Доклад на тему: Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи
Оценка 4.6

Доклад на тему: Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи

Оценка 4.6
docx
28.04.2020
Доклад на тему: Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи
Доклад Применение предметно-схематических моделей.docx

Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи.

 

         Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и     развития речи создаёт условия для максимальной мобилизации скрытых резервов, обеспечивая возможности реализации всех компенсаторных возможностей для достижения гораздо большего в усвоении знаний, в умственном развитии, в повышении роли обучения и воспитания личности ребёнка в целом.

      Одним из важнейших требований  является ведение интенсивной систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Рисунки, схемы, цифровые диктанты,  чертежи, эскизы, кроссворды, макеты и другие наглядные средства, каждое из которых служит определённой учебной задаче, а все вместе взятое подчинено достижению высокого развития и более прочного усвоения знаний и навыков всеми учащимися.

      На уроках чтения, письма и развития речи реализуется один из ведущих принципов обучения – принцип коммуникации.

      Как же реализуются в практике обучения основные пути совершенствования учебного процесса на уроках чтения, письма и развития речи?

1.      Составление схем-опор.

·         На уроке - закрепление в 7 классе на тему: «Имя существительное», которую проходили в декабре ребята составляли схему-опору «Снеговик».

·         У доски составляли снеговика совместно, вспоминая все, что изучили по теме.

·         Каждый ученик рисовал своего снеговика и подписывал морфологические признаки имени существительного.

·         Организация выставки схем-опор.

·         Соотнесение своих схем-опор с опорой «Снеговик»,  составленной  учителем.

2.      Изучение правил в схемах и таблицах.

Совместное составление схемы - правила.

3.      Правило в рисунках.

4.      Решение и составление кроссвордов.

5.      Составление  предложений, рассказов по  картинкам.

6.      Соотнесение слов с картинкой.

Роль чтения представлена схематично.

При изучении раздела «Устное народное творчество» целесообразно вспомнить устаревшие слова.

Жанры УНТ, виды сказок также представлены в схеме.

7.      Изображение содержания прочитанного в рисунках.

   В этом виде деятельности учитель получает сильного помощника для обучения учащихся чтению.  Рисование побуждает детей к активному чтению, вызывая у них интерес к учению. Ещё К.Д.Ушинский отмечал, что “все дети, почти без исключения – страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти”. Содержание многих рассказов, сказок, стихов, басен  воспроизводится в рисунках. Например, иллюстрация басен И.А.Крылова. Творческое домашнее задание.

      Учитель применяет разные приёмы:

а) рисует на доске героев рассказа, их действия, а ученики делают зарисовки в тетрадях, альбомах. Во время рисования учитель спрашивает детей: “Кого рисуем? Что делает? А кого ещё нарисуем?” и т.д.

б) устно задаёт ученикам вопросы типа: “Что было сначала? Что было потом?” Учащиеся отвечают на них, учитель пишет ответ на доске. Дети зарисовывают содержание по ответам и подписывают рисунки.

в) пишет на доске два-три вопроса по тексту, предлагает учащимся ответить на них устно. Дети отвечают. Учитель предлагает им зарисовать ответы и подписать рисунки. При выполнении работы разрешается пользоваться книгой.

г) выписывает из текста два-три основных по содержанию предложения и предлагает детям зарисовать их.

     В процессе рисования учитель учит школьников постоянно обращаться к тексту, внимательно читать. Учитель говорит: “Читай предложение и рисуй”. Если учитель замечает, что ученик рисует и не обращается к тексту, он подходит к нему и требует, чтобы тот прочитал предложение. В том случае, когда ученик делает ошибку, например не рисует действующее лицо, учитель побуждает ученика прочитать предложение, в котором говорится о нём.

     Рисование на уроках чтения приводит прежде всего к тому, что в учебном процессе используются естественные наклонности детей к рисованию, и сам этот вид деятельности согласуется с природой изучаемого предмета– чтения, сообразован с требованиями, вытекающими из сущности процесса обучения: надо суметь представить картины, нарисованные автором, вообразить живых, реальных героев.

После зарисовки и повторного чтения текста учитель переходит к обсуждению рисунков. Учащиеся приобретают умение анализировать, сравнивать, давать объяснения, доказывать, убеждать, обращаться с вопросом. Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения.

Помимо воспроизведения содержания прочитанного в рисунках и дальнейшего обсуждения их учащимися на уроках чтения или развития речи подбираются и картинки к тексту.

8.      Подбор картинок к тексту.

    Сначала дети самостоятельно читают рассказ. Затем им предлагается несколько картинок, среди которых имеются относящиеся и не относящиеся к рассказу.

Из них дети должны выбрать соответствующие содержанию рассказа и расставить их последовательно. Школьникам могут быть предложены задания: отобрать к рассказам не картинки, а, например, фигурки людей, животных вылепленных из пластилина или вырезанных из бумаги.

9.      Изготовление макета или аппликации по прочитанному.

Проще всего дать учащимся сделать макет или аппликацию во внеклассное время по прочитанному и разобранному рассказу. Такой вариант тоже возможен. Однако такой вид деятельности используется лишь для закрепления, усвоенного на уроке. Более продуктивной является иная организация деятельности детей в связи с прочитанным.

Учащимся предлагается сразу после самостоятельного прочтения рассказа на уроке сделать макет или аппликацию. При такой работе ученики сопоставляют действия и предметы с текстом и легко догадываются о значении отдельных слов и их сочетаний. (на столе учителя лежат фигурки, вырезанные из бумаги). Таким образом, на уроке рассказ или его часть может читаться не один раз. В результате в процессе чтения составляется аппликация. В конце урока учитель может предложить приклеить детали аппликации на картон. Аналогичным путём делаются на уроке и макеты.

     В настоящее время получает распространение изготовление иллюстраций к тексту, состоящих из рисунка и элемента аппликации. На доске или на листе бумаги рисуется (заранее или на уроке) место действия, обстановка. На этом рисунке в процессе чтения располагаются фигурки, вырезанные из бумаги.

   Обобщая сказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что использование на уроках чтения или развития речи различных видов деятельности детей в связи с прочитанным (рисование, работы с аппликацией и макетами) в значительной мере активизирует процесс чтения, а также способствует более глубокому проникновению в содержание и смысл рассказов, так как помогает представить читаемое и требует активной работы мысли и воображения.

Наряду с описанными ранее видами деятельности детей на уроках чтения или развития речи широко используются и традиционные виды работ: беседа, составление плана, словарная работа, пересказ. Каждый из них решает определённую задачу.

В беседе раскрывается основная мысль рассказа, план учит анализу и обобщению, пересказ развивает речь учащихся, делает её логичной и последовательной, словарная работа обогащает и активирует словарь. В целом же все эти виды работ способствуют углублению и уточнению понимания учащимися прочитанного.

1.Беседа: В новых условиях беседу по прочитанному стало возможно вести на более высоком уровне и основное место занимают вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей, главной мысли, на развитие познавательной деятельности детей.

2.Составление плана: На уроках предметно-практического обучения в процессе изготовления различных изделий школьники учатся планировать свою работу. Полученные навыки планирования ученики переносят на уроки чтения и развития речи, где они составляют план прочитанного рассказа.

3.Словарная работа: Работа над словом имеет две стороны: пополнение словаря и его активация. Словарная работа проходит через всё обучение чтению.

4.Пересказ: Вся предыдущая работа над текстом (рисование, работа с фигурками, беседа, составление плана, словарная работа) по существу является подготовкой к пересказу, который нередко завершает разбор текста. Имеют место разные виды пересказа: Подробный, краткий, выборочный, пересказ по плану, по опорным словам, с изменением лица, времени. Он может быть в устной и письменной форме.

10. Выбор нужных понятий и терминов.

11. Структура сюжета произведения.

12. Характеристика героя (персонажа) произведения.

13.Составление сюжетной цепочки.

14. Сказочные объявления.

По произведениям А.С.Пушкина.

1.                  Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…

2.                  Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…

3.                  Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу…

4.                  Тем, кто может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…

5.                  Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно- бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все, это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…

Ответы:

1.                  «О рыбаке и рыбке»

2.                  «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»

3.                  «Сказка о попе и о работнике его Балде»

4.                  «Сказка о золотом петушке»

5.                  «Сказка о царе Салтане»

 

15. Цифровой диктант.

Сказка Н.Н.Носова

«Приключения Незнайки и его друзей»

Глава «Как Незнайка сочинял стихи»

1.      Из Незнайки не получилось художника.

2.      Он решил стать поэтом.

3.      За помощью он пришел к поэту Цветочку.

4.      Незнайка считал себя очень способным.

5.      Главное- это способность иметь, считает поэт Цветик.

6.      К слову палка малыши не смогли придумать рифму.

7.      Если слово в рифму подобрать нельзя, то нужно его выдумать.

8.      Незнайка сочинил стихи про Знайку, Торопыжку, Пилюлькина и Авоську.

9.      Незнайка собирался почитать стихи соседям, но не стал.

Ответы: 110 110 011

16. Игра-путешествие по карте.

Прочность знаний, умений оперировать ими в различных ситуациях увеличиваются за счёт усвоения знаний в условиях наиболее полной реализации принципа коммуникации.

 


 

Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи

Использование приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и развития речи

Что было сначала? Что было потом?”

Что было сначала? Что было потом?”

На этом рисунке в процессе чтения располагаются фигурки, вырезанные из бумаги

На этом рисунке в процессе чтения располагаются фигурки, вырезанные из бумаги

Ответы: 1. «О рыбаке и рыбке» 2

Ответы: 1. «О рыбаке и рыбке» 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020