Доклад на тему
«Как подготовить ребёнка к школе»
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться.
Кроме желания стать школьником, для успешной учебы необходимо приложить все усилия, чтобы объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов, и родителей будущих первоклассников. Существует мнение, что научишь ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и проблем не будет. Это не так. Под "готовностью к школе" понимается не только система знаний, но и уровень развития познавательных психических процессов (мышления, внимания, восприятия, и т.п.).
Начало школьной жизни -
серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего
образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе
(процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений,
качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные
требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них
период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами
сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно
ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них
внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться,
для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и
сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться
требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты
школьной готовности.
До школы дети должны научиться себя обслуживать: одеваться, завязывать шнурки,
готовить своё рабочее место, убирать за собой, выполнять несложные физические
упражнения, владеть ножницами, карандашом, кистью. Родители должны учить своих
детей выполнять поручения. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он
его выполнил, если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт дело до конца.
Что необходимо знать и
уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени
года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи,
фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая
сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить,
придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги ; уметь читать открытые и закрытые слоги, короткие
слова и предложения.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники,
треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные
линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с
опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом,
не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В
подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20.
Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать
простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость,
интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их
вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его
размышлять, исследовать.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему
выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их
содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал
поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он
осуждает, других одобряет.
• Будьте внимательны к жалобам ребенка.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Занятия должны проводиться в игровой форме, знакомство с новым материалом должно осуществляться на основе деятельного метода, когда всё новое для ребёнка постигается самостоятельным путем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.