Л.Н. Алексеева
Учитель физики
МБОУ «Высокогорская СОШ №3» село Высокая Гора
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию — её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Методы и формы работы с одаренными учащимися на уроках, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. Я хочу рассмотреть сегодня урочную деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение (На каждом уроке создается проблемная ситуация, вопрос или задача)
-проектно-исследовательская деятельность (Рефераты, проекты исследовательского характера являются одной из более эффективных форм работы с одарёнными учащимися. Некоторые темы подобных работ:
Измерение высоты здания максимальным количеством способов. а) по высоте ступенек лестницы; б) с помощью отражения в зеркале при разных углах падения; в) по тени, отбрасываемой зданием в полдень; г) по длине нити с грузом; д) по тени отбрасываемой рейкой в свете фонаря на крыше школы.
Физика в борьбе с вредной привычкой - курением. а) "Маму не проведёшь". - К вопросу о диффузии. б) Кто портит земную атмосферу и окружающую среду. - К вопросу об атмосфере и решении экологических проблем. в) О зубной боли. - К вопросу о тепловом расширении тел. д) Сигарета и выхлопные газы неисправного авто. - К вопросу о тепловых двигателях. е) Прокуренный голос и плохой слух. - К вопросу о звуках.
Обогревательная система комнаты. Рассмотрите вашу комнату с позиции поступления и "ухода" из неё теплоты. Какие виды теплопередачи используются в процессе обогрева комнаты? Какие конструктивные особенности комнаты (стены, двери, окна) обеспечивают сохранность в комнате теплоты. И так далее.
- игровые технологии (Приведу некоторые примеры игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты: Эстафета, Что лишнее и почему, Найди физическую ошибку, Логическая цепочка и т.д)
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ;(Разноуровневые тесты, презентации, тренажёры. В учебниках физики представлены имена около 100 учёных, кратко указаны их заслуги, но по этим данным трудно понять, какую роль сыграл конкретный учёный в развитии науки, каким он был человеком. Учащиеся, обычно, с удовольствием делают презентации, доклады и рефераты о жизни и деятельности учёных, а эта деятельность также содержит элементы научного поиска и творчества, да к тому же даёт немалый воспитательный эффект.
- творческие и нестандартные задания (Развивая творческие способности учащихся с учётом их индивидуальности, воспитывая у них самостоятельность и инициативность, можно проводить творческие лабораторные работы.
Например: « Определение плотности тела» (7 класс).
Приборы и материалы: весы, гири, мензурка, линейка, металлическое тело, пластилиновый шар с полостью внутри или с небольшим металлическим телом (стальной шарик, гайка и т.п.), сосуд с насыщенным раствором соли, сосуд с водой, химический стаканчик.
Задания:
Определите: а) плотность металлического тела, б) плотность раствора соли.
Выясните, не нарушая целостности пластилинового шара, есть ли внутри него полость или какое-либо инородное тело (плотность чистого пластилина сообщается ученикам).
Методические замечания. Задание 1 можно рассматривать как основное, обязательное для всех. При выполнении задания 1б) вначале определить массу пустого химического стаканчика, после чего - массу того же стакана с раствором соли. Объём раствора соли брать 100 мл (это упростит расчёт).
К заданию 2 изготавливают пластилиновые шарики объёмом 50кв. см.В некоторых из них делают полости, в другие помещают металлические предметы (стальные шарики, гайки, и т.д.). Полость надо делать с таким расчётом, чтобы шарик при погружении в мензурку с водой, не плавал на поверхности.
На уроках не стоит бояться нестандартных задач. Установка должна быть чёткой: "Не знаем алгоритма - не беда, подумаем". Школьников постоянно просят решить задачу и очень редко - придумать свою задачу. Между тем такие задания полезны и в чисто учебном отношении: они проверяют понимание, тренируют "конструкторские" способности.
Целесообразно приучать учащихся к активному пользованию физическими приборами и конструированию своих приборов. Этому предшествуют два этапа: а) выполнение практических заданий без инструкций б) решение аналогичной, но усложнённой проблемы: определите:(следует название конкретной физической величины) иным способом, чем вы это делали раньше, или на иной установке. И лишь потом следует третий этап в) целенаправленное: конструирование новых приборов;
реконструкция имеющихся либо созданных; разработка учениками рационализаторских предложений по усовершенствованию существующих приборов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Подводя итоги, следует отметить, что к творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на имеющиеся у него знания. При строгом отборе учебного материала, многократности повторения, формировании устойчивого интереса к физике, обучении грамотному выполнению работ и индивидуальном подходе можно добиться реальных успехов в работе с одаренными детьми
Литература:
Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в 7-8 классах.// Физика в школе.- № 2,3.-1993.
Орлов В.А. Творческие экспериментальные задания.// Физика в школе. № 4-6.-
1994.
О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.