Доклад на тему: Использование информационных технологий на уроках математики
Преподаватель КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»: Ибрагимова А.Р.
Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации учебного учреждения. Они облегчают труд преподавателя, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для обучающихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик обучающегося, а также отследить конкретные результаты образования. Информационные технологии дают новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень. Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьёзные преимущества перед традиционными формами уроков. Потому что обладает большими возможностями предъявления учащимся наглядных, звуковых средств, справочных материалов.
Электронные образовательные ресурсы сейчас имеются в достаточном количестве. Они облегчают подготовку и проведение уроков преподавателям и обучающимся как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Считаю, что применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса обучающихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.
Информационно-коммуникационные технологии, использую на уроках, применяя готовые программные продукты по математике, создаю к урокам слайды, демонстрирую презентации(для создания применяю программы PowerPoint , входящей в состав пакета программ Microsoft Office), провожу компьютерное тестирование. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала. Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. На различных этапах урока использую практические, информационные модули, модули контроля, демонстрирую компьютерные модели. Компьютерное моделирование, эксперимента, повышает интерес обучающихся, но не может полностью заменить реальный эксперимент.
Обучая детей математике, мы наблюдаем понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний. Эту проблему я объяснила недостаточностью наглядного материала, отсутствием оборудования, сложностью самого предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний. Но также я отметила и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. Для меня встал вопрос, а почему бы не использовать новые педагогические возможности компьютера, как средства обучения.
Компьютер для обучающихся – как источник получения новой информации и как инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности. Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.
Компьютер для преподавателя – современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения.
Отметим общее значение компьютеров в образовательном процессе. Они:
· Вписываются в рамки традиционного обучения.
· Используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях.
· Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес.
Дидактические особенности компьютера:
· Информационная насыщенность.
· Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
· Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
· Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
· Реальность отображения действительности.
· Выразительность, богатство выразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Такое богатство возможностей компьютера позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.
При проведении уроков математики могут применяться следующие виды ИКТ:
§ мультимедиа презентации,
§ видеоролики и видеофрагменты,
§ электронные учебники,
§ обучающие программы,
§ программы-тренажеры (для подготовки к ЕГЭ),
§ работа с интернет-сайтами
При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того, мультимедиа-презентации применяются обучающимися, при выступлении с докладами и сообщениями или при защите исследовательских работ. При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:
§ презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста, текст должен быть крупным и удобно читаемым;
§ презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;
§ количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);
§ презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;
§ самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.
При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко обучающиеся при выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, роль преподавателя в данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа презентацию.
Важным элементом применения ИКТ в преподавании математики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая геометрия», «Открытая математика». Практически все модели позволяют показывать опыты при объяснении нового материала. Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте. При использовании моделей для демонстраций можно в качестве помощника привлечь кого-нибудь из обучающихся, так как работать за компьютером и одновременно давать необходимые пояснения классу достаточно сложно. Кроме того, самостоятельная работа обучающихся с этими программами способствует развитию познавательной активности.
При подготовке к урокам математики необходимо помнить о стремительном развитии науки и техники. Владея новой информацией о достижениях современной математики в той или иной области, преподаватель не только подчеркивает актуальность и необходимость изучения математики в техникуме, но и развивает познавательную активность обучающегося. При этом целесообразно поручить обучающимся поиск информации о современных достижениях в данной области математики. Как правило, обучающиеся творчески подходят к процессу поиска и нередко, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может перерасти в самостоятельное исследование. Однако следует обратить внимание обучающихся на поиск достоверных источников информации. Одним из таких Интернет- источников является популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru.
Включая в процесс обучения математике элементы ИКТ, преподаватель не только развивает познавательную активность обучающихся, но и самосовершенствуется. Для активного применения ИКТ на уроках преподавателю необходимо овладеть определенными умениями:
§ обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;
§ создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентаций (MS PowerPoint), продемонстрировать презентацию на уроке;
§ использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
§ организовать работу с электронным учебником на уроке;
§ осуществлять поиск информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
§ организовывать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в глобальной сети непосредственно на уроке;
§ работать на уроке с материалами Web-сайтов.
В заключении отмечу, что в современных условиях возникает педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания математики, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер науки, не забыть «живой» эксперимент.
Литература
1. http://shishkina.websib.ru/p14aa1.html
2. http://21415s07.edusite.ru/sites/prohorov/p10aa1.html
3. http://teach-shzz.narod.ru/pag/phusik.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.