Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики"
Оценка 4.9

Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики"

Оценка 4.9
docx
27.02.2020
Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики"
доклад Байдугановой Л.И..docx


Лилия Ивановна Байдуганова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Печенкино

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики.

Развитие нашего общества зависит в большей степени от того, какое количество в нем творческих, незаурядных личностей. Творческое мышление, выраженное в правильной оценке возникшей ситуации, не рождается само по себе, его необходимо развивать.

 В этом и состоит задача современной школы

·         формирование гармонически развитой личности;

·        создание оптимальных условий для обучения и воспитания    учащихся   всех возрастов;

·        реализация проектов и программ, разработанных в школе и обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса;

·        обеспечение высокого качества образования за счет применения достижений психолого-педагогической науки.

      Разнообразие форм урока диктуется необходимостью готовить учащихся к самообразованию. Это предполагает постепенную и частичную передачу ученикам функций учителя, связанных с организацией учебной работы. Необходимо, чтобы самообразование учеников было специально предусмотрено, включалось в процесс обучения как обязательный компонент, обеспечивая активную позицию учащихся.

В современном учебном процессе центр тяжести переносится на работу  о и его активную позицию на уроке.

  Конечно, говорить об особенностях организации самостоятельной работы  учащихся на уроке можно говорить бесконечно долго, но я хотела бы познакомить вас с результатами моей работы по данной теме. Когда выбрала тему самообразования  «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики», поставила перед собой цель выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. И в связи с этим решила провести небольшой эксперимент с внедрением самостоятельной деятельности учащихся..

Цели  эксперимента заключались в следующем:

1. Выявить уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся.

2. Выявить  взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

В эксперименте участвовали два класса 7 и 8 в течении второго полугодия.  Почему я выбрала именно эти классы, во первых по качеству знаний и сформированности знаний, умений и навыков в изучении предметов естественного цикла данные классы была почти на одном уровне. Тем более 7 класс только приступает к изучению данного предмета и я решила что будет целесообразно внедрить данную работу именно в этом классе. В эксперименте участвовали 17 учеников из 7 класса и 13 учеников из 8 класса. Ученики из 8 класса участвовали только на 1и 3 этапах исследования. 

          Весь процесс эксперимента  делится на три этапа

           Первый этап  эксперимента - констатирующий.

Цель данного эксперимента заключалась: В выявление уровня сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся  на момент начала работы.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Содержание заданий было подобрано опираясь на результаты анкетирования:

-         самостоятельная  работа с книгой (составление простого плана параграфа учебника, найти по учебнику ответ на заданный вопрос),

-         метод наблюдения (работа сравнительно-аналитического характера, умение выделять отличительные признаки)

-         метод анализа конкретных ситуаций (анализ явлений, перенос знания в типовые ситуации).

Результаты работы представлены в таблице 1 и в таблице 2. Из полученных результатов видно, что уровни сформированности самостоятельной деятельности и качество обученности на первом этапе эксперимента в обоих классах примерно одинаковы.                                                                                                    Таблица 1

Уровни сформированности  умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся

   Классы

Уровни сформированности

                                   

высокий

средний

низкий

7

20 %

40 %

40%

8

19%

36%

45%

Таблица 2

Качество знаний

Классы

Качество знаний

7

60%

8

54%

      При анализе работы учащихся было выявлено, что они не умеют самостоятельно работать с учебником: выделять материал, раскрывающий главные и второстепенные положения того иного явления, сравнивать сущность определенных явлений (экстремальная ситуация и чрезвычайная ситуация), выделять в них однородные признаки и специальные особенности, устанавливать сходства и различия между ними. Заученные правила, которые были усвоены   на уровне произвольного запоминания, не превратились в подлинные знания и не могли быть использованы школьниками в качестве умений ориентироваться в предмете контрольных заданий.

Второй этап эксперимента – формирующий.

 Цель Сформировать навыки и умения самостоятельной деятельности у учащихся;

Данный этап эксперимента проводился только в одном классе – в 7.

   Формируя знания, умения, навыки  в 7 класса, я использовала различные формы и методы самостоятельной работы. Работа проводилась на всех этапах урока  и на практических занятиях.

Использовала различные формы самостоятельной работы – индивидуальная, парная, фронтальная. Применялись следующие методы самостоятельной работы – метод сравнения, тренировочные упражнения, метод анализа конкретных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, которая включала в себя: заполнение таблиц, составление плана.

Третий этап эксперимента - контрольный.

 Цель: Выявить уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Работа  проводилось в двух классах в 7 и в 8. Результаты работы представлены в таблице 8 и в таблице 9.

Таблица 3

Уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся                                           

Классы

Уровни сформированности

 

высокий

средний

низкий

7

30 %

50 %

20%

8

14%

41%

45%

Таблица 4

Качество знаний

Классы

Качество знаний

7

80%

8

54%

     Из полученных результатов видно, что уровень сформированности учебных ЗУН в 7 классе значительно отличается от уровня сформированности учебных ЗУН в 8 классе.

 Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащихся на первом   и на третьем  этапе эксперимента была проведена самостоятельная работа.  Полученные результаты уровней сформированности, представлены  в таблице 5. 

Таблица 5

Уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся

Классы

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

7

20

30

40

50

40

20

8

19

14

36

41

45

45

Из таблицы 5 видно, что в классе, в котором проводился  формирующий этап  эксперимента (7) произошли значительные изменения. Так, уровень  сформированности самостоятельной деятельности учащихся, оцененный как «высокий» увеличился в 1,5 раза, «средний» – увеличился в 1,25 раза, «низкий» – уменьшился в 2 раза. Так же произошли изменения и в контрольном классе (8). К сожалению, уровень сформированности сам. деятельности, оцененный как «высокий» уменьшился в 1,33 раза, «средний» увеличился в 1,13 раза, остался без изменений уровень сформированности, оцененный как «низкий».

Сравнивая результаты  качества знаний на первом   и на третьем  этапе эксперимента (результаты представлены в таблице 6) видно, что процент качества знаний  в7 классе увеличился на 20 %. В 8 классе остался без существенных изменений.

Таблица 6

Качество знаний

Классы

 

 

Качество знаний

1 этап

3 этап

7

60 %

80 %

8

54 %

54 %

 

Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению различных видов и типов самостоятельных работ, с использованием разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обученности, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний. Самостоятельная работа на уроке оказывает огромное влияние на качество знаний и развитие познавательных способностей учеников.

Список использованной литературы

1.     Браверманн  Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. – 2006. № 2. C. 10–12.

2.     Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.

3.     Казакова Ю.В. Работа учащихся с учебником физики / Ю.В. Казакова // Образование в современной школе. 2006. № 6. C.44–52.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Лилия Ивановна Байдуганова Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Лилия Ивановна Байдуганова Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Первый этап эксперимента - констатирующий

Первый этап эксперимента - констатирующий

Третий этап эксперимента - контрольный

Третий этап эксперимента - контрольный

Классы Качество знаний 1 этап 3 этап 7 60 % 80 % 8 54 % 54 %

Классы Качество знаний 1 этап 3 этап 7 60 % 80 % 8 54 % 54 %
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020