Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Калачинска Омской области – «Детский сад №2»
Доклад на тему:
"Формирование читательской грамотности
у детей дошкольного возраста"
Выполнил: воспитатель
Лютая Ирина Юрьевна
Калачинск 2023 г.
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, "умение учиться"(т.е.формирование предпосылок универсальных учебных действий).
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность.
Читательская грамотность:
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
«Читательская грамотность – совокупность умений и навыков ,отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель ,хоть и пассивный т.е. слушатель.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Консультируя родителей по формированию читательской грамотности нужно ознакомить их с некоторыми правилами:
читать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать .Слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного или прочитанного; круг чтения должен быть разнообразным.
Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров. Это и классическая литература , проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей ,это и сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.
не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения.
не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность.
В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете.
Аудио- и видео книги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Также Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников.
Нужно научить ребенка пользоваться книгами и беречь их!
Так кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.
Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.
Задачи:
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.
Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей седьмого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Рукавичка», «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений мы использовали элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, "Щелкунчик", лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
Периодически в группе организуются выставки книг, на тему моя самая любимая книга. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Еще моя группа очень любит, когда я провожу игровое занятие "Страна Почитайкино", где мы создаем условия похожие на библиотеку. Дети учатся соблюдать тишину во время просмотра книг, который выдал им детский "работник библиотеки". знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего она создана.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы". Оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование.
Проводим с детьми творческие встречи, литературные викторины, литературное развлечение «Королева игрушек», посвященное творчеству А.Барто, игра-викторина «Путаница» по произведениям С. Михалкова, рождественские святки по мотивам сказки «Серебряное копытце», «Сказки дедушки Корнея», литературная гостиная «Ларец мудрости» - по мотивам басен И.А.Крылова.
В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
А также у нас работает мастерская по ремонту книг, "Книжкина больница" где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть, скотч и др.).
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.