МБОУ Новомихайловская СОШ
Доклад на тему
«Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Формы и методы работы с одарёнными детьми».
Подготовил: Кирсанов Анатолий Анатольевич,
учитель математики и информатики высшей
квалификационной категории
МБОУ Новомихайловской СОШ
2019 год
Слайд № 2 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой
В настоящее время проводится много различных олимпиад, конкурсов и конференций по информатике: традиционные, дистанционные, заочные и др. Олимпиады не только позволяют судить о степени подготовленности обучающихся в области информатики, выявляя наиболее одаренных и подготовленных учеников, но и стимулируют углубленное изучение предмета. Появился еще и прагматический стимул к участию в олимпиадах: олимпиады являются составной частью системы итоговой аттестации (ЕГЭ) и вступительных экзаменов в вузы. Победы обучающихся на олимпиадах международного, всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в ВУЗ на льготных условиях.
Среди всех школьных предметов информатика выделяется как наиболее динамичный предмет. В условиях постоянного развития и совершенствования как технических, так и программных средств, меняются технологии проведения олимпиад и конкурсов по информатике.
Как подготовить школьников для успешного участия в олимпиадах по информатике в рамках школьной программы? Как лучше организовать подготовку школьников во внеурочное время? Что требуется от учителя для качественной подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам? Подобные вопросы ставит перед собой каждый учитель информатики.
Необходимо разграничивать понятия: в олимпиадном движении речь идет не об изучении школьного курса информатики, для аттестации успешности изучения которого существуют ГИА и ЕГЭ. Речь идет о работе с одаренными детьми. Для успеха в конкурсной информатике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. А значит, нужна определенная система организации подготовки обучающихся.
Работа с одаренными детьми должна строиться в рамках внеурочных занятий и по своим программам. Внедрение нового ФГОС предусматривает обязанность каждого образовательного учреждения учитывать в рамках курсов по выбору, во внеурочной работе интересы и одаренных школьников.
Слайд № 3 Данную работу можно строить по трём стадиям.
![]() |
Первая стадия является стадией самоопределения школьника, вторая - стадией определения границ своей одаренности, на третьей стадии происходит осознание, каким образом можно са-мостоятельно участвовать в процессе формирования своей одаренности.
Для учеников 5-6 классов зоны ближайшего развития - школьный курс информатики или кружок по информатике, а горизонтом развития является дополнительная групповая подготовка по желанию школьников. Эта подготовка проводится учителем информатики по задачам школьного и муниципального этапов олимпиады. Достижением горизонта развития является диплом победителя школьного этапа.
На школьном этапе всероссийской олимпиады по информатике очень важно выявить заинтересованного информатикой школьника и своевременно вовлечь его в работу в группе одаренных школьников по информатике.
Для учеников 7-8 классов доминирует зона ближайшего развития - факультатив по информатике для малых групп школьников дополняет его школьный курс информатики, а горизонтом развития является индивидуальная подготовка по задачам муниципального и регионального этапов олимпиады. Достижением горизонта развития является диплом победителя муниципального и регионального этапов олимпиады.
Для учеников 9-11 классов доминирует горизонт развития, а дополняет его зона ближайшего развития: элективный курс по информатике и профильный школьный курс информатики. Горизонтом развития является индивидуальная самоподготовка по задачам заключительного и международного этапов олимпиады при поддержке регионального тренера из курирующего вуза. Достижением горизонта развития является диплом победителя заключительного этапа и высокие мотивация добиться права участия в международной олимпиаде и достигнуть там как можно более высокого результата.
Данная модель является теоретической основой для проведения мною дальнейшей методической работы.
Слайд № 4 Роль учителя или наставника в работе с одаренными детьми по информатике
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования по ступеням обучения, изменились место и роль учителя или наставника в работе с одаренными детьми по информатике в школе. Это вызвано следующими причинами:
- курс информатики в начальной школе обеспечивает готовность вхождения обучающихся в олимпиаду на школьном этапе с 5-го класса;
- появилось достаточно много печатных и интернет-ресурсов по олимпиадной информатике;
- учителям и наставникам стали доступны новые информационные образовательные технологии, позволяющие работать с одаренными детьми независимо от учреждений образования, в которых они учатся, и места их проживания;
- в рамках федеральных целевых программ к работе с одаренными школьниками стали активно привлекаться ведущие федеральные и национальные исследовательские университеты страны.
Теперь каждый учитель информатики становится педагогом-наставником одаренных школьников: должен быть методически готов выявить одаренного ребенка, сформировать его индивидуальную траекторию на каждой ступени олимпиадной подготовки, обозначить для него зону ближайшего развития, направить к достижению горизонта развития.
Слайд № 5 Основные принципы:
1. Идеально, если выявление талантливых детей начинается с начальной школы. Все условия для этого есть, и ученики 4-х классов уже готовы к освоению в 5-6-х классах более сложных разделов алгоритмики в курсе информатики, а также элементарных возможностей сред программирования. Роль учителя начальной школы - выявить увлеченных информатикой малышей.
2. Школьная программа по информатике должна пробуждать у обучающихся интерес к олим-пиадному движению, а вся работа по развитию их способностей строиться уже в рамках внеурочной деятельности в виде школьных кружков, центров дополнительного образования и аналогичных им структур.
Слайд № 6 Чтобы совершенствовать работу с одаренными детьми в процессе подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам, нужно придерживаться следующих принципов:
1.Максимальная самостоятельность. Школьники должны сами попробовать отыскать правильный ответ, так как наиболее прочными знаниями являются те, которые добыты самостоятельно, собственными усилиями. Преподаватель обеспечивает учащегося необходимой литературой, помогает ему отыскать необходимые источники информации, однако с литературой школьники должны работать самостоятельно. Контроль со стороны преподавателя должен быть максимально тактичен, ненавязчив. Невыполненные задания лучше всего разбирать и анализировать коллективно.
2.Активность знаний. Запас знаний школьника должен находиться в активном применении, именно так составляются олимпиадные и конкурсные задания. Педагог должен обеспечить постоянное повторение уже пройденного материала, при этом постоянно углубляя знания учащегося. Знания ребенка необходимо постоянно уточнять и расширять. Именно поэтому эффективной формой подготовки является разбор олимпиадных и конкурсных заданий прошлых лет.
3.Опережающий уровень сложности. Готовя школьников к олимпиадам и конкурсам, педагог должен использовать задания высокого уровня сложности. Эффективность этого принципа подтверждается результатами выступлений на конкурсах и олимпиадах. Выполняя задания повышенного уровня сложности, школьники становятся более уверенными в своих силах.
4. Анализ результатов прошлых олимпиад и конкурсов. Анализируя прошлые работы, учащиеся могут выявить недостатки и упущения, допущенные в знании предмета. Преподаватель также может учесть моменты, не учтенные в предыдущей подготовке одаренных детей. Этот принцип положительно повлияет на качество подготовки к олимпиадам и конкурсам. Для школьников этот принцип способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать свои успехи и недостатки.
5. Напутственное слово преподавателя. Непосредственно перед олимпиадой или конкурсом необходимо провести беседу с ребенком, настроить его на нужный лад. Сделать акцент на то, что главное не победа, а участие. Объяснить, что все участники находятся в равных условиях, что результат зависит исключительно от самого ребенка и его знаний.
6. Отдых перед предстоящим мероприятием (олимпиадой или конкурсом). За несколько дней до конкурса или олимпиады лучше отказаться от выполнения заданий. Это делается для того, чтобы не переутомить организм школьника, так как переутомление ведет к притуплению творческого потенциала.
7. Принцип «золотой середины». Нельзя ставить перед школьником задачу победить любой ценой. Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Необходимо находить золотую середину, выбирая задания для подготовки. Нельзя выбирать только сложные задания, так как это может отбить у обучающихся желание заниматься. Нельзя также оказывать на ребенка давление, заставить его участвовать в олимпиадах и конкурсах.
Работа с одаренным школьником должна строиться на основе индивидуальной траектории обучения, фиксируемой в его индивидуальном плане работы, предусматривающем и самостоятельную работу. Помочь составить такой план и контролировать его выполнение - задача учителей. В плане обязательно нужно предусмотреть и используемые школьником для самостоятельной работы ресурсы, включая книги, подборки олимпиадных задач к изучаемым темам, интернет-ресурсы, а также динамику достижений, полноту решения олимпиадных задач, скоростные качества ученика и т.п.
Слайд № 7 Формы
работы при подготовке к олимпиадам
Слайд № 8 Некоторые мои направления работы по подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам.
Работа на уроке.
Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. На уроке всегда можно найти ме-сто задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.
Для развития интереса к решению нестандартных задач по информатике в программу урочных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, ребусов, анаграмм, задач прикладного характера.
В процессе обучения в арсенал приёмов и методов умственной деятельности включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. При выполнении таких упражнений развивается гибкость и глубина мышления.
В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю творческие и олимпиад-ные домашние задания на дом. Использую олимпиадные задачи прошлых лет. Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно.
Слайд № 9 Внеклассная работа.
Для подготовки к олимпиадам использую формы внеклассной работы:
Индивидуальная работа - выбирается методика в зависимости от способностей и знаний ученика. Групповая работа - факультативы, кружки, элективные курсы. На таких занятиях происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса обучающихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская
деятельность обучающихся. Массовая работа: научно - практические конференции, недели информатики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.
Стараюсь предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями, что способствуют реализации принципа индивидуализации обучения.
В своей работе опираюсь на интернет источники, которые содержат теоретический материал по разнообразным темам, помимо этого выложены олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по информатике.
Слайды № 10-16 Виды мероприятий:
ü Декады безопасного Рунета с разработкой школьного конкурса школьного конкурса «Вместе за лучший Интернет»; В 2019 году участие приняла ученица МБОУ Северотатарской СОШ.
ü Участие в областном конкурсе детских работ «Мой безопасный интернет» где уже второй год являемся призерами: 2018 год – 3 место в номинации «специальный выпуск школьных СМИ»; 2019 год – 3 место в номинации «специальный выпуск школьных СМИ»; и сертификаты участников в номинациях «Плакат. «Защити свои персональные данные»» и «Буклет на тему «Осторожно: интернет-мошенничество»».
ü Международный конкурс «Круговорот знаний» - https://konkurs.info, сертификаты участников;
ü Общероссийская тематическая олимпиада для школьников «Академия знатоков» https://arpot.ru. 2019 год – 2 диплома за 3 место учеников 5 и 6 классов;
ü Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи Интернет – управляй им!» – это социально-образовательный проект для школьников, разработанный Координационным центром национального домена сети интернет - https://игра-интернет.рф/about/, 2016 год – сертификат участника 58 место; 2017 год – сертификат участника 30 место; 2018 год – сертификат участника за 13 место; В 2018 году проведение на базе школы тренировочного онлайн-турнира. Количество участников 30.
ü всероссийский образовательный проект «Урок цифры» https://урокцифры.рф, 100% участие во всех этапах.
Справка
об участии ОО Татарского района во Всероссийском
образовательном мероприятии «Урок Цифры» 2018-19 уч.г.
|
|
«Основы программирования» 0 3-0 9 декабря 2018 г. |
«Искусственный
интеллект и машинное обучение» |
«Управление
проектами» |
«Безопасность
в Интернете» |
|||
№ п/п |
Наименование ОО |
Общее количество учащихся, принявших участие в мероприятиях |
Общее количество учащихся, принявших участие в мероприятиях |
Ссылки на публикации на сайтах ОО |
Количество учащихся |
Ссылки |
Количество учащихся |
Ссылки |
14 |
МБОУ Новомихайловская СОШ |
58 (2-9 кл) |
69 |
http://s_novomih.tat.edu54.ru/p107aa1.html |
69 |
http://s_novomih.tat.edu54.ru/p107aa1.html |
68 |
http://s_novomih.tat.edu54.ru/p110aa1.html |
ü Международный квест по цифровой грамотности Сетевичок http://сетевичок.рф. 2017 год Результаты: Победители на уровне субъекта Федерации Ибрагимова Ан. (7 кл), а Замашной С. И Антонова Ел. На уровне района.
ü 8. Международные конкурсы по информатике «Бобёр» и «КИТ».
В конкурсе по информатике «БОБЁР- 2014» Ёлкина Алина вошла в 2% лучших по России.
Слайд № 17 Организация самостоятельной подготовки обучающихся
Самоподготовка обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по информатике остается од-ной из наиболее важных составляющих успеха в олимпиадных состязаниях. При этом ролью наставника или учителя является ее организация.
Основу самостоятельной подготовки к различным этапам Олимпиады по информатике и построения индивидуальной траектории такой подготовки составляют следующие методические и дидактические материалы по олимпиадной информатике:
· примерное содержание олимпиадной подготовки, структурированное по трем уровням сложности;
· материалы для теоретической подготовки, представленные в виде печатных и электронных изданий, включая видеолекции;
· коллекции олимпиадных заданий по всем уровням и темам олимпиадной подготовки с крат-кими методическими указаниями по их решению;
· сайты с коллекциями олимпиадных заданий и возможностью автоматической проверки ре-шений задач;
· сайты интернет-олимпиад по информатике.
В настоящее время спектр книг и электронных ресурсов в Интернете для организации тео-ретической подготовки школьников к Олимпиаде по информатике достаточно обширен. При самоподготовке школьникам особое внимание следует уделять работе с книгами по вопросам, изучение которых способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях. Культура работы с научной книгой вдумчиво, с отработкой заданий в тетради - неотъемлемая часть общей культуры самообразования школьников.
Важнейшим аспектом самостоятельной работы школьника при решении олимпиадных задач является исследование полученного им решения. С одной стороны, в процессе решения задачи он сам должен определить, какой уровень сложности имеет полученное им решение (является ли оно частичным или полным), а с другой стороны, после сдачи решения на проверку используемая система проверки даст ответ школьнику, что получилось в итоге. И здесь важное и место принадлежит системе тестов, где каждый тест характеризует собой опорную точку решения олимпиадной задачи и имеет свой «вес» в критериях оценки решения.
Слайд № 18 Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам:
· Повышение интереса обучающихся к углубленному изучению предметов.
· Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального развития и профессиональной ориентации.
· Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности.
· Развитие у обучающихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач.
· Активизация работы факультативов, кружков, развитие других форм работы со школьниками.
· Совершенствование процесса обучения информатики через организованную систему работ.
Слайд № 19 Приложения
Слайд № 20 С началом нового учебного года
Список используемой литературы:
1. Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 326 с.
2. Павлова Е.С. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНФОРМАТИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-6. – С. 1360-1362;
3. Организация самостоятельной подготовки обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике. Кирюхин Владимир Михайлович (msvm@lianet.ru). Центральная предметно-методическая комиссия по информатике, Национальный исследова-тельский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
4. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Инновационные формы работы с одаренной молодежью в условиях интернетизации российского образования. Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция. Сборник трудов участников конференции. Часть IV. – М.: МИФИ, 2008.
Приложение 1
Интернет-ресурсы дистанционной подготовки к олимпиадам:
1. Интернет-олимпиады по программированию г. Санкт-Петербурга http://neerc.ifmo.ru/school/io
2. К. Поляков «Преподавание, наука и жизнь». http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
3. Московская олимпиада по информатике. http://www.olympiads.ru/mosolymp/
4. Олимпиады по программированию. http://www.olympiads.ru/
5. Школа программиста (Кирюхин В.М) .http://acmp.ru/ (http://metodist.lbz.ru/lections/6/)
6. Дистанционная подготовка к олимпиадам http://informatics.mccme.ru/
7. http://olymp.ifmo.ru/ олимпиады в области точных наук «Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики»
8. http://dist-olimpiada.krasnogorka.edusite.ru/p1aa1.html дистанционная развивающая олимпиада
9. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d5f9dcd-3c0e-c52c-0181-
ed064bbfa22d/86787/?interface=themcol единая коллекция ЦОР (ресурсы по информатике хабаровской краевой заочной физико-математической школы)
11.HTTP://OLYMP-PROGRAMMING.BLOGSPOT.RU/P/BLOG-PAGE.HTML Олимпиадное про-граммирование М. Корчуганова
12. http://mihailovoschool.ucoz.ru/index/rebusy/0-87 Ребусы, загадки
13. http://tat-ni.edusite.ru/p8aa1.html занимательные задачи по информатике 5-7 класс
14. http://www.centrtalant.ru Центр поддержки талантливой молодежи
15. http://www.olimpus.org.ru Предметные олимпиады «Олимпус»
16. http://foxford.ru/ Центр онлайн обучения «Фоксфорд»
Приложение 2
Список литературы для подготовки к олимпиадам:
1. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 220 с. – (Пять колец).
2. 3. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. – М.: Просвещение, 2008. - 212 с. - (Пять колец)
3. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с. – (Пять колец).
4. Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 271 с.
5. Кирюхин В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады/ В.М. Кирюхин, С.М. Окулов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 600 с.
6. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/
И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 350с.
7. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
8. Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Поиск выигрышных стратегий. Решение задач С3. / Под ред. С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 32с.
9. Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Системы счисления. Задания А1, В7. / Под ред. С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 32с.
10. Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Элементы алгебры логики. Решение за-даний А3, А10, В15. / Под ред. С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 48 с.
11. Есипов А.С. Трудные темы информатики. Сдаем ЕГЭ и сессию. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 208с.
12. Златопольский Д.М. Новый тип задач в демонстрационных вариантах ЕГЭ по информатике // Информатика. 2013. №3. С. 48-51.
13. Златопольский Д.М. ЕГЭ по информатике. Решение задач по программированию. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 304 с.
14. Информатика: Логика и алгоритмы: Эффективные методы решения задач: Пособие для са-мостоятельной подготовки (Серия «Сложные темы ЕГЭ»)/ С.М. Авдошин, Р.З. Ахметсафи-на, О.В. Максименкова. – М.; СПб.: Просвещение, 2013. – 174с.
15. Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов: учебное пособие / Ю.Л. Костюк, И.Л.Фукс. -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. - 286 с.
16. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс. Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 328 с.
17. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005.-271 с.
18. Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. - Изд-во: МЦНМО, 2009.
19. Шень А. Программирование. Теоремы и задачи. - Изд-во: МЦНМО, 2007.
20. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеоб-разовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
21. БосоваЛ.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике для 5-6 классов
Приложение 3
10 советов, с чего начать работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам:
1 совет. Когда начинаешь какое - либо дело, вначале сосредоточься на четырех заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот эти заповеди: не опоздай встать на этот путь, стремись быть полезным, чти историю, поднимись над личной любовью и личным страданием, существуй во благо человеческое.
2совет. Составьте долгосрочное планирование, рассчитанное на все время обучения
Ваших обучающихся, выберите свой путь (стратегию) и придерживайтесь его.
3 совет. У Вас должна быть копилка олимпиадных и конкурсных заданий от школьных до международных. Не зацикливайтесь на заданиях только нашего региона — смотрите шире. Мир развивается параллельно.
4 совет. К каждому изучаемому вопросу необходимо подборка как дополнительной
литературы, так и заданий на отработку элементарных навыков. Не забывайте принцип: от простого к сложному, или от школьной олимпиады к Международной.
5 совет. Больше давайте работать своим учащимся самостоятельно. Не навязывайте
своего мнения. Помогайте только в крайнем случае.
6 совет. Систематичность — один из важнейших принципов при занятиях и воспитании олимпийцев и конкурсантов. Обязательно продумайте о том, чем будут ваши ученики заниматься послезавтра.
7 совет. Используйте различные методы в обучении. Помните: даже самое вкусное
блюдо может набить оскомину.
8 совет. Чтобы чего - то требовать от учеников, потребуйте это от себя самого. Вы являетесь первым примером для подражания. Развивайтесь вместе с вашими
учениками.
9 совет. Каждый человек — уникальная личность, но стоит помнить о команде, используйте преемственность. Подключайте к спору младших школьников старшеклассников, пусть попытаются найти истину в общении, дискуссии.
10 совет. Упорный и терпеливый увидит благоприятный конец начатого дела. Невозможное станет возможным!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.