Доклад на тему: «Повышение интереса к изучению предмета биологии через внедрение инновационных технологий»

  • docx
  • 25.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДОК1.docx

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Повышение интереса к изучению предмета биологии через внедрение инновационных технологий»

 

 

 

 

 

Подготовил учитель биологии

МКОУ «Хкемская ООШ»

Сулейманов Т.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на МО общеобразовательных дисциплин

 

Доклад на тему: «Повышение интереса к изучению предмета биологии через внедрение инновационных технологий»

          Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.

 

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.      Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

 

Задачей инновационной технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.

 

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

 

• технологии дифференциации и индивидуализации;

 

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

 

• технологии проблемного обучения;

 

• интерактивные технологии;

 

• информационные технологии:

 

-мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

 

- уроки на основе электронных учебников;

 

- презентации.

 

 

 

Из всех перечисленных технологий на своих уроках я использую интерактивные технологии, информационные технологии, презентации. Насколько позволяет мне наша техническая база школы.

 

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

 

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.

 

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все тоже воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

 

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает в получении хороших результатов учеников в учебной и внеурочной деятельности. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

 

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

 

-познавательную;

 

-коммуникативно-развивающую;

 

-социально-ориентационную.

 

И позволяет:

 

реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

 

формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; 

 

усилить мотивацию к изучению предмета;

 

создать благоприятную атмосферу на уроке;

 

исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

 

самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

 

отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

 

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

 

обучение через опыт и сотрудничество;

 

учет различий в стилях познания;

 

поисковые и исследовательские методы;

 

игровые методы. 

 

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

 

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

 

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

 

Выбирая ту или иную форму проведения урока, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

 

задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

 

в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

 

учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

 

Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

 

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

 


 

Посмотрите также