Слайд № 1, № 2, 3, 4
Активные и интерактивные формы и методы обучения на уроках
литературы.
Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с
использованием одних и тех же технологий, урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:
- изучение нового материала,
- формирование и совершенствование умений и навыков,
- закрепление и использование знаний, умений, навыков,
- обучение и систематизация знаний,
- контроль и коррекция знаний, умений, навыков.
- комбинированный урок.
Сначала учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а
потом - как и какими способностями.
Структура урока определяется целью и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) Пассивная - ученик выступает в роли <объекта> обучения (слушает и смотрит)
Слайд № 5
Слайд № 6
2) Активная - ученик выступает <субъектом> обучения (самостоятельная
работа, творческие задания)
Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль.
Слайд № 7,
Примером могут служить уроки: «Особенности официально – делового стиля речи» (урок – игра), урок – экскурсия «Антитеза», урок с профессионально – прикладной направленностью «Вводные конструкции», урок – портрет « В этом имени свет России…» ( по творчеству Сергея Есенина), урок – диспут
« Когда жизнь бедна…» ( по рассказу Чехова « Ионыч») и другие.
Слайд № 8, 9 (Фото с уроков)
Слайд № 10.
Интерактивное обучение - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или
какой-либо идеи. Это учит гуманному, демократическому подходу к модели.
Слайд № 11
Интерактивное обучение также подразумевает под собой понятие “коммуникативная компетенция”. Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым. Во - вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Слайд № 12
Формирование коммуникативной компетенции происходит абсолютно на каждом уроке, но наиболее благодатной почвой для её выработки являются, на мой взгляд, уроки литературы - своеобразные уроки общения. Я расскажу лишь о некоторых видах работы и приёмах, которые помогают мне как учителю формировать коммуникативные компетенции.
На своих уроках литературы я использую такие формы работы, которые стимулируют желание вступать в общение с целью быть понятым. К таковым отношу использование структурно – логических схем и таблиц, кластеров
Конечно, литературу невозможно уложить в какую-то определённую схему или таблицу: выразить чувства и настроения графически чаще всего нельзя, слово недопустимо заменять схемой, а потому такому виду работы отводится строго нормированный отрезок времени. Цель его – помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим текстом. Таблицы и схемы помогают выделить основные знания и умения, которыми учащиеся должны овладеть в процессе урока. Таблицы и схемы предоставляют возможность методически грамотно работать не только с учебником литературы, но и с дополнительной литературой по предмету, расширяя предметный кругозор учащихся. Заключительным этапом работы с таблицей станет её озвучивание, то есть превращение её в связный текст. На этом этапе работы даже тот уч - ся, который не владеет искусством слова в достаточной степени, сумеет вступить в общение, безошибочно воспроизвести литературоведческий материал. Таблицы разного рода использую и при анализе непосредственно художественного произведения (примером может служить таблица, использованная при изучении стихотворения Лермонтова “Пророк”, которая поможет ребятам активно вступить в диалог с учителем и друг другом в сопоставлении образа главного героя в стихотворениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Слайд № 13,14
В процессе построения схемы или составления таблицы учащиеся самостоятельно открывают для себя новые знания, постигает истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и открытий, а, как известно из психологии, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Одновременно с этим мы развиваем ценностно – смысловой компонент: позитивное отношение уч - ся к самому себе.
На каждом уроке литературы уч – ся должен проявлять умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. Работая над формированием таких умений и навыков, я стараюсь опираться на знание личностно – ориентированных педагогических технологий, которые создают условия для раскрытия и коммуникативной реализации творческого потенциала уч - ся. Подбор индивидуальных заданий происходит с учётом индивидуальных способностей и возможностей (например, для кого - то – создание альбома иллюстраций к художественному произведению по определённой тематике (“Роль пейзажных зарисовок в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”)
Слайд № 15,16
для другого – подбор музыкальных произведений, являющихся иллюстративным материалом к художественному тексту (“Мой Лермонтов”, или “Трудный выбор Григория Мелехова)
Слайд № 17
Для третьих – индивидуальное сообщение по определённой теме с подготовкой компьютерной презентации.
Слайд № 18,19,20,21,22 (Презентация Грыбенюк)
Важным этапом в формировании коммуникативной компетенции является этап представления результатов своего труда, это и есть своеобразный показатель сформированности коммуникативной компетенции.
Часто использую на уроках такие приёмы, как синквейн и кластер. Данный вид работы позволяет выразить свои мысли образно, эмоционально при необыкновенном лаконизме: всего 5 строчек.
Слайд № 23 (Синквейн)
Учащиеся всех курсов берутся с удовольствием за такую работу, но, естественно, в группах СПО она приобретает более глубокое содержание (например, создание синквейна по теме “Великая Отечественная война”, где созданию творческой атмосферы способствует и слайд со статистическими данными, и музыкальное оформление - “Журавли” Гамзатова)
Слайд № 24, 25
Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
1. Творческие задания;
2. Работа в малых группах;
3.Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
6. Разминки;
7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов «Сократический диалог».)
8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию» (шкала мнений), «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум), вертикальный зачёт и другие.
9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее.
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Так ребята принимают участие в Конкурсах сочинений. Сочинение «Хабаровский край – территория возможностей» вызвал интерес у студентов. В результате – Диплом 2 степени у Ажибаевой Насти (ИСП – 1) Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
является практическим и полезным для учащихся;
связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся;
максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Технологии интерактивного обучения.
1) Работа в парах.
2) Ротационные (сменные) тройки.
3) Карусель.
4) Работа в малых группах.
5) Аквариум.
6) Незаконченное предложение.
7) Мозговой штурм.
8) Броуновское движение.
9) Дерево решений.
10) Суд от своего имени.
11) Гражданские слушания.
12) Ролевая(деловая) игра.
13) Метод пресс.
14) Займи позицию.
15) Дискуссия.
16) Дебаты.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с
классом. Я, например, часто использую на своих уроках работу в парах,
когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Слайд № 26 (Вертикальный зачёт)
Дерево решений
- класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством
учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем
<дереве>(лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на
деревьях соседей свои идеи.
Я также использую и такую форму урока как «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом <ДА> или <НЕТ>. Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Работа с ключевыми деталями текста, заполнение опорных схем – таблиц, творческие задания, посредством чего обучающиеся сами находят необходимый материал, используя различные источники (Литературно – критические статьи, интернет и так далее)
Слайд № 27
Примером могут служить также такие уроки, как урок – учебная дискуссия
« Был ли иной путь у Катерины?» (по пьесе А.Островского « Гроза»), урок – поиск «Тропинка к Есенину», «Литературная интеллектуальная игра «Литературный калейдоскоп», урок закрепления знаний, умений, навыков «Тема семьи в романе Тургенева «Отцы и дети», урок – исследование «Философия любви в рассказах И.Бунина и другие. На некоторых уроках хотелось бы остановиться подробнее (Прилагаются презентации с уроков).
Слайды № 28-49
Привожу пример одной из самых распространённых структур интерактивного урока:
Мотивация - начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Закрепление - важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.
Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".
Оценивание - важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания и т.д. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках - набор баллов и командное оценивание.
Дебрифинг - подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что - нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.