Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся»
Оценка 5

Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся»

Оценка 5
docx
28.04.2020
Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся»
Доклад Особенности работы классного руководителя с девиантными детьми.docx

 

Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся».

 В работе с такими детьми следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования их возраста, надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Работая с проблемными обучающимися, следую алгоритму:

ü  формирование сплоченного классного коллектива;

ü  проявление доброжелательности и доверия со стороны учителя и одноклассников по отношению к проблемному ребёнку;

ü  создание ситуации успеха, востребованности (самореализации) проблемного ребёнка в классе и школе;

ü  установление постоянного контакта с родителями ученика;

ü  установление доверительных отношений с проблемным ребёнком;

ü  прогнозирование возникновения возможной проблемной ситуации («не ждать, а предупреждать»).

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности обучающегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно планируют мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

ü  просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;

ü  встречи со специалистами;

ü  тематические викторины;

ü  выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;

ü  нравственные классные часы;

ü  интерактивные игры.

Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результатыОбеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных и городских мероприятиях.

В своей работе стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с обучающимися, использую активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Провожу работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях. Проводятся тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.д.

По итогам года составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

-прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

-быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирование будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.

Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.

Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.

Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.

Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида, отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.

Классный руководитель в работе с подростками «группы риска» при использовании методов и приёмов педагогического воздействия может подключить класс. В этом случае будут использоваться следующие педагогические приёмы:

доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

- постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

- поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

- недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместными классными делами, умение сотрудничать с одноклассниками.

      Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

 

Информационно- методическое обеспечение:

1.      Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии\\Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.-т.4

2.      Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3.      Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. – М.: «Генезис», 2009.

4.      Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5.      Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007.(Школьное образование).

6.      Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков. Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007.

 


 

Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся»

Доклад на тему: «Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся»

Личность воспитывается Личностью

Личность воспитывается Личностью

Основы коррекционной педагогики: учеб

Основы коррекционной педагогики: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020