Лилия Ивановна
Байдуганова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Печенкино
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики.
Развитие нашего общества зависит в большей степени от того, какое количество в нем творческих, незаурядных личностей. Творческое мышление, выраженное в правильной оценке возникшей ситуации, не рождается само по себе, его необходимо развивать.
В этом и состоит задача современной школы
· формирование гармонически развитой личности;
· создание оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся всех возрастов;
· реализация проектов и программ, разработанных в школе и обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса;
· обеспечение высокого качества образования за счет применения достижений психолого-педагогической науки.
Разнообразие форм урока диктуется необходимостью готовить учащихся к самообразованию. Это предполагает постепенную и частичную передачу ученикам функций учителя, связанных с организацией учебной работы. Необходимо, чтобы самообразование учеников было специально предусмотрено, включалось в процесс обучения как обязательный компонент, обеспечивая активную позицию учащихся.
В современном учебном процессе центр тяжести переносится на работу о и его активную позицию на уроке.
Конечно, говорить об особенностях организации самостоятельной работы учащихся на уроке можно говорить бесконечно долго, но я хотела бы познакомить вас с результатами моей работы по данной теме. Когда выбрала тему самообразования «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики», поставила перед собой цель выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. И в связи с этим решила провести небольшой эксперимент с внедрением самостоятельной деятельности учащихся..
Цели эксперимента заключались в следующем:
1. Выявить уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся.
2. Выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.
В эксперименте участвовали два класса 7 и 8 в течении второго полугодия. Почему я выбрала именно эти классы, во первых по качеству знаний и сформированности знаний, умений и навыков в изучении предметов естественного цикла данные классы была почти на одном уровне. Тем более 7 класс только приступает к изучению данного предмета и я решила что будет целесообразно внедрить данную работу именно в этом классе. В эксперименте участвовали 17 учеников из 7 класса и 13 учеников из 8 класса. Ученики из 8 класса участвовали только на 1и 3 этапах исследования.
Весь процесс эксперимента делится на три этапа
Первый этап эксперимента - констатирующий.
Цель данного эксперимента заключалась: В выявление уровня сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся на момент начала работы.
Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Содержание заданий было подобрано опираясь на результаты анкетирования:
- самостоятельная работа с книгой (составление простого плана параграфа учебника, найти по учебнику ответ на заданный вопрос),
- метод наблюдения (работа сравнительно-аналитического характера, умение выделять отличительные признаки)
- метод анализа конкретных ситуаций (анализ явлений, перенос знания в типовые ситуации).
Результаты работы представлены в таблице 1 и в таблице 2. Из полученных результатов видно, что уровни сформированности самостоятельной деятельности и качество обученности на первом этапе эксперимента в обоих классах примерно одинаковы. Таблица 1
Уровни сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся
Классы |
Уровни сформированности |
||
|
высокий |
средний |
низкий |
7 |
20 % |
40 % |
40% |
8 |
19% |
36% |
45% |
Таблица 2
Качество знаний
Классы |
Качество знаний |
7 |
60% |
8 |
54% |
При анализе работы учащихся было выявлено, что они не умеют самостоятельно работать с учебником: выделять материал, раскрывающий главные и второстепенные положения того иного явления, сравнивать сущность определенных явлений (экстремальная ситуация и чрезвычайная ситуация), выделять в них однородные признаки и специальные особенности, устанавливать сходства и различия между ними. Заученные правила, которые были усвоены на уровне произвольного запоминания, не превратились в подлинные знания и не могли быть использованы школьниками в качестве умений ориентироваться в предмете контрольных заданий.
Второй этап эксперимента – формирующий.
Цель: Сформировать навыки и умения самостоятельной деятельности у учащихся;
Данный этап эксперимента проводился только в одном классе – в 7.
Формируя знания, умения, навыки в 7 класса, я использовала различные формы и методы самостоятельной работы. Работа проводилась на всех этапах урока и на практических занятиях.
Использовала различные формы самостоятельной работы – индивидуальная, парная, фронтальная. Применялись следующие методы самостоятельной работы – метод сравнения, тренировочные упражнения, метод анализа конкретных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, которая включала в себя: заполнение таблиц, составление плана.
Третий этап эксперимента - контрольный.
Цель: Выявить уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.
Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Работа проводилось в двух классах в 7 и в 8. Результаты работы представлены в таблице 8 и в таблице 9.
Таблица 3
Уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся
Классы |
Уровни сформированности |
||
|
высокий |
средний |
низкий |
7 |
30 % |
50 % |
20% |
8 |
14% |
41% |
45% |
Таблица 4
Качество знаний
Классы |
Качество знаний |
7 |
80% |
8 |
54% |
Из полученных результатов видно, что уровень сформированности учебных ЗУН в 7 классе значительно отличается от уровня сформированности учебных ЗУН в 8 классе.
Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащихся на первом и на третьем этапе эксперимента была проведена самостоятельная работа. Полученные результаты уровней сформированности, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся
Классы |
Уровни сформированности |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
1 этап |
3 этап |
1 этап |
3 этап |
1 этап |
3 этап |
|
7 |
20 |
30 |
40 |
50 |
40 |
20 |
8 |
19 |
14 |
36 |
41 |
45 |
45 |
Из таблицы 5 видно, что в классе, в котором проводился формирующий этап эксперимента (7) произошли значительные изменения. Так, уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся, оцененный как «высокий» увеличился в 1,5 раза, «средний» – увеличился в 1,25 раза, «низкий» – уменьшился в 2 раза. Так же произошли изменения и в контрольном классе (8). К сожалению, уровень сформированности сам. деятельности, оцененный как «высокий» уменьшился в 1,33 раза, «средний» увеличился в 1,13 раза, остался без изменений уровень сформированности, оцененный как «низкий».
Сравнивая результаты качества знаний на первом и на третьем этапе эксперимента (результаты представлены в таблице 6) видно, что процент качества знаний в7 классе увеличился на 20 %. В 8 классе остался без существенных изменений.
Таблица 6
Качество знаний
Классы
|
Качество знаний |
|
1 этап |
3 этап |
|
7 |
60 % |
80 % |
8 |
54 % |
54 % |
Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению различных видов и типов самостоятельных работ, с использованием разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обученности, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний. Самостоятельная работа на уроке оказывает огромное влияние на качество знаний и развитие познавательных способностей учеников.
Список использованной литературы
1. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. – 2006. № 2. C. 10–12.
2. Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.
3. Казакова Ю.В. Работа учащихся с учебником физики / Ю.В. Казакова // Образование в современной школе. 2006. № 6. C.44–52.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.