Доклад на тему: «Формирование связной речи обучающихся с ОВЗ»
Оценка 4.7

Доклад на тему: «Формирование связной речи обучающихся с ОВЗ»

Оценка 4.7
docx
28.04.2020
Доклад на тему: «Формирование связной речи обучающихся с ОВЗ»
Доклад Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ.docx

Доклад на тему:

Формирование связной речи обучающихся с ОВЗ.

 «Связной называется такая речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания»

 С.Я. Рубинштейн

 

Формирование связной речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.  Недостатки фонематического слуха сочетаются с замедленным темпом развития артикуляции. Наблюдаются нарушения фонематической и грамматической стороны речи.  Отмечается ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточное их использование, патологический разрыв между активным и пассивным словарем. Школьники с нарушением интеллекта в основном пользуются простыми предложениями, наблюдается неправильное их построение.

  Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

 Формирование умений и навыков связной речи у обучающтхся – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучающегося в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению школьника как личности.

Принимая во внимание, что конечным результатом речевого развития обучающихся считается развитие качественной устной речи, которая существует в форме диалога и монолога, наибольший акцент сделан на возможности включения в работу по речевому развитию школьников технологий, направленных на формирование навыков связной диалогической и монологической речи. 

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому обучающемуся легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

·         «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

·        «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

·         «Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

·        «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

·         «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

·         «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

·        Игры с мячом "Один - много" для закрепления формы множественного числа.

·        Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".

o   листья падают - листопад

o   сам ходит - самоход

o   снег падает - снегопад

o   мед носит - медонос

o   вода падает - водопад

o   звонит попусту - пустозвон

o   звезды падают – звездопад

·        Игры для уточнения формы родительного падежа: "Угадай, чьи это хвосты". 

·        Игры для уточнения формы дательного и творительного падежа "Профессии и инструменты".

·        Ответы на вопрос:

·        «Кому инструмент?», «Кто чем работает?» по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

 

 «Мнемотехника»

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи школьников. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным. 

Мнемотаблицы могут быть составлены к сказкам, загадкам, стихам и считалкам.

Образец мнемотаблицы  «У Лукоморья…», «Петя мечтает»

 

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания правил, орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами.

«Правила в картинках».

  Применение приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи создаёт условия для достижения гораздо большего в усвоении знаний.

      Рисунки, схемы, цифровые диктанты, чертежи, эскизы, кроссворды, макеты и другие наглядные средства, каждое из которых служит определённой учебной задаче, а все вместе взятое подчинено достижению высокого развития и более прочного усвоения знаний и навыков всеми обучающимися.

Образец кроссворды «Жанры УНТ», «По сказке «Сивка – бурка», схемы УНТ и др.

 

 

    Одной из форм домашнего задания «Изображение содержания прочитанного в рисунках».

   Например, иллюстрация басен И.А.Крылова.

  

Правила, напечатанные в учебнике, смотрятся непривлекательно, буднично, не имеют эмоциональной окраски. Правила-картинки, выполненные в цвете, компенсируют этот недостаток и способствуют пробуждению интереса к предмету.

 «Правила в картинках» применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора.

Правило можно преподнести в виде сказки.

Многие учащиеся легко и быстро запоминают правила в стихах.

Популярным мнемотическим средством считается рифма и ритм. Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы с определённой дидактической целью. Запоминалки» на уроках русского языка сначала записываются в тетрадь, затем повторяются в течение нескольких уроков, так что не требуется специального заучивания: запоминание происходит, само собой.

Предлагаю вашему вниманию образцы правил, выполненных по данной технологии.

Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

 

Хорошо запоминаются и правила-схемы.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 

 


 

Доклад на тему: Формирование связной речи обучающихся с

Доклад на тему: Формирование связной речи обучающихся с

Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т

Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т

Одной из форм домашнего задания «

Одной из форм домашнего задания «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020