Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Оценка 4.9
pptx
03.11.2020
Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
гончарова.pptx

Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Природа всё производит из корня и более ни откуда

Природа всё производит из корня и более ни откуда

«Природа всё производит из корня и более ни откуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня».

Ян Амос Коменский

Что такое метапредметы? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?

Что такое метапредметы? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?

Что такое метапредметы?
Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?
Какие существуют пути обеспечения принципа
метапредметности в школе?
Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
В чём актуальность данной проблемы при изучении предметов «Русский язык» и «Литература»?

Метапредметы?
Метазнания?
Метаспособы?

С чем мы сегодня познакомимся:

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ГОС Модернизация образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических…

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ГОС Модернизация образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических…

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ГОС

Модернизация образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя,
активизацию деятельности
учащихся в ходе занятия. Это
напрямую связано с введением
метапредмета на уроках.

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

5


ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка

Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем,
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установление аналогий,
подведенияе под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Требования к результатам освоения
основной образовательной программы

Предметные и
метапредметные
действия с
учебным материалом

Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредмет» приобретают особую популярность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку…

Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредмет» приобретают особую популярность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку…

          Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредмет» приобретают особую популярность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.
Согласно ГОС, метапредметная деятельность сводится к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным действиям: целеполаганию, планированию,
поиску информации,
сравнению, анализу,
синтезу, контролю,
оценке.

Метапредметное обучение

Метапредметный подход Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей

Метапредметный подход Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей

Метапредметный подход

      Современный  образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей. Метапредметный подход   диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении любого предмета. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций) и обладающие огромным творческим потенциалом , должны стать эффективным
инструментом в руках учащихся для дстижния метапредметных результатов.

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Метапредмет «Знание» -формирование способности работать с понятиями

Метапредмет «Знание» -формирование способности работать с понятиями

Метапредмет «Знание» -формирование способности работать с понятиями.

Метапредмет «Знак» -
формирование способности схематизации.

Метапредмет «Задача» - решение задач и освоение способов их решения.

Метапредмет «Проблема» - формирование собственной позиции относительно данного события.

Новый подход к содержанию образования
Метапредметное обучение

Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация )

Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация )

деятельность, обеспечивающая процесс обучения в рамках учебного предмета, осуществляемая в особых образовательных ситуациях, направленных на формирование универсальных учебных действий:

Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация ).
Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество).
Познавательные (общеучебные, знаково-символические; логические, постановка и решение проблем).
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция).

Метапредметная учебная деятельность

Метаспособы Метаумения знания и умения

Метаспособы Метаумения знания и умения

- это методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач

– это присвоенные метаспособы: общеучебные, междисциплинарные (надпредметные), познавательные

Метаспособы

Метаумения

знания и умения.

Что следует понимать под метапредметным уроком?

Что следует понимать под метапредметным уроком?

Что следует понимать под метапредметным уроком?

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Знания, полученные на метапредметном
уроке, являются универсальными
и переходят из категории «теория»
в категорию «практика».
Метапредметный урок –
разновидность и высшая
форма компетентностно –
ориентированного занятия.

Метапредметный урок Метапредметный урок

Метапредметный урок Метапредметный урок

- это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.

– это переход от традиционной технологии
к технологиям нового поколения, главная суть которых в личностно-ориентированной направленности.

Метапредметный урок

Метапредметный урок

Метапредметные образовательные результаты –

Метапредметные образовательные результаты –

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
(личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные)

Метапредметные образовательные результаты – УУД,

Таким образом, все определения можно считать правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными

Таким образом, все определения можно считать правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными

Таким образом, все определения можно считать правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными. Под термином «метапредметные умения» мы подразумеваем некие универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию учащихся в различных родах учебной деятельности и при решении жизненно важных задач.

Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной…

Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной…

Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Если обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, то на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). Таким образом, сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве

Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве

Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве. Построенный на деятельностной основе, этот процесс реализует четырёхкомпонентную модель компетентностно ориентированного образования, включающую знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения. Таким образом, этот процесс не может быть обеспечен какой-то определённой технологией или одной, наиболее оптимальной для него, группой методов. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Многообразие методических форм и приёмов позволяет интенсифицировать работу на уроке.

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Доклад на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Проектная деятельность Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя

Проектная деятельность Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя

Проектная деятельность

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день  видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно:
руководитель, консультант,
советчик, критик,
воспитатель, помощник.  

Проектная деятельность - эффективный способ обучения

Проектная деятельность - эффективный способ обучения

Проектная деятельность - эффективный способ обучения

Работа ученика мотивирована (проект выполняется на тему, заинтересовавшую ученика).
Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время (в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания»).
Взрослые (учителя и консультанты) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников; поучение сменяется сотворчеством; резко возрастает самооценка учащегося.
Работа над проектом вызывает
необходимость применять
разнообразные источники
информации, способы ее
обработки.

Проектная деятельность Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т

Проектная деятельность Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т

Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.
Ученику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить
свою работу, сравнить
с другими,
перенять опыт.

Проектная деятельность Расширяется круг интересов и общения ученика

Проектная деятельность Расширяется круг интересов и общения ученика

Проектная деятельность

Расширяется круг интересов и общения ученика.
Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью.
Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной
ситуации, а это метапредметные связи.

По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты

По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты

По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. По продолжительности проекты классифицируются следующим образом: мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты.

В своей практике я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты

В своей практике я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты

В своей практике я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты. Каждый проект соответствует определённым требованиям, в которые входят:

наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
планирование действий по разрешению проблемы;
исследовательская работа учащихся.

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с формированием мировоззрения учащихся

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с формированием мировоззрения учащихся

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с формированием мировоззрения учащихся. Читая лучшие произведения литературы, учащиеся могут понять многие нравственные ценности.

Практическая часть.

Приступая к изучению жизненной и творческой судьбы

Приступая к изучению жизненной и творческой судьбы

Приступая к изучению жизненной и творческой судьбы А. И. Солженицына, даю возможность учащимся познакомиться с подлинными документами, связанными с судьбой писателя, обращаясь к дополнительным источникам.
Предлагаю сформулировать проблемы, заинтересовавшие ребят. Что нам интересно?

Отвечая на данный вопрос, учащиеся наметили пути работы над проектом «Жизнь и творчество

Отвечая на данный вопрос, учащиеся наметили пути работы над проектом «Жизнь и творчество

Отвечая на данный вопрос, учащиеся наметили пути работы над проектом «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»:
Место произведений А. И. Солженицына в современном литературном процессе.
В чём заключается обвинительная сила произведений Солженицына?
Что полезного может дать прочтение произведений писателя?
Часто ли ваши сверстники и родители читают произведения Солженицына?

Определив круг вопросов, заинтересовавших ребят, намечаем три группы исследователей: биографы, историки, литературные критики

Определив круг вопросов, заинтересовавших ребят, намечаем три группы исследователей: биографы, историки, литературные критики

Определив круг вопросов, заинтересовавших ребят, намечаем три группы исследователей: биографы, историки, литературные критики. По желанию учащиеся выбирают роли, которые они будут выполнять в создании проекта. Затем подбираем круг вопросов, на которые необходимо обратить внимание представителям каждой группы:

Биографы: Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя

Биографы: Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя

Биографы:

Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя.
Великая Отечественная война – трагический поворот в жизни Солженицына.
Испытания на прочность в лагерях.
«Оттепель» - духовный подъём в жизни, нашедший отражение в творчестве Солженицына.
Владимирские страницы жизни.
Диссидент №1.
Возвращение в Россию.

Литературные критики: Какова история создания и публикации рассказов «Один день

Литературные критики: Какова история создания и публикации рассказов «Один день

Литературные критики:

Какова история создания и публикации рассказов «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор»?
Какова роль эпиграфов?
Темы, сюжеты, проблематика и герои рассказов Солженицына.
Проблема ответственности человека за свою судьбу.
Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.
В чём символический смысл названий произведений писателя?
Тема настоящего и будущего русской деревни в рассказах Солженицына.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.

Историки: Как общественно-политическая ситуация 1950-х -60-х годов повлияла на содержание малой прозы

Историки: Как общественно-политическая ситуация 1950-х -60-х годов повлияла на содержание малой прозы

Историки:

Как общественно-политическая ситуация 1950-х -60-х годов повлияла на содержание малой прозы А.И. Солженицына?
Солженицын о роковом историческом смысле революции 1917 года.
Солженицын об устройстве России.

Делаю установку перед началом создания проекта: чтобы добиться успехов, каждый из нас должен стать пытливым, внимательным читателем, который так нужен писателю

Делаю установку перед началом создания проекта: чтобы добиться успехов, каждый из нас должен стать пытливым, внимательным читателем, который так нужен писателю

Делаю установку перед началом создания проекта: чтобы добиться успехов, каждый из нас должен стать пытливым, внимательным читателем, который так нужен писателю.
В процессе работы над проектом деятельность учащихся проходила следующие этапы:
«погружение» в проект (формулировка темы, целей, задач исследования);
2) организация деятельности (формирование групп, определение цели и задач каждой группы, роль каждого участника исследования);

3) осуществление деятельности (изучение информации по теме, знакомство с документами, первоисточниками, обработка материала, представление результатов в виде презентации, доклада); 4) презентация проекта: аргументированное изложение результатов…

3) осуществление деятельности (изучение информации по теме, знакомство с документами, первоисточниками, обработка материала, представление результатов в виде презентации, доклада); 4) презентация проекта: аргументированное изложение результатов…

3) осуществление деятельности (изучение информации по теме, знакомство с документами, первоисточниками, обработка материала, представление результатов в виде презентации, доклада);
4) презентация проекта: аргументированное изложение результатов групповой и индивидуальной самостоятельной работы;
5) оценка проекта по следующим критериям: - исследовательский характер работы; - умение работать с первоисточниками; - грамотность и логичность изложения; - мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность и др.).

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением

Создание проекта – это  настоящее обучение с увлечением.

В  ходе работы над проектом формируются следующие   метаумения:
теоретическое мышление,
навыки переработки текста,
критическое мышление, 
творческое мышление,
регулятивные умения
(планирование, определение целей,  формулирование гипотез),
качество мышления (гибкость,
способность к широкому переносу).

Проектная деятельность отвечает всем требованиям

Проектная деятельность отвечает всем требованиям

Проектная деятельность

отвечает всем  требованиям ГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и полностью соответствует метапредметному обучению.

В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия

В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия

В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Используя на уроках русского языка и литературы метапредметной технологии, мы формируем мировоззрение учащихся, помогаем понять, что такое свобода выбора, совесть, настоящая любовь, ответственность, т.е. формируем общекультурную и гражданскую личность, что и является задачей сегодняшней школы.

Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и…

Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и…

Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения, актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.

Метапредметы – это не заумно и не страшно

Метапредметы – это не заумно и не страшно

«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода) писала:

Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим!!!

Желаю успехов!

Желаю успехов!

Желаю успехов!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.