Компоненты здоровья
Здравоохранение включает пять компонентов, которые делают его результативным:
здоровую окружающую среду;
рациональное питание;
качественное медицинское обслуживание;
Систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди студентов, преподавателей и родителей;
взаимодействие ОУ и всего социума в деле охраны здоровья.
2
Компоненты здоровья
обеспечение безопасной и здоровой среды в помещениях ОУ, на его территориях;
воспитание чувства ответственности за собственное здоровье;
демонстрация реальных и привлекательных средств для выбора здорового стиля жизни;
обеспечение реализации личностного потенциала студентов;
развитие здоровых межличностных отношений в коллективе;
целесообразность и органическое единство учебных программ в области здоровья;
создание и поддержка базы данных о здоровье и "базы мастерства" для получения, обработки и распространения полезной информации.
3
5 правил здоровья
Рациональная организация учебного процесса;
Организация физкультурно-оздоровительной работы;
Профилактическая и просветительно-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Организация системы просветительской и методической работы с преподавателями, сотрудниками и родителями;
Мониторинг здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий
Реализация организационно-педагогических технологий – определяют структуру учебного процесса, которая способствует предотвращению переутомления;
Реализация психолого-педагогических технологий – работа преподавателя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение;
Реализация учебно-воспитательных технологий – включают программы по обучению заботе о своем здоровье, культуры здоровья, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей;
Реализация социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий;
Реализация лечебно-оздоровительных технологий –лечебная физкультура, лечебная педагогика.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ
Факторы риска | Способы устранения факторов риска | Формы здоровьесбере-гающей работы | Методы и организационные |
Нерациональная организация учебного процесса | Оптимизация образовательного пространства. | Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности студентов. Расширение, | Составление гибких вариантов |
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ
Низкая двигательная активность студентов | Повышение эффективности физического воспитания. Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности. | Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок. | Динамические паузы, |
Неадекватные возможностям студентам приемы и методы обучения | Использование методик обучения, адекватных возрастным и интеллектуальным возможностям студентов. Индивидуальный дифференцирован | Применение технологий адаптивного, пробпемного, развивающего обучения. Индивидуальное дозирование учебной нагрузки. | Индивидуальное обучение в разноуровневой |
Модели программ, содействующих здоровью
Трехкомпонентная модель состоит из трех базовых компонентов:
Информация по проблемам здоровья в учебных курсах ориентирована на повышенное понимание студентами принципиальных основ здоровья и нацелена на изменение поведения с ориентацией на здоровье.
Медицинская служба включает в свою деятельность профилактику, раннюю идентификацию и решение проблем, связанных со здоровьем студентов.
Здоровая среда связана с физической и психической атмосферой, а также такими факторами, как безопасность, питание, служба питания и позитивная атмосфера в ОУ.
6
Восьмикомпонентная модель.
1.Образование в области здоровья. Цель — здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2.Физическое воспитание, которое представляет собой спланированную школьную программу.
3. Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику.
4.Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
5.Служба здоровья школы оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу.
6. Консультирование, психологическая и социальная службы.
7.Здоровая среда школы направлена на формирование физического и психологического климата в школе.
8.Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.
7
Школьные факторы риска (ШФР)
К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика.
Интенсификация учебного процесса.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укреплении здоровья.
Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
Недостатки существующей системы физического воспитания.
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья.
8
Базовая модель системной комплексной работы по укреплению здоровья
I блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.
II блок – рациональная организация учебного процесса в ОУ.
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ.
IV блок – просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями, направленной на повышение уровня знаний педагогов и родителей по проблемам укрепления здоровья студентов.
VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.
9
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Количество видов учебной деятельности (норма:4-7 видов).
Средняя продолжительность видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).
Частота чередования видов деятельности (норма:через 7-10 минут).
Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
Чередование видов преподавания (норма:через 10-15 минут).
Наличие на уроке активных методов, методов свободного выбора, методов, направленных на развитие учащихся и т.д.
Место и длительность применения ТСО.
Наличие и место, продолжительность и содержание оздоровительных моментов на уроке.
Наличие в содержательной части урока материала, связанного со здоровьем, со здоровым образом жизни.
Наличие мотивации деятельности студентов на уроке.
Психологический климат на уроке.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.