ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»
Оценка 4.8

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»

Оценка 4.8
doc
08.05.2022
ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»
23.03.21 «Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания».doc

ГБОУ РК « Ливадийская санаторная школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 

«Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Воспитатель 5 класса

Данилевич В.М.

 

Дата: 23.03.2021г.

 

 

 

 

 

 

Ялта

2021г.

 

«Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»

 

С.Давидович 
Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…  поздно  учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.

 

Целью моей педагогической работы  является решение проблем, преодоление трудностей, социальная адаптация трудновоспитуемых учащихся. Разрушение негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов в поведении.

 

Задачи:

1.                             развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

2.                             научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения,

3.                             прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе,

4.                             пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов,

5.                             оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

 

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия, которые я использую в своей работе с детьми.

1.                             Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации,

2.                             вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения,

3.                             организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения,

4.                             демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения.

 

 

1.Направление - социальная диагностика.

По этому направлению я уделяла особое внимание  многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети находящиеся под опекой, сиротам, к подросткам с отклоняющимся поведением и «группе риска». Для выявления данных категорий  были изучены анкеты учащихся, оформлены индивидуальные тетради наблюдений.

 

В  моём классе  21 учащийся, и только  семь из них имеют  полные семьи, четверо учащихся   из  многодетных семей, один ребенок находятся под опекой, остальные же воспитываются в не полных семьях.

За период с 2012-2015 учебного года в составе класса, обучались 7 учащихся  «группы риска». Я  выработала систему работы с данной категорией  учащихся, основанную на принципе индивидуального подхода.

 

2.Для выявления учащихся с  отрицательным поведением мною в классе был опробован  «Метод перекрестных характеристик».

 Детям было предложен охарактеризовать друг друга.

 Выделилось две группы детей:

1 группа – положительно характеризующиеся;

2 группа – отрицательно характеризующиеся дети.

 Каждый получил индивидуальное задание написать в свободной форме характеристику на одного или нескольких своих товарищей по классу. Следует отметить, что все дети отнеслись к выполнению заданий заинтересованно, эмоционально.

Спрашивали можно ли советоваться друг с другом по поводу характеристики на того или иного товарища. Причем, каждый должен был сохранить тайну на кого он пишет. Во время выполнения задания были случаи, когда ребята просили дать побольше времени, мотивируя тем, что они никогда этим не занимались, никто никогда не спрашивал их мнения о товарищах, о сверстниках по классу, что это интересно для них, но трудно. Реакции, реплики, поведение детей во время выполнения задания позволяет сделать вывод о характеристике отношений между детьми и тем, насколько значимые межличностные отношения для каждого ребенка.

На основании моих наблюдений за классом я условно выделила детей  с положительным поведением и с отрицательным поведением. Это видно в сводной.

 

 

 

 

№1

Сводная

 

Ф.И. учащихся с условно

положительным поведением

 

 

№2

 

 

Ф.И. учащихся с условно

отрицательным поведением

1

Бережной Егор

1

Меметов Алим

2

Мальцев Костя

2

Корниенко Данил

3

Аметов Усеин

3

Скурихин Саша

4

Радзиевский Олег

4

Афанасьева Марина

5

Преображенский Глеб

5

Логачева Катя

6

Абибулаев Керим

6      

Милюкова Тамара

7      Плюта Илья                                       7      Чашлы Факие

8     Семенова Ольга                                  8       Таран Александра

9    Усманова Лиля

10 Асанова Сабина

12 Бейтуллаева Эльнара

13 Рязанова Диана

 

3.Свою деятельность с детьми «группы риска»  выстраиваю с позиции компетентного подхода в современном образовании. Образовательный процесс организовываю с целью комплексного формирования личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной и общекультурной компетенций. Это  достигается через личностно-ориентированную активизацию мотивационно-личностной сферы ученика («Ты сможешь, ты добьешься, преодолеешь, я в тебя верю»).

Большое внимание в формировании компетенций уделяю воздействию на социально-психологическое развитие через коллектив, стимулирую творческую активность. 

Постоянно на самоподготовках и во внеурочной деятельности использую такие средства коррекции дисгармонического развития, как понимание, сочувствие, создание личностной перспективы.

 

4.Моя организационно педагогическая помощь девиантным детям заключается:

1.                             В создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2.                             Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3.                             Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4.                             Формирование положительной  Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности.

5.                             Поощрение положительных изменений.

6.                             Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

7.                             Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

 

5.Организация свободного времени "трудных" школьников

       По моим подсчетам количество свободного времени у "трудного" ребенка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.

        Я как воспитатель   стараюсь  заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

 

6.Для достижения положительных результатов, в своей работе использую приемы индивидуального воздействия такие как:

Изучаю интересы  и способности детей.

Вовлекаю "трудных" в кружки,  общественно полезную деятельность.

Изучаю  участие "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).

 По необходимости помогаю в переориентации интересов.

Поощряю  виды  художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

Использую приемы тактильного контакта.

Раскрываю его возможности, умения.

Убеждаю в необходимости предстоящей работы.

Раскрываю перспективы его усилий.

Определяю содержание конкретных видов труда.

Подготовка специальных заданий.

Отдельное опрашивание.

Сообщение классу только положительных результатов его работы.

Сочетание требовательности и доверия.

Помощь подростку разобраться в его ошибках, предупреждать их.

 

7.Как я стимулирую усилия на немедленное выполнение требуемого от ребенка  задания:

           доброжелательная, индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчёркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарищей.

 

8.Просветительская работа с детьми - это проведение таких мероприятий как:

организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий.

Делался  акцент на профилактику правонарушений, наркомании, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся  состоящими на ВШ и ВК учёте  проводились профилактические беседы  направленные на  формирование привычки вести ЗОЖ и осознанного отношения к своему здоровью, обсуждение и выбор методов избавления от вредных привычек, расширение представлений учащихся о понятии зависимости и вреде табакокурения и распитие спиртных напитков. А так же беседы, направленные  на личностное развитие учащихся, в ходе которых формируются практические умения самостоятельного избавления от агрессивного настроения и знакомство учащихся с особенностями понятия «самоконтроль».  

                  Поддерживаю деловые контакты  с городской организацией «Дети улиц» и  « Виноградник», с их помощью двух учащихся  удалось привлечь к волонтерской деятельности, что существенно ограничивает   свободное время «трудных» и ограждает их  от возможности общения с плохой компанией.     

Так же были проведены беседы:

Закон и мы. Учимся управлять своим поведением.

Почему надо отвечать за свои поступки.

Беседа о детской преступности.

В  ходе которых направила свою работу на формирование у учащихся потребно­сти к саморазвитию, нетерпимости к негативным поступкам; необходимости знания законов, по которым живет наше общество, на знакомство с правилами поведения в различных ситуациях; с правами и обязанностями учащихся, с Конвенцией о правах ребенка.

 

ПОДВОДЯ  ИТОГ,  ПОДЕЛЮСЬ СВОИМИ  РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ  РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.

Замечено:

•       снижение уровня тревожности и агрессивности;

•      положительное формирование адекватной самооценки;

•       повышение ответственности подростков за собственные поступки;

•       развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

•       формирование позитивных жизненных целей и повышение   мотивации и      способности к их достижению;

•       снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.

·       Доверительные отношения к взрослым.

·        

 

 

Список литературы

1.    Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи», М., 1988

2.   Жутинов Н.В. «Учителю о практике психологической помощи», М., 1988

3.   Захаров А.И.«Как предупредить отклонения в поведении ребенка»,   М., 1986                    

4.   Клинберг Л. «В ответе за судьбу», М., 1974, С. 399      

5.   Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.

6.   Натанзон Э.Ш. «Индивидуальный подход к трудным учащимся», М., Пр.,1989

7.    Ратер М. «Помощью трудным детям», М., Просвещение, 1987

8.     Сухомлинский В.А. «Трудные судьбы», М., Знание, 1967

9.     Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ РК « Ливадийская санаторная школа – интернат»

ГБОУ РК « Ливадийская санаторная школа – интернат»

Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»

Особенности работы с трудными детьми в процессе воспитания»

Направление - социальная диагностика

Направление - социальная диагностика

Сводная Ф.И. учащихся с условно положительным поведением №2

Сводная Ф.И. учащихся с условно положительным поведением №2

Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника

Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника

Просветительская работа с детьми - это проведение таких мероприятий как: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий

Просветительская работа с детьми - это проведение таких мероприятий как: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий

Список литературы 1. Буянов

Список литературы 1. Буянов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2022