Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении неслышащих учащихся"

  • Семинары
  • docx
  • 01.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современное образование ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности обучающегося.
Иконка файла материала личностно-ориентированный подход в обучении неслышашищ учащихся.docx

На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современное образование ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности обучающегося.

        Для личностно-ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”).

            В содержание личностно-ориентированного подхода входят положения:

Ø  основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, доверие к ней, целостный взгляд на ученика и учителя, концентрации внимания на развитии их личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;

В основе личностно- ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека,  его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом

 

Цель личностно-ориентированного подхода заложить  у учащихся механизмы:

Ø   Саморазвития

Ø   Адаптации

Ø   Саморегуляции

Ø  Самозащиты

Ø  Самореализации

Ø  Самовоспитания

 и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

            Сегодня выпускники коррекционных школ входят в самостоятельную, взрослую  жизнь гораздо более сложнее. Потому что привыкают к своей сфере общества, где все друг-друга понимают,  заботятся друг о друге, поэтому очень трудно адаптируются в новой для них сфере. Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?». Известно, что в настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Спасение молодёжи от нравственного и духовного оскудения требует перехода к гуманистическим системам воспитания, в основе которых лежит личностный подход к каждому ученику.

          Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей. Планируя работу с группой, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

           Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание, способствующее формированию свободного человека, осознающего своё достоинство и уважающего достоинства и свободу других людей. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель.

           Педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого учащегося, включить всех своих воспитаников в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Развитие и раскрытие индивидуальности, умеющего жить в коллективе и строить отношения на основах дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной выстраивать свою жизнь, достойную Человека, – вот главная задача учителя.

          Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни. Поэтому, я как куратор в группе учащихся с нарушением слуха и речи считаю, что в обучении и воспитании наших учащихся надо использовать личностно-ориентированный подход. Этот подход  имеет реальную возможность бескорыстно помочь учащимся   с нарушением слуха к самостоятельной жизни. Период  обучения в колледже стал периодом истины, когда нам педагогам  нужно  заложить социальные основы нравственности и оптимизировать самооценку учащихся.  Личностно-ориентированный подход как нельзя более подходит для этой цели. При использовании данного подхода, мы должны учитывать все индивидуальные качества каждого обучающегося.  Воспитать  неслышащего ученика  значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него положительную мотивацию к освоению жизненно важных  знаний и умений, привить трудолюбие, потребность в овладении общей культурой. Еще И.Г. Песталоцци писал «Воспитание и только воспитание - цель школы». Воспитание призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познавать себя как личность, помогает становлению Человека.

Педагогам  необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педа­гогических целей.

2. Самореализация педагога - в творческой самореализа­ции ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно ре­зультаты действий.

8. Доверяя -  проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

 

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Каждый человек индивидуален как по характеру также по всем остальным качествам.  Одни и те же качества неслышащего обучающегося могут приобрести либо отрицательный, либо положительный характер в зависимости от направленности. Так высокая эмоциональная возбудимость может приводить к большей активности, бодрости  на занятиях или к излишней нервозности, раздражительности. У неслышащих учащихся, одни и те же виды труда могут воспитывать  трудолюбие и также  негативное отношение к труду, и коллективизм, и индивидуализм; совершенствовать творческие способности и, наоборот, притуплять их. Причины такого двойственного влияния достаточно многообразны. Во многом это  зависит от того, насколько умело организованна трудовая деятельность, правильно ли поставлены дидактические и воспитательные цели, определен ли объем и содержание этой деятельности, планируются ли этапы работы, методика ее проведения.  Все это затрудняет и усложняет  педагогическую  деятельность  учителя и требует личностно-ориентированного подхода.                                                                           

В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

·         оптимистический подход — стремление педагога видеть перспективы

развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

стимулировать его развитие;

 

·         отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

·         опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования:

Ø  помощь обучающемуся в выстраивании собственной личности и определении

собственной личностной позиции в жизни:

Ø  выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной

системой знаний

Ø  выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение

способов их решения

Ø  открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

 

Таким образом, личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности.