Доклад на тему: «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
12.02.2022
Доклад на тему:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Грамотно выстроенная система методической работы обеспечивает профессиональный рост кадров, постоянное совершенствование педагогов. Сегодня ведущие направления в развитии образования, определенные «Концепцией модернизации российского могут быть реализованы лишь в условиях постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации со стороны педагогов
Методческая работа в СПО.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»













 



Подготовила:

преподаватель

Саркисова Г.П



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.     Сущность методической работы

Методическая работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Грамотно выстроенная система методической работы обеспечивает профессиональный рост кадров, постоянное совершенствование педагогов.

Сегодня ведущие направления в развитии образования, определенные «Концепцией модернизации российского образования на период с 2016-2020 года», могут быть реализованы лишь в условиях постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации со стороны педагогов.

В настоящее время остро ощущается потребность в педагоге, способном критически мыслить, творчески подходить к собственной работе, и обновлять содержание своей деятельности, опираясь на данные качества. Имеющиеся функции, обеспечивают деятельность учителя с учетом текущих потребностей обучаемых, позволяют модернизировать процесс обучения и методической работы.

Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом. Ценность этого фактора управления состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов - человеческого фактора.

Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого уровня качества образовательного процесса в образовательном учреждении, и лишь оказывает содействие в развитии педагогического анализа, теоретических и практических исследований.

1.     Разновидность форм и видов методической работы

Говоря о методической работе, необходимо отметить разнообразие её форм и видов. Так, различают две основные формы методической работы в образовательных учреждениях – коллективную и индивидуальную. Каждая из них является взаимодополняющей, и имеет свое функциональное значение и цели.

Коллективная работа выражается в активной работе всех членов педагогического коллектива в работе высшего органа учебного заведения – педагогического совета. К коллективным видам работы можно отнести участие в методических комиссиях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Согласно Уставу образовательного учреждения за педагогическим советом закрепляется право решать все вопросы жизни учебного заведения.

Самостоятельная методическая работа – это личная, индивидуальная часть систематической работы по самообразованию и самосовершенствованию. Как отмечал Владимир Павлович Беспалько, самообразование начинается с прочитанного, услышанного. Оно не может быть регламентировано каким-то планом или временными рамками. По мнению автора, «это потребность, своего рода привычка».

К активным формам организации методической деятельности можно отнести:

- теоретические семинары (доклады, сообщения);

- семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

- диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;

- «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;

- лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;

- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

- обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;

- обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

- обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;

- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества

- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

- конкурсы «Учитель года», «Лучший оратор» и т.д

- педчтения, научно-практические конференции;

- педагогические советы и др.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение пробелы; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности; В нашей работе, хотелось бы обозначить одну из техник дискуссий – «Аквариум».

«Техника аквариума». Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:

Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или куратором кафедры.

Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.

Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)

Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.
2. Методические посиделки

Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

1.     Методический диалог

Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

1.     Деловая игра

Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные учителя, заведующие кафедрой, кураторы-ученые, заместитель директора по научно-экспериментальной, исследовательской работе. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать ученый-куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).

Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей.

1.     Тренинг

Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

1.     Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

1.     Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных учебных заведений, руководители, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

1.     Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма – 15 - 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

1.     Решение педагогических задач

Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

В последнее время наблюдается тенденция поиска путей активизации методической работы, улучшение показателей её качества, результативности. Создаются новые структуры, появляются информационно-методические центры, улучшается кадровое обеспечение методической службы.

Характерным для последнего десятилетия стало возросшее стремление руководителей учебных заведений, работников методических служб получать объективные показатели методической работы. Что позволяет учитывать не столько количественные показатели, сколько качественные. Такие, например, как:

- повышение уровня квалификации и мастерства преподавателей, подтверждаемое в ходе аттестаций;

- наличие современной учебно-программной документации, методическое обеспечение учебных занятий, и соответствие учебной программе;

- качество усвоения обучаемыми учебного материала, уровень сформированности ЗУН, подтверждаемое входе зачетных занятий, экзаменов, проверочных работ, квалификационных работ, государственной аттестации.

Методическая деятельность многих педагогов становится творческой, наблюдаются элементы эксперимента, что говорит о её качественном изменении в лучшую сторону.

1.     Цели и задачи методической работы в СПО

Как нами отмечалось ранее, методическая работа представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки, педагогического опыта, анализе учебно-воспитательного процесса. Методическая работа в рамках образовательного учреждения представляет собой систему взаимодействия структур, методов, форм, видов данного процесса направленных на повышение квалификации педагогического коллектива.

Как и любая деятельность, методическая работа имеет свои цели и задачи. В работах разных авторов, нами были отмечены различные определения данных составляющих. Так, по мнению Симонова В.П., главной целью методической работы является непрерывный процесс совершенствования квалификации преподавателя. Ученый выделяет следующие задачи данного вида деятельности:

·         Повышение профессионального уровня педагога;

·         Обновление и совершенствований знаний в области преподаваемой дисциплины;

·         Совершенствование деятельности по организации творческой, активной деятельность в рамках занятий и внеурочное время;

·         Приобщение педагогов к исследовательской деятельности;

·         Совершенствование педагогического опыта, опираясь на педагогического мастерство опытных преподавателей;

В исследовании А.С. Ручкина, мы встретились со следующими задачами, выделяемыми автором:

·         обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;

·         систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;

·         стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;

·         выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении;

·         организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

Проанализировав труды вышеперечисленных ученых, можно сделать вывод, согласно которому, к основным задачам методической работы относятся:

·         информирование и обучение педагогического коллектива;

·         методическое обеспечение кадров;

·         выявление и изучение передового педагогического опыта;

·         диагностика и дальнейшее прогнозирование учебно-воспитательной деятельности в СПО;

1.     Направления методической работы в учреждении среднего профессионального образования

Осуществление методической работы в рамках учебного заведения обеспечивается как каждым членом педагогического коллектива, так и отдельным органом – методической службой. Будучи сложной в своем управлении системой, методическая служба назначается приказом ректора. (Приложение 2). Каждое направление методической службы курируется отдельным ответственным лицом.

Методический совет – подсистема методической службы, состоящая из опытных педагогов. Направление работы – оценка, мониторинг, диагностика проводимой методической работы в рамках педагогического коллектива отдельного учебного заведения;

Методические объединения – подсистема, создаваемая как на постоянной, так и на временной основе. Основное направление деятельности – теоретическое и практическое решение предметных трудностей, создание межпредметных связей и взаимодействия;

Информационное направление – занимается подбором, анализом и систематизаций информации для педагогов, обеспечивает их оперативное ознакомление.

Диагностическое направление методической работы направлено на выявление реальных результатов учебно-воспитательной деятельности на разных его этапах, занимается разработкой и адаптацией мониторинговых методик по наблюдению за педагогическими явлениями.

Культурно-просветительское направление, главной задачей которого является развитие культурных ценностей, эстетического вкуса педагога

Заключение

Образование как часть социальной сферы, представляет собой сложный элемент, склонный к постоянным изменениям. Осуществление методической работы, направленной на образование, опыт, увеличение знаний, улучшение качества навыков, повышение квалификации является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Методическая работа представляет собой важнейший аспект профессионального роста педагога. Её целью является совершенствование профессиональных знаний и умений педагога, развитие его творческого потенциала, интереса к научной деятельности. Через методическую работу осуществляется внедрение изменений в содержание образования, овладение инновациями, прогрессивными педагогическими технологиями. Важнейшим аспектом грамотно выстроенной методической работы является оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа представляет собой как индивидуальную, так и коллективную деятельность в рамках обсуждений, посещений курсов, семинаров, обсуждений в проблемных группах, исследовательской работе. Каждая из форм методической работы оказывает свое влияние на достижение поставленных целей, запланированного результата.

 

 

Список использованной литературы

1.     Концепция развития образования РФ до 2020 г. Интернет-ресурс // Доступ: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf

2.     Ю.К. Бабанский. Избранные труды. Москва, Изд.:Педагогика, 1989 год.

3.     Методическая деятельность. Словарь-справочник. - Л., 1991.

4.      Беляева, В.А., Петренк,о А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации. М.:АРКТИ, 2015.-160 с.

5.      Беспалько, В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. М. Высшая школа 1989.

6.     Кустов, А. Роль инноваций в развитии образования и науки / А. Кустов // Официальные документы в образовании: информ. бюл. : журнал. - М., 2009. - № 28. - C. 50-60.

7.     Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ / В.П. Ларина // Методист: науч.-метод. журн. - М. : АПК и ПРО, 2007. – N 5. - C. 19-22.

 






 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ

Согласно Уставу образовательного учреждения за педагогическим советом закрепляется право решать все вопросы жизни учебного заведения

Согласно Уставу образовательного учреждения за педагогическим советом закрепляется право решать все вопросы жизни учебного заведения

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение пробелы; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение пробелы; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий

Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики

Как и любая деятельность, методическая работа имеет свои цели и задачи

Как и любая деятельность, методическая работа имеет свои цели и задачи

СПО; 1. Направления методической работы в учреждении среднего профессионального образования

СПО; 1. Направления методической работы в учреждении среднего профессионального образования

Методическая работа представляет собой как индивидуальную, так и коллективную деятельность в рамках обсуждений, посещений курсов, семинаров, обсуждений в проблемных группах, исследовательской работе

Методическая работа представляет собой как индивидуальную, так и коллективную деятельность в рамках обсуждений, посещений курсов, семинаров, обсуждений в проблемных группах, исследовательской работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022