Доклад на тему: «Организация образовательного процесса в русле деятельностного
( компетентностного) подхода на уроках русского языка»
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.
Несмотря на то, что меняются цели и содержание образования, урок остается главной формой обучения. Считаю, что современный -это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ребёнка, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний.
Важной характеристикой урока является взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения. Показателями эффективности работы ученика, на мой взгляд, являются: самостоятельность, творческий рост учащегося, умение находить оптимальные решения в поставленных учителем задачах. Учащийся должен быть уверен в том, что получаемые им знания необходимы в жизни.
Организовать, построить современный урок достаточно непросто, это очень трудоёмкий процесс, который занимает у учителя всё свободное время, требует определённых практических навыков и умений, тщательной подготовки и т.д. Но поскольку уже не первый год работаю в русле деятельностного (компетентностного) подхода, то могу поделиться опытом организации современного урока русского языка.
Говоря о структуре современного урока, предлагаю (как один из возможных вариантов) следующую типовую схему учебного занятия, которая поможет сделать учебный процесс более эффективным.
Первый этап – проверка итогов предыдущей работы. Основные действия педагога: помощь ученикам при включении в работу –организация живого диалога самих школьников; создание проблемной учебной ситуации, создание мотивационного поля урока. Второй этап - презентация нового материала. Время и место учительского монолога в учебном процессе должно быть строго определено. Он бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, а также для мотивации к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности.
Третий этап – практика под руководством учителя. Четвёртый этап - независимая самостоятельная практика учащихся. Задача педагога – быть посредником, помочь школьникам самостоятельно подойти к формированию выводов. Пятый этап - информация о домашнем задании. Домашнее задание должно быть вариативным, творческим. Шестой этап-контроль усвоения знаний учащимися. Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, компетентностно ориентированные задания, выявляющие уровень сформированности ключевых компетенций учащихся.
В представленном ниже конспекте урока русского языка, проведённого мной в 6 классе по теме «Причастие. Морфологические признаки причастия» показано, как данная модель урока "работает" на практике.
Этап №1.
Создание мотивационного поля урока.
Учитель:
-Сегодня в начале урока попрошу вас положить на парты сотовые телефоны. Обычно учителя просят отключить их, чтобы не отвлекаться от работы. А вы на этом уроке убедитесь, что телефоны можно использовать не только как средство общения и развлечения, выход в INTERNET, но и как средство для получения знаний на уроке.
Организация живого диалога, решение проблемной ситуации
Учитель предлагает задание группам (4 группы):
- Опишите свои телефон(ы) с помощью слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? А затем расскажите, ЧТО может ДЕЛАТЬ ваш телефон? Слова каких частей речи у вас получились?
Оформление таблицы в тетради.
Каждой группе учитель предлагает называть по 1 прилагательному и 1 глаголу
Телефон КАКОЙ? |
Телефон ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? |
современный |
звонит |
дорогой |
играет |
красивый |
думает |
Как можно соединить признак предмета (телефона) и действие? Слова из какой группы можно преобразовать? (вопрос будет ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?). Допишите получившиеся слова в третью колонку (светящийся, звонящий и т.д.)
Этап №2. Презентация нового материала
Запись темы в тетрадь «Причастие».
В чём разница между словами каждой группы?
(постоянные- непостоянные признаки; слова из 3 колонки образованы от
глаголов; можно заменить сочетанием «местоим. КОТОРЫЙ + глагол»; разные суффиксы)
В чём сходство с прилагательными?
(вопрос; поясняют одну и ту же часть речи- существительное; окончание)
На доску вывешиваются аншлаги «Суффиксы причастий», «Причастие».
Формулировка цели урока учащимися
Какова ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться определять у причастия признаки глагола и прилагательного; научиться отличать причастие от других частей речи)
Систематизация нового материала с помощью таблицы
1-2 группы заполняют признаки прилагательного,
2-3 группы - признаки глагола; проверка таблицы через проектор.
Этап №3. Практика под руководством учителя
Работа с упражнением (Упражнение № 607)
Этап №4. Независимая самостоятельная практика учащихся с помощью компетентностно ориентированного задания
С помощью телефонов вы узнали об особой форме глагола - причастии . От салонов сотовой связи поступило предложение: составить небольшой текст, в котором бы содержалась информация о телефоне любой предпочитаемой вами марки. Составьте текст из 6-7 предложений, используя при этом как можно больше причастий.
Каждая группа представляет свою марку телефона. Остальные находят причастия, которые использованы в тексте, доказывают принадлежность найденных слов к причастиям.
Этап №5. Подведение итогов учебного занятия.
Отправьте SMS, в составе которого должно быть причастие, отражающее ваши впечатления от урока. Номер 89028057592.
Этап № 6. Домашнее задание
1 уровень: выполнить упражнение
2 уровень: составить тест по теме "Причастие"
3 уровень: составить сказку о причастии, оформить работу.
Изменение традиционной структуры урока ( безоценочное начало учебного занятия, создание мотивационного поля урока, активный диалог самих учащихся в процессе осмысления нового материала, самостоятельная проектная деятельность учащихся) будет способствовать повышению продуктивности учебного процесса, созданию необходимых условий для успешного качественного обучения школьников, формированию универсальных учебных действий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· разработка уроков в русле деятельностного подхода позволяет эффективно формировать, развивать ключевые и предметные компетенции учащихся;
· Эффективность таких уроков заключается в том, что учащиеся приобретут следующие навыки и умения:
1. смогут анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, оценивать результаты своей деятельности;
2. смогут делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;
3. смогут получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
Результат данной работы проявляется и в способности учащегося видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного материала, выявляя при этом разные способы решения проблемы.
Библиографический список
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.
Лебедев О.Е. Новое качество образования. Управление школой.-2001 №6
Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д.Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия "Библиотека развития образования"
Основные итоги работы образования по реализации модернизации образовании российского образования, Аналитический доклад, Министерство образования Российской Федерации, Москва 2003.
Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: - Издательство «Учебная литература», 2007. – 244 с.
Хижняк О.С. Управление качеством образования как педагогическая проблема.Завуч.2001.-№5.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.