Компоненты здоровья
Здравоохранение включает пять компонентов, которые делают его результативным:
здоровую окружающую среду;
рациональное питание;
качественное медицинское обслуживание;
Систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди студентов, преподавателей и родителей;
взаимодействие ОУ и всего социума в деле охраны здоровья.
2
Компоненты здоровья
обеспечение безопасной и здоровой среды в помещениях ОУ, на его территориях;
воспитание чувства ответственности за собственное здоровье;
демонстрация реальных и привлекательных средств для выбора здорового стиля жизни;
обеспечение реализации личностного потенциала студентов;
развитие здоровых межличностных отношений в коллективе;
целесообразность и органическое единство учебных программ в области здоровья;
создание и поддержка базы данных о здоровье и "базы мастерства" для получения, обработки и распространения полезной информации.
3
5 правил здоровья
Рациональная организация учебного процесса;
Организация физкультурно-оздоровительной работы;
Профилактическая и просветительно-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Организация системы просветительской и методической работы с преподавателями, сотрудниками и родителями;
Мониторинг здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий
Реализация организационно-педагогических технологий – определяют структуру учебного процесса, которая способствует предотвращению переутомления;
Реализация психолого-педагогических технологий – работа преподавателя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение;
Реализация учебно-воспитательных технологий – включают программы по обучению заботе о своем здоровье, культуры здоровья, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей;
Реализация социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий;
Реализация лечебно-оздоровительных технологий –лечебная физкультура, лечебная педагогика.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ
Факторы риска | Способы устранения факторов риска | Формы здоровьесбере-гающей работы | Методы и организационные |
Нерациональная организация учебного процесса | Оптимизация образовательного пространства. | Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности студентов. Расширение, | Составление гибких вариантов |
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ
Низкая двигательная активность студентов | Повышение эффективности физического воспитания. Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности. | Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок. | Динамические паузы, |
Неадекватные возможностям студентам приемы и методы обучения | Использование методик обучения, адекватных возрастным и интеллектуальным возможностям студентов. Индивидуальный дифференцирован | Применение технологий адаптивного, пробпемного, развивающего обучения. Индивидуальное дозирование учебной нагрузки. | Индивидуальное обучение в разноуровневой |
Модели программ, содействующих здоровью
Трехкомпонентная модель состоит из трех базовых компонентов:
Информация по проблемам здоровья в учебных курсах ориентирована на повышенное понимание студентами принципиальных основ здоровья и нацелена на изменение поведения с ориентацией на здоровье.
Медицинская служба включает в свою деятельность профилактику, раннюю идентификацию и решение проблем, связанных со здоровьем студентов.
Здоровая среда связана с физической и психической атмосферой, а также такими факторами, как безопасность, питание, служба питания и позитивная атмосфера в ОУ.
6
Восьмикомпонентная модель.
1.Образование в области здоровья. Цель — здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2.Физическое воспитание, которое представляет собой спланированную школьную программу.
3. Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику.
4.Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
5.Служба здоровья школы оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу.
6. Консультирование, психологическая и социальная службы.
7.Здоровая среда школы направлена на формирование физического и психологического климата в школе.
8.Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.
7
Школьные факторы риска (ШФР)
К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика.
Интенсификация учебного процесса.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укреплении здоровья.
Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
Недостатки существующей системы физического воспитания.
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья.
8
Базовая модель системной комплексной работы по укреплению здоровья
I блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.
II блок – рациональная организация учебного процесса в ОУ.
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ.
IV блок – просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями, направленной на повышение уровня знаний педагогов и родителей по проблемам укрепления здоровья студентов.
VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.
9
Рациональная организация учебного процесса.
Показатели:
Объем учебной нагрузки.
Дополнительные занятия в ОУ.
Занятия активно-двигательного характера.
Рациональное расписание учебных занятий.
Рациональная организация урока.
10
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Количество видов учебной деятельности (норма:4-7 видов).
Средняя продолжительность видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).
Частота чередования видов деятельности (норма:через 7-10 минут).
Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
Чередование видов преподавания (норма:через 10-15 минут).
Наличие на уроке активных методов, методов свободного выбора, методов, направленных на развитие учащихся и т.д.
Место и длительность применения ТСО.
Наличие и место, продолжительность и содержание оздоровительных моментов на уроке.
Наличие в содержательной части урока материала, связанного со здоровьем, со здоровым образом жизни.
Наличие мотивации деятельности студентов на уроке.
Психологический климат на уроке.
11.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.