Актуальность данной темы обусловлена тем, что литературоведческое изучение духовно-нравственных ценностей романа «Идиот», выявление аксиологических доминант и определение ключевых черт характеров персонажей послужит основой для реконструирования доминант творчества Ф. Достоевского, что, в свою очередь, поможет по-новому взглянуть на закономерности творческого мышления писателя.
Духовно-нравственные ценности Ф. Достоевского реконструируется исследователями в результате моделирования аксиологических систем каждого из его произведений. Именно такой подход предполагает выявление ключевых смыслов определенного художественного текста, затем повторяемость их во всем творчестве или в конкретном периоде жизни писателя. В процессе реконструирования ценностной сферы необходимо учитывать биографический, исторический, культурный, социальный контексты, так как тексты являются многослойными. Особое внимание привлекает образная составляющая произведений, основой которой являются христианская культура.
Писатель на протяжении всего творческого пути стремился соотнести те или иные явления своего художественного мира с религиозными координатами, то есть воспринимал христианскую мораль как эталон поведения человека. Пятикнижие становится концентрацией всех ключевых индивидуально-авторских концептов, что продиктовано сформированностью авторского философско-религиозного сознания. Стоит отметить, что в рамках конкретного романа концептуальное содержание может входить в конфронтационные отношения. Например, в исследовании О. Бондаревской подчеркивается: «В тексте романа выстраиваются ряды полярных концептов и их репрезентантов. Один ряд возглавляет концепт «братья», другой – «Карамазовы». Мир «братьев» – мир деятельной жертвенной любви с идеалом «красоты Мадонны», мир, регулируемый совестью, а значит, предполагающий доверие друг другу и, поэтому, «свободу совершенную». Мир «Карамазовых», напротив, – мир самолюбия, от которого исходят сладострастие, стяжательство, шутовство, мир, преклоняющийся перед «красотой содомской» («инфернальной»), но и мир, регулируемый честью» [18, с. 3].
Объектом исследования является роман Ф. Достоевского «Идиот», предметом – духовно-нравственные ценности указанного произведения.
Цель данной работы – выявление системы доминант в романе «Идиот» с учетом ценностной природы творчества Ф. Достоевского.
Данная цель реализуется решением следующих задач:
1) рассмотреть роман «Идиот» как аксиологический текст культуры со своими кодами, знаками, символами, образами, архетипами, мотивами;
2) интерпретировать с точки зрения литературоведения ведущие доминанты романа «Идиот» как отражения определѐнных типов сознания, духовных и социально-психологических особенностей эпохи 60-х годов XIX века;
3) охарактеризовать выделенные в романе художественные архетипы как воплощение вечных проблем жизни.
Научная новизна нашей работы определяется тем, что впервые проводится системное исследование архетипов романа «Идиот», осуществляется развернутый концептуальный анализ художественного пространства текста, а также попытка построения ценностной составляющей творчества писателя; исследуются его аксиологические доминанты.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что предложена методика системного реконструирования архетипов романа «Идиот» в соотнесении с христианским мировоззрением Ф. Достоевского, его индивидуально-авторской картиной мира.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут применяться при изучении поэтики романа Ф. Достоевского «Идиот» в учебном процессе средней и высшей школы при реализации метода аксиологического анализа произведений литературы.
Методологическая основа исследования. Работа основана на исследованиях, в которых рассмотрены проблемы аксиологии применительно к литературоведению (Д. Лихачев, Ю. Степанов, В. Маслова, Н. Володина, В. Волкова, В. Демьянков, Е. Лозинская и др.); на трудах, посвященных творчеству Ф. Достоевского (М. Бахтин, Т. Касаткина, В. Топоров, Г. Померанц, Н. Тяпугина, Р. Назиров, Г. Фридлендер, Ю. Кудрявцев и др.).
Используется комплекс литературоведческих и других методов:
интертекстуальный анализ и аксиологический метод.
Аксиологический подход в исследовании является доминирующим. Он позволил изучить доминанты концептов и описать смысловую художественного произведения, обнаружить специфику структуры литературного архетипа и совокупность его характерных признаков. Интертекстуальный анализ нацелен на рассмотрение романа «Идиот» как интертекста культуры. Без этого невозможно обнаружить смысловые связи отдельных элементов художественного целого с текстами Ветхого и Нового Завета и понять эстетическую ценность художественного произведения, его соотнесенность с фольклором, изобразительным искусством, мифологией.
Структура работы определяется логикой исследования духовно-нравственных ценностей романа «Идиот». Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 112 наименований. Общий объем работы – 64 страницы.
Выводы к первому разделу
Основные духовно-нравственные ценности в романе «Идиот» как отражение мировоззрения писателя.
В первом разделе Выявлены и проанализированы связанные с образом Петербурга архетипы «Апокалипсис», «Вавилон», «хаос», «огонь», «грех», «блуд». «Вавилон» раскрывает внешне-предметную составляющую романа, выступает в качестве характеристики героев (Рогожина, генерала Иволгина, Гани Иволгина). архетип «огонь» тесно связан с символикой текста романа, формируя метафизическую базу повествования (очищение огнем). Концепт «блуд» является одним из элементов, образующих в романе Ф. Достоевского библейский подтекст. Связь между романом Ф. Достоевского и Книгой Апокалипсиса предоставляет возможность ответить на множество загадок романа.
Апокалипсические концепты являются частью христианского контекста творчества Ф. Достоевского. Неоднократно отмечалась интертекстуальная связь образов Достоевского с евангельскими образами.
Они выполняют в художественном пространстве романа функцию характеристики образов и идейно-смысловую функцию. Вещи проникают в человеческие отношения и оказывают влияние на них. Предметный мир синтезируется с миром людей. Вследствие этого вещь воспринимается как нечто всесильное, даже «дающее таланты» – человек, напротив, может быть куплен, подобно вещи, или восприниматься через призму вещей.
В процессе концептуального анализа мы выделили функции апокалипсических концептов в романе «Идиот»: характеризующая и идейно-смысловая, которые основаны на интертекстуальной связи между романом Достоевского «Идиот» и библейских текстов, что в будущем предоставляет возможность ответить на множество загадок романа.
Выводы ко второму разделу
В числе аксиологических доминант романа «Идиот» мы выделили понятия «любовь», «семья», «вера», «деньги», «капитал» и др. Каждое из них содержит устоявшееся значение и индивидуально-авторское. Последнее отличается тем, что Ф. Достоевский постоянно экспериментирует над чувствами и эмоциями персонажей, создавая конфликтные ситуации и противоречивые диалоги. Князь Мышкин, в отличие от Христа, испытывает только жалость к окружающим и безрезультатно пытается из лучших побуждений спасти их.
Понятие «любовь» в романе граничит со страстью, ревностью, состраданием. Иногда отсутствует и чувство любви в семьях персонажей. Ф. Достоевского интересуют всяческие нарушения канонического понимания семьи в России. Внимание уделяется аномальным изменениям в семейном укладе, сложностям взаимоотношений между членами семейств Епанчиных, Иволгиных, Терентьевых.
Религиозный контекст романа раскрывается, среди прочих, и в понятии «вера», основное содержание которого выявляется в диалоговом пространстве текста. Противоречие строится на уповании персонажей на Бога и в то же время на греховности слов и поступков.
Внешне-предметная составляющая романа отражена в понятиях «деньги» и «капитал», которые являются индивидуально-авторскими и объединяют характеристики нескольких героев (Рогожина, генерала Иволгина, Гани Иволгина). Денежными отношениями в романе связано большинство персонажей (долг, ставка в игре или споре, наследство, приданое и др.). Немаловажным остается значение капитала для положения в светском обществе (богатство – залог уважения).
Противопоставление
материального достатка и духовного состояния отражено в психологическом
описании поведения действующих лиц (диалог души и тела).
Заключение
Подводя итоги проделанной работы ,мы пришли к следующим выводам: Ф. Достоевский – христианский мыслитель. На жизнь он смотрел сквозь призму заповедей христианства. Мы можем утверждать, что духовно-нравственная сфера писателя сформировалась на пересечении различных координат: исторической, личной и религиозно-философской. По этой причине аксиологический анализ возможен только при восприятии его творчества как системного литературного явления, и комплексном анализе опорных смысловых единиц.
Действие в романах Ф. Достоевского чрезвычайно концентрировано по времени, напоминает в этом отношении классические трагедии. Это особенный способ освоения общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты, любви. Человек в его художественном мире учится жить в условиях множества сознаний, точек зрения и логик.
Мы рассматриваем текст «Идиота» как текст культур с «жизнью в «большом времени», кодами, знаками, символами, архетипами и мотивами, так как он является отражением определенного типа сознания, духовного, социльно-психологического климата эпохи и вечных проблем жизни. Именно поэтому мы анализируем модель мира и образ человека в данном художественном пространстве.
Мы выявили систему концептов с учетом ценностной природы творчества Ф. Достоевского. Впервые осуществлено комплексное исследование духовно-нравственной сферы романа «Идиот», осуществлено моделирование системы смыслов с учетом ценностной составляющей творчества писателя.
В дальнейшем наше исследование будет направлено на моделирование духовно-нравственной сферы всего творчества Ф. Достоевского.
Спасибо за внимание!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.