Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики"

  • docx
  • 27.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад Байдугановой Л.И..docx


Лилия Ивановна Байдуганова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Печенкино

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики.

Развитие нашего общества зависит в большей степени от того, какое количество в нем творческих, незаурядных личностей. Творческое мышление, выраженное в правильной оценке возникшей ситуации, не рождается само по себе, его необходимо развивать.

 В этом и состоит задача современной школы

·         формирование гармонически развитой личности;

·        создание оптимальных условий для обучения и воспитания    учащихся   всех возрастов;

·        реализация проектов и программ, разработанных в школе и обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса;

·        обеспечение высокого качества образования за счет применения достижений психолого-педагогической науки.

      Разнообразие форм урока диктуется необходимостью готовить учащихся к самообразованию. Это предполагает постепенную и частичную передачу ученикам функций учителя, связанных с организацией учебной работы. Необходимо, чтобы самообразование учеников было специально предусмотрено, включалось в процесс обучения как обязательный компонент, обеспечивая активную позицию учащихся.

В современном учебном процессе центр тяжести переносится на работу  о и его активную позицию на уроке.

  Конечно, говорить об особенностях организации самостоятельной работы  учащихся на уроке можно говорить бесконечно долго, но я хотела бы познакомить вас с результатами моей работы по данной теме. Когда выбрала тему самообразования  «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики», поставила перед собой цель выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. И в связи с этим решила провести небольшой эксперимент с внедрением самостоятельной деятельности учащихся..

Цели  эксперимента заключались в следующем:

1. Выявить уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся.

2. Выявить  взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

В эксперименте участвовали два класса 7 и 8 в течении второго полугодия.  Почему я выбрала именно эти классы, во первых по качеству знаний и сформированности знаний, умений и навыков в изучении предметов естественного цикла данные классы была почти на одном уровне. Тем более 7 класс только приступает к изучению данного предмета и я решила что будет целесообразно внедрить данную работу именно в этом классе. В эксперименте участвовали 17 учеников из 7 класса и 13 учеников из 8 класса. Ученики из 8 класса участвовали только на 1и 3 этапах исследования. 

          Весь процесс эксперимента  делится на три этапа

           Первый этап  эксперимента - констатирующий.

Цель данного эксперимента заключалась: В выявление уровня сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся  на момент начала работы.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Содержание заданий было подобрано опираясь на результаты анкетирования:

-         самостоятельная  работа с книгой (составление простого плана параграфа учебника, найти по учебнику ответ на заданный вопрос),

-         метод наблюдения (работа сравнительно-аналитического характера, умение выделять отличительные признаки)

-         метод анализа конкретных ситуаций (анализ явлений, перенос знания в типовые ситуации).

Результаты работы представлены в таблице 1 и в таблице 2. Из полученных результатов видно, что уровни сформированности самостоятельной деятельности и качество обученности на первом этапе эксперимента в обоих классах примерно одинаковы.                                                                                                    Таблица 1

Уровни сформированности  умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся

   Классы

Уровни сформированности

                                   

высокий

средний

низкий

7

20 %

40 %

40%

8

19%

36%

45%

Таблица 2

Качество знаний

Классы

Качество знаний

7

60%

8

54%

      При анализе работы учащихся было выявлено, что они не умеют самостоятельно работать с учебником: выделять материал, раскрывающий главные и второстепенные положения того иного явления, сравнивать сущность определенных явлений (экстремальная ситуация и чрезвычайная ситуация), выделять в них однородные признаки и специальные особенности, устанавливать сходства и различия между ними. Заученные правила, которые были усвоены   на уровне произвольного запоминания, не превратились в подлинные знания и не могли быть использованы школьниками в качестве умений ориентироваться в предмете контрольных заданий.

Второй этап эксперимента – формирующий.

 Цель Сформировать навыки и умения самостоятельной деятельности у учащихся;

Данный этап эксперимента проводился только в одном классе – в 7.

   Формируя знания, умения, навыки  в 7 класса, я использовала различные формы и методы самостоятельной работы. Работа проводилась на всех этапах урока  и на практических занятиях.

Использовала различные формы самостоятельной работы – индивидуальная, парная, фронтальная. Применялись следующие методы самостоятельной работы – метод сравнения, тренировочные упражнения, метод анализа конкретных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, которая включала в себя: заполнение таблиц, составление плана.

Третий этап эксперимента - контрольный.

 Цель: Выявить уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Работа  проводилось в двух классах в 7 и в 8. Результаты работы представлены в таблице 8 и в таблице 9.

Таблица 3

Уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся                                           

Классы

Уровни сформированности

 

высокий

средний

низкий

7

30 %

50 %

20%

8

14%

41%

45%

Таблица 4

Качество знаний

Классы

Качество знаний

7

80%

8

54%

     Из полученных результатов видно, что уровень сформированности учебных ЗУН в 7 классе значительно отличается от уровня сформированности учебных ЗУН в 8 классе.

 Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащихся на первом   и на третьем  этапе эксперимента была проведена самостоятельная работа.  Полученные результаты уровней сформированности, представлены  в таблице 5. 

Таблица 5

Уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся

Классы

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

7

20

30

40

50

40

20

8

19

14

36

41

45

45

Из таблицы 5 видно, что в классе, в котором проводился  формирующий этап  эксперимента (7) произошли значительные изменения. Так, уровень  сформированности самостоятельной деятельности учащихся, оцененный как «высокий» увеличился в 1,5 раза, «средний» – увеличился в 1,25 раза, «низкий» – уменьшился в 2 раза. Так же произошли изменения и в контрольном классе (8). К сожалению, уровень сформированности сам. деятельности, оцененный как «высокий» уменьшился в 1,33 раза, «средний» увеличился в 1,13 раза, остался без изменений уровень сформированности, оцененный как «низкий».

Сравнивая результаты  качества знаний на первом   и на третьем  этапе эксперимента (результаты представлены в таблице 6) видно, что процент качества знаний  в7 классе увеличился на 20 %. В 8 классе остался без существенных изменений.

Таблица 6

Качество знаний

Классы

 

 

Качество знаний

1 этап

3 этап

7

60 %

80 %

8

54 %

54 %

 

Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению различных видов и типов самостоятельных работ, с использованием разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обученности, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний. Самостоятельная работа на уроке оказывает огромное влияние на качество знаний и развитие познавательных способностей учеников.

Список использованной литературы

1.     Браверманн  Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. – 2006. № 2. C. 10–12.

2.     Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.

3.     Казакова Ю.В. Работа учащихся с учебником физики / Ю.В. Казакова // Образование в современной школе. 2006. № 6. C.44–52.

 


 

Скачано с www.znanio.ru