультура, лечебная педагогика.


Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ

Факторы риска

Способы устранения факторов риска

Формы здоровьесбере-гающей работы

Методы и организационные
подходы

Нерациональная организация учебного процесса







4

Оптимизация образовательного пространства.
Создание комфортности условий среды. Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки.

Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности студентов. Расширение,
зонирование, гибкое моделирование
образовательного пространства.

Составление гибких вариантов
расписания занятий с использованием
экскурсионных и выездных уроков.
Создание кабинетов
психологической
разгрузки, тренажерных залов.

Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ

Низкая двигательная активность студентов

Повышение эффективности физического воспитания. Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности.

Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок.

Динамические паузы,
физкультминутки,
спортивные часы в расписании уроков.

Неадекватные возможностям студентам приемы и методы обучения



5

Использование методик обучения, адекватных возрастным и интеллектуальным возможностям студентов. Индивидуальный дифференцирован
ный подход.

Применение технологий адаптивного, пробпемного, развивающего обучения. Индивидуальное дозирование учебной нагрузки.

Индивидуальное обучение в разноуровневой
системе учебных предметов.
Личный выбор студентов.
Обучающие игры
Проект.

Модели программ, содействующих здоровью

Трехкомпонентная модель состоит из трех базовых компонентов:
Информация по проблемам здоровья в учебных курсах ориентирована на повышенное понимание студентами принципиальных основ здоровья и нацелена на изменение поведения с ориентацией на здоровье.
Медицинская служба включает в свою деятельность профилактику, раннюю идентификацию и решение проблем, связанных со здоровьем студентов.
Здоровая среда связана с физической и психической атмосферой, а также такими факторами, как безопасность, питание, служба питания и позитивная атмосфера в ОУ.
6

Восьмикомпонентная модель.

1.Образование в области здоровья. Цель — здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2.Физическое воспитание, которое представляет собой спланированную школьную программу.
3. Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику.
4.Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
5.Служба здоровья школы оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу.
6. Консультирование, психологическая и социальная службы.
7.Здоровая среда школы направлена на формирование физического и психологического климата в школе.
8.Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

7

Школьные факторы риска (ШФР)

К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика.
Интенсификация учебного процесса.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укреплении здоровья.
Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
Недостатки существующей системы физического воспитания.
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья.
8

Базовая модель системной комплексной работы по укреплению здоровья

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.
II блок – рациональная организация учебного процесса в ОУ.
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ.
IV блок – просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями, направленной на повышение уровня знаний педагогов и родителей по проблемам укрепления здоровья студентов.
VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.
9

Рациональная организация учебного процесса.

Показатели:
Объем учебной нагрузки.
Дополнительные занятия в ОУ.
Занятия активно-двигательного характера.
Рациональное расписание учебных занятий.
Рациональная организация урока.


10

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Количество видов учебной деятельности (норма:4-7 видов).
Средняя продолжительность видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).
Частота чередования видов деятельности (норма:через 7-10 минут).
Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
Чередование видов преподавания (норма:через 10-15 минут).
Наличие на уроке активных методов, методов свободного выбора, методов, направленных на развитие учащихся и т.д.
Место и длительность применения ТСО.
Наличие и место, продолжительность и содержание оздоровительных моментов на уроке.
Наличие в содержательной части урока материала, связанного со здоровьем, со здоровым образом жизни.
Наличие мотивации деятельности студентов на уроке.
Психологический климат на уроке.
11.