Доклад на тему: "Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии"
Оценка 4.8

Доклад на тему: "Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии"

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
5 кл—11 кл
21.05.2020
Доклад на тему: "Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии"
Доклад на тему: "Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии"
Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии..docx

       Министерство образования и науки Республики Казахстан

                           

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Применение активных и интерактивных методов                                     обучения на уроке биологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель биологии СШ №8            им. У.Д. Атамбаева,

Демесинова Эмма Галимовна            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Атырау 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе……………………………………………………………

 

7

1.2 Активные методы обучения………………………………………………

9

1.3  Интерактивное обучение…………………………………………………

10

1.4 Особенности интерактивных методов…………………………………...

11

2. Использование интерактивных методов на уроках биологии…………...

12

2.1 Метод “Мозговой штурм”………………………………………………...

12

2.2  Метод “Микрофон”……………………………………………………….

13

2.3 Метод “Цепочка”…………………………………………………………..

14

2.4 Интересные биологические задачи……………………………………….

14

2.5 Метод “Карусель”………………………………………………………….

16

2.6 Блиц - интервью……………………………………………………………

17

2.7 Прием “Корзина идей”…………………………………………………….

17

2.8 Прием “Диаграмма Венна”………………………………………………..

18

2.9 Игра - как интерактивный метод обучения……………………………...

18

2.10 “Сенкан”…………………………………………………………………..

19

2.11 Интересные экологические задачи……………………………………...

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму.

Китайская  притча.

                                                        

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее  можно только в педагогической практике в стратегии развития критического мышления. Задания этой стратегии в том, что у пробуждение сознания, когда молодой человек осознает реалии, что его окружает и ищет пути решения проблемы. Такой подход созвучный концепции личностно-ориентированного обучения и неразрывно связан с использованием активных и интерактивных технологий.

Учитель творец и изобретатель. Каждый найденный ним прием или новое их соединение - своеобразное изобретение. Творческий процесс - оригинально сложенный план урока.

Наши ученики - будущее страны, поэтому Учитель должен помочь ученикам почувствовать силу и радость личных возможностей, раскрыться в светлую индивидуальность, на уроках биологии и я старалась создать все условия для интеллектуального, духовного, морального, эстетического развития учеников.

А. Эйнштейн говорил: “Правильно обучает тот, кто обучает интересно”. Учитель - мастер: мастер слова, мастер звука, мастер мысли, мастер эмоций и настроения, мастер создания констатации знаний.

Идея  на урок, творческий учитель должен не только владеть знаниями по теме, но продумать все формы, методы и приемы работы, которые будут эффективны на этом уроке.

Конечно, новая  информация, компьютерные технологии, дают возможность современному педагогу использовать в процессе обучения и традиционные, и инновационные методы обучения, придавать традиционным методом новое современное толкование, создавая высшее индивидуализированное и  интенсификационное обучение.

Технологии увеличивают эффективность процесса обучения, получение новых знаний, обработку умений и навыков. Существует большое количество активных и интерактивных технологий обучения -  проблемная лекция, парадоксальное лекция, эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа, решение ситуационных задач, коллективное групповое обучение, ситуативное моделирование. Они могут быть использованы на разных этапах урока:  во время закрепления, систематизации знаний учащихся, во время формирования знаний и навыков. Их можно использовать также как фрагменты занятия для достижения полной цели, проводить целый урок с использованием отдельной технологии.

В своей работе я использую разнообразные приемы интерактивного обучения:  “Аквариум”, “Круг идей”, “Мозговой штурм”, метод “Пресс”, “Микрофон”, дискуссии, групповые исследования. Учащиеся проявляют заинтересованность на таких уроках. На традиционных уроках учитель всегда рассказывает, учащиеся слушают. Использование интерактивных методов обучения обеспечивает активное участие каждого, творческое участия каждого, творческое содружество участников между собой.

Цель моей работы в том, чтобы показать место и роль интерактивных методов: самостоятельно получать знания и умело их использовать на практике при решении проблем; критично мыслить, уметь преодолевать трудности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах; самостоятельно работать над развитием своего интеллектуального и культурного речевого уровня.

Задачи работы:

    Показать связь с жизнью

    Отвечать на разноуровневые вопросы 

    Уметь наблюдать, анализировать, творчески решать поставленные задачи

Воспитывать  экологически - грамотные взгляды на природу, толерантность, трудолюбие, потребность в здоровом образе жизни, эстетическое отношение к природе. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Поэтому при подготовке к уроку у учителей часто возникают трудности, так как они не могут выбрать наиболее эффективные методы. В связи с этим возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
         Объект исследования –активные и интерактивные методы и приёмы в обучении.

Предмет исследования: использование интерактивных методов в обучении школьников.

Цель –рассмотреть активные методы в обучении.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выделить теоретические основы активных методов обучения;

2. Рассмотреть классификации и характеристику активных методов

    обучения.

Методы исследования:

Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.

База исследования:

Наличие компьютерного класса, мультимедиа программ

Ожидаемые результаты:

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировалась мотивация (интерес) к учению. Дети зачастую так информированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно. Вот и встают перед учителем вопросы: Как донести учебный материал до ребенка? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как сделать так, чтобы научные знания стали не только основой, но и убеждением будущего гражданина?

Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.

В исследовании поставлены следующие проблемы:

·        Проблема стимулирования творческой инициативы учащихся, связанная с недостаточной разработанностью педагогических условий развития поисковой мотивации учащихся;

·        Проблема психологической, содержательной и речевой специфики детского учебного процесса. Ученическое мышление отличается от мышления взрослого;

·        Организационные проблемы,  требующие много временных затрат, активного развития у учащихся навыков самообучения, индивидуального подхода к ученику;

Научная новизна проекта заключается в том, что: 
-предложенные мною основные интерактивные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках.

Практическая значимость: разработанные материалы могут использоваться в работе учителей школ и студентов педагогических вузов.

Структура работы:

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1     Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе.

 

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Ведь именно сейчас, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения.

Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. 

Немецкие ученые доказали, что:

·        человек запоминает только 10% того, что он читает;

·        20% того, что слышит;

·        30% того, что видит;

·        50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

·        80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

В педагогике различают несколько методов обучения:

1) пассивный - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активный - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивный – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

 

 

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

 

 

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем, активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

 

 

1.2 Активные методы обучения.

 

Активное обучение использует систему методов и приемов, направленных главным образом не на изложение готовых знаний, их запоминание и отображение, а на  организацию учащихся для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе познавательной и практической деятельности. Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

К каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей.

 

1.3 Интерактивное обучение.

 

Интерактивное обучение -  это специальная форма организации познавательной деятельности. Она предвидет конкретные цели. Одной из них является создание комфортных условий обучения для того чтобы каждый участник процесса чувствовал свою интеллектуальную способность, что способствует продуктивности  обучения.

Суть интерактивного обучения в том, что все учащиеся принимают участие в процессе познания, формировании выводов, создании определенного результата, где каждый вносит свой вклад, где идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Особенностью этого есть то, что процесс происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки - это позволяет не только получить новые знания, но и развивать познавательную деятельность, переводит его на высшие формы кооперации работы.

Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.  Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Интерактивное обучение позволяет решить несколько заданий.  

Главное -  развивает коммуникативные умения и навыки, способствует восстановлению эмоциональных контактов между участниками обучение, обеспечивает  воспитывающее задание, учат работать в команде, слушать мысли каждого. И  ещё использования interactive снимает нервное напряжение, дает возможность изменять форму деятельности, переключать внимание на главные вопросы.

 

 

 

1.4 Особенности интерактивных методов.

 

Интерактивные методы характеризуется такими признаками:

·        Обеспечивают активное участие и эффективное взаимодействие участников  друг с другом,  с учителем в процессе обучения; 

·        Содружество преподавателя и ученика, а не доминирование учителя;

·        Используют содержание, которое имеет жизненное значение для ученика;

·        Стимулируют учащегося использовать полученный опыт в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы достичь этой непростой цели, необходимо подобрать такие методы и способы обучения, которые бы стимулировали познавательный интерес учащихся к естественным наукам.

 

Таблица 1. Структура интерактивного урока.

 

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1 этап.  Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Блицопрос»,

«Микрофон»,

« Мозговой штурм»

2 этап.  Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

Через эпиграф, слово, название.

3 этап.  Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.

Мини-лекция

4 этап.    Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

« Аквариум», « Пресс»,

 « Карусель», « Дебаты» , «Семинар», «Снежный ком», 

« Микрофон»,

«Защита проекта», Работа в малых группах.

5этап.  Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

“Большой круг”

“Неожиданное предложение”

“Снежный ком”

“Творческое задание”

“Проект”

“Пресс”

         

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

 

 

2. Использование интерактивных методов на уроках биологии.

 

Наиболее известными формами интерактивных методов являются:  “Диаграмма Венна”, “Аквариум”, “Дебаты”, “Мозговой штурм”, “Микрофон”, “Карусель”, “Цепочка”, биологические задачи, блиц-интервью, “Сенкан”, игры, загадки, экологические задачи.

 

2.1 Метод “Мозговой штурм”.

 

Опираясь на жизненный опыт и знания, все участники обсуждения свободно излагать свою мысль. Мозговой штурм заставляет учеников проявлять творчество, развивает умение быстро анализировать ситуацию.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

 

Этапы и правила мозгового штурма

 

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

-  Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

-  Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

-  Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Например, при изучении темы “Нарушение зрения. Гигиена зрения” (биология человека, 9 класс), рассматриваем такой вопрос: много людей имеют проблемы со зрением, каковы причины нарушения зрения Вы можете назвать?  Учащиеся предлагают ответы: чтение в постели; если у родителей плохое зрение, то и у детей тоже; чтение в транспорте; нерациональное питание; плохо осветленное рабочее место; мелкий шрифт; просмотр телепередач близко к экрану; из-за большого количества сочинений, которые задают домой; небольшое расстояние учебника от глаз.

Например, изучая тему “Осанка и профилактика ее  нарушения” (биология человека, 9 класс) работаем над проблемой: что является причиной искривления позвоночника При нарушение ходьбы у некоторых людей? Учащиеся предлагают свои варианты решения:Тяжёлые сумки на плечах, мягкая постель, низкие порты, неполноценное питание, искривленная поза во время выполнения письменных заданий, переполненный автобус, высокие каблуки, узкая обувь.

 

2.2  Метод “Микрофон”.

 

Метод “Микрофон” дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, отвечая по очереди. Перед классом ставятся вопросы ученику даётся “микрофон”,  который ученики передают друг другу. Если нет ответа, ученик передает слово другому. Например, во время изучения темы “Внутренняя  среда организма” (биология, 8 класс), можно предложить вопросы: Какой состав крови? ( для выполнения нужно перечислить только компоненты); что собой представляют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Изучая тему “Сообщества и экосистемы” (биология, 11 класс) предлагаю такие вопросы: 1. Что такое сообщество? 2. Что такое экологическая пирамида? 3. Почему типы пирамид для одного сообщества могут значительно отличаться?

 

 

2.3 Метод “Цепочка”.

 

Ученики по очереди ( цепочкой)  отвечают на вопросы учителя, побеждает тот, кто ответил последним. Например, тема “ Высшие споровые растения” ( биология, 6 класс): 1. Есть ли у папоротеобразных цветы? ( нет) 2. Что такое сорусы? ( это совокупность спорангиев) 3. Почему папоротники, хвощи, плауны относят к высшим споровым растениям? 4.  Почему сейчас нет древовидных папоротников? 5. Что такое ризоиды? 6. Чем мхи отличаются от водорослей?

Например, “Уважаемые ребята, перед вами 3 предмета: яйцо, игрушка и цветок. Я попрошу вас о следующем: вы должны придумать некий цикл, связанный с этим объектом. Он даже может быть небиологическим. Прошу вас, предлагайте (предложить яйцо, игрушку и цветок).Теперь все 3 предмета мы должны объединить в некую цепочку, именно биологическую, смысл которой вы должны определить сами.”

«Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

 Преимущества метода:

* Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.

* Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

* Стимулирует участников к практической работе.

 

2.4 Интересные биологические задачи.

 

Эти задачи стимулируют творческую и познавательную деятельность учащихся, это один из способов, которые обеспечивает развитие логического мышления и творческое  усвоение знаний.

Например, тема “Кровь и кровообращение” ( биология человека, 8 класс).

Задача. Сколько литров крови перекачивает сердце бегуна, если известно, что пульс у марафонца во время бега -  150 ударов/мин,  во время бега 2:30. Во время бега левый желудочек за одно сокращение выталкивает около 100 миллилитров крови.

Решение.

1.  Определяем сколько ударов делает сердце за 2:30;  150*150=22500

2.   Сколько крови перекачивает сердце бегуна: 100мл*22500=2250мл=225л

Задача. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его посследующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

Задача. Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала употреблять в пищу водоросли. Что спасло людей? (Бурые водоросли).

Задача. Чтобы дышать, человек специально ничего не делает — все делается само собой, автоматически. У дельфина иначе. Он дышит легкими, а ведет жизнь рыбы… И вот он поднимается к поверхности воды, открывает особый клапан, делает выдох, потом вдох, закрывает клапан и ныряет вглубь с запасом воздуха, под водой он может находиться минут пять-десять. Эти целенаправленные действия невозможно сочетать со сном: для дыхания дельфину нужна слаженная работа мышц и мозга, а не безмятежность и расслабление мышц, свойственные сну.Когда же и как спит дельфин, если ему приходится выбирать между сном и дыханием?

Противоречие: Дельфин должен спать, чтобы иметь возможность отдыхать, и не должен, так как вынужден часто подниматься на поверхность.

Ответ: Загадка была разрешена сотрудниками Института эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР. Дельфин спит несколько часов, как любое млекопитающее, и вместе с тем… бодрствует. Полушария его мозга спят поочередно! Сначала засыпает одно, а другое бодрствует. Потом через час-полтора, засыпает второе, а первое «заступает на вахту» — управляет дыханием и движением. Вот почему, оказывается, дельфин закрывает то один глаз, то другой; раньше это замечали многие исследователи, но никто не догадывался, что закрытый глаз просто-напросто спит.

Задача. Есть народная примета: если ты заблудился в лесу, то можно определить стороны света с помощью мха, растущего на деревьях — он растет с северной стороны.Почему мох растет с северной стороны? Всегда ли это так? Посмотрите на фотографию: она сделана в Беловежской пуще в полуденное время в апреле. Определите, с какой стороны растет мох на дереве, и постарайтесь дать свое объяснение.

Ответ: Мох не любит прямой солнечный свет. А в наших лесах прямой свет никогда не падает с северной стороны — поэтому при прочих равных условиях мох обычно растет на северной стороне деревьев. Однако главное условие роста мха — влажность. Ведь мох состоит из грибов и водорослей, которым обязательно нужна влага. Поэтому, например, при несущих влагу западных ветрах мох будет расти на западной стороне деревьев. Большое значение имеет и наклон ствола дерева. По наклоненному стволу вода стекает после дождя преимущественно по одной стороне — на ней и будет расти мох. Так, благоприятные условия для роста изображенного на фотографии мха создались на восточной стороне дерева.

2.5 Метод “Карусель”

 

В работу включается весь класс. Потому, что происходит активная беседа, обсуждается проблема между учащимися класса. Этот метод используют для: сбора информации о любой теме;  интенсивной проверки и глубины знаний; развитию умения аргументировать свою позицию.

    Класс объединяется в несколько групп. Каждая выбирает ведущего, который отвечает за сбор информации. Группы получают задания, обсуждают их и записывает на листе бумаги ( 3 минуты), после передают информацию другой группе и так далее. Когда Карусель делает 1 оборот группа обобщает материалы делает  вывод по определенной  проблеме.

Например, “Строение скелета” ( биология человека, 8 класс), после ознакомления с информацией по этой теме ученикам предлагает вспомнить интерактивное упражнение “ Карусель”. Участников инструктируют, указывая цели и правила упражнения. Каждая группа получает пакет заданий, который распределяются между парами.

Задания:

     строение черепа;

     строение позвоночника;

     строение грудной клетки;

     строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности;

     строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Время выполнения упражнения -  10 минут. Задания, которые получили пары, должны иметь конкретный ответ и не быть объемными.

Разновидностью метода «Карусель». является «Идейная карусель». Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. 3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

3. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

 

 

2.6 Блиц - интервью.

 

Этот метод используют для проверки знаний учащихся по темам. Учащиеся самостоятельно готовят вопросы, которые будут задавать во время интервью. Главное, чтобы вопросы были понятны и лаконичные. Во время выполнения этого задания учащиеся учатся выделять главное, строят вопросы, ответ на которые два или три слова. Развивается взаимное уважение и корректное отношение друг к другу.

Для проведения интервью учащиеся делятся на “экспертов”, “журналистов”. Эксперты в центре, журналисты по очереди задают вопросы.

Например:

1.  Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в этой органелле «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и так выводятся из клетки. Наиболее крупные размеры эти органеллы имеют в клетках желез внутренней секреции. «Удостоверение», выданное ими гормону, позволяет последнему дойти до адресата и не быть уничтоженным по дороге как чужеродное тело. Эти специализированные органеллы называют ... (Комплексом Гольджи.)

2.  Известно, что важнейшая функция комплекса Гольджи – сортировка веществ и их перемещение – происходит не без помощи мембранных «адресных меток», работающих по принципу «замок–ключ», то есть ... (Мембранных рецепторов.)

3.  Плоские черви, за редким исключением, имеют и женские, и мужские половые железы, поэтому они ... (Гермафродиты.)

 

2.7 Прием “Корзина идей”

 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

2.8 Прием “Диаграмма Венна”

 

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом "Кольца Венна"   
1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.
2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.
3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

 

2.9 Игра - как интерактивный метод обучения.

 

Обучающие игры имеют четкую структуру, элементами которых являются игровая цель, правила игры, игровые действия, дидактические задания. Правильная организация игр позволяет достичь определенных дидактических и развивающих целей. 

Игра, наука, фантазия -  источник детского мышления, благородных чувствах и достижений.

Например, игра “Кто  больше и быстрее”. В течении нескольких минут каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов.

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
         У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40).
         У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?(Четыре)
         Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  (Малина - калина)
         Какое животное ходит только буквой «Г»?(Конь, если это шахматная фигура.)
         На каком базаре самый большой шум?   (На птичьем базаре.)
         Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  (На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)
         Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  (Помидор)

Какой злак может расти ... на человеке?(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

Назовите животных-альпинистов.(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

«Экономическая порода» собак - это...(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

Какая птица является крупным издателем школьных учебников? (Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки - цветы.)

Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.(Кипарис)

Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  (Осы - осиная талия.)

Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  (Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

Какая водоплавающая птица написала известные книги? (Гоголь)

 

2.10 “Сенкан”.


Сенкан (или сенкен) — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Во время составления сенканов необходимо придерживаться таких правил:

1. Первая строка должна содержать слово, которое обозначает тему (обычно это существительное).
          2. Вторая строка — это описание темы, который состоит из двух слов (два прилагательных).
          3. Третья строка называет действие, связанное с темой, и состоит из трех слов (обычно это глаголы).
          4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из четырех слов и выражает отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого.
          5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима к первому слову, в нем выражается сущность темы, будто подводится итог.
          Например: Составить сенкан на тему «Биология».

1.     (одно существительное) биология

2.     (два прилагательных) интересная, современная

3.     (три глагола) развивается, изучает, исследует

4.     (фраза из четырех слов) наука о живой природе

5.     (синоним к существительному) жизнь

 

2.11 Интересные экологические задачи.

 

Экологические задачи - способ, который обеспечивает творческий уровень усвоения экологических знаний, способствует воспитанию учащихся творческих способностей, развития памяти, логического мышления. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

http://www.plantopedia.ru/upload/plantopedia/01_Plantopedia/acerPOU100507_040.JPGЗадача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

http://hnb.com.ua/artimages/300x/da786e800399b7ec0b9751e8a75f0544.jpgОтвет. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

Задача 3. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?

Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».

Задача 5. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление.

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

Задача 6. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/65435673.25c/0_9a542_3bf7bfb2_orig

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Задача 8. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?

http://www.unser-inn.at/bilder/galerie/tiere-pflanzen/Bachforelle_01.jpgОтвет. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития личности обучающихся учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

·        все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

·        ученики должны знать, что учитель верит в них;

·        учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

·        важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача всестороннего развития учащихся успешно решается.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.          Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта+,2001г.

2.          Галкина Е.А.  Технологии обучения биологии: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК КГПУ, 2011.

3.          Жук Г.У. Активні форми і методи навчання біології.- К.: «Освіта      України», 2008.-456с.

4.          Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

5.          Иванцова Л. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.

6.          Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с

7.          Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

8.          Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с.

9.          Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. – М.: МПУ, 1994. – 269с.

10.     Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. 266с.

11.     Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

12.     Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т.1. - М.: Просвещение, 1956. - 558 с.

13.     Ходорн Е., Венер Р. Общая зоология,- М.: Мир,1989 г.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму

Технологии увеличивают эффективность процесса обучения, получение новых знаний, обработку умений и навыков

Технологии увеличивают эффективность процесса обучения, получение новых знаний, обработку умений и навыков

В связи с этим возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному…

В связи с этим возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному…

Научная новизна проекта заключается в том, что: -предложенные мною основные интерактивные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках

Научная новизна проекта заключается в том, что: -предложенные мною основные интерактивные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках

Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе

Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не…

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не…

Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности

Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности

К каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся

К каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся

Особенности интерактивных методов

Особенности интерактивных методов

Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала “Большой круг” “Неожиданное предложение” “Снежный ком” “Творческое задание” “Проект” “Пресс”

Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала “Большой круг” “Неожиданное предложение” “Снежный ком” “Творческое задание” “Проект” “Пресс”

Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см

Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см

Метод “Цепочка”. Ученики по очереди ( цепочкой) отвечают на вопросы учителя, побеждает тот, кто ответил последним

Метод “Цепочка”. Ученики по очереди ( цепочкой) отвечают на вопросы учителя, побеждает тот, кто ответил последним

Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп

Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп

Метод “Карусель” В работу включается весь класс

Метод “Карусель” В работу включается весь класс

Блиц - интервью. Этот метод используют для проверки знаний учащихся по темам

Блиц - интервью. Этот метод используют для проверки знаний учащихся по темам

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Какое животное ходит только буквой «Г»?(Конь, если это шахматная фигура

Какое животное ходит только буквой «Г»?(Конь, если это шахматная фигура

Интересные экологические задачи

Интересные экологические задачи

Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под

Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поиск о вой активности участников, побуждает их к конкретным…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поиск о вой активности участников, побуждает их к конкретным…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020