Тема доклада :
Работа преподавателя над сохранением памяти победителей.
Лариса Александровна Шайдурова
преподаватель истории ГПОУ
Забайкальский техникум транспорта
Г. Чита
Тема: Работа преподавателя над сохранением памяти победителей.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма студентов, благодатный материал дает изучение истории России. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
На мой взгляд, это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству”.
Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей. Такие понятия как: честь, совесть, готовность к самопожертвованию, патриотизм, любовь к своему Отечеству – для молодого поколения не более чем пустые слова.
Сейчас я продемонстрирую конкретные примеры проводимых мною уроков. На уроке “Движение декабристов” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “Отечественная война 1812 года” и “Освободительная борьба против польских и шведских интервентов”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, иллюстративный материал.
Урок начинается с грамзаписи песни «Священная война». И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “Начало Великой Отечественной войны” и рассказываю о переходе немецко-фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны.
На уроке рассказываю и показываю фильмы о героической обороне Брестской крепости, о панфиловцах, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “Защита Брестской крепости”, плакат “Родина- мать зовет”.
На уроке “Блокада Ленинграда” используются грамзаписи: “Голоса героического Ленинграда”, “Седьмая симфония” Шостаковича, фотографии серии “Монумент героическим защитникам Ленинграда”, “Пискаревское кладбище”.
Отдельно посвящаю время теме «Тыл в годы войны» и рассказываю о том как вся страна жила в годы войны. Потому что невозможно воспитывать патриотизм и гражданственность, не рассказав о том, как вся страна работала на Победу, как жили регионы, какие проблемы были в их повседневной жизни, сколько продовольствия люди получали по карточкам, и как они выживали с этим, как и почему люди добровольно уходили на фронт, несмотря на то, что по медицинским показаниям могли не служить… По возможности стараюсь рассказать как можно больше о героях, и о каждом я нашла небольшие ролики, чтобы студенты не только слышали, но и могли увидеть.
Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием всей воспитательной деятельности, которая проводится со студентами на уроках. В 2019 по 2020 гг. я провела: «Дети пионеры герои; «Прорыв блокады Ленинграда – 27 января», «Сталинградская битва –2 февраля», «Летчикам Забайкалья посвящается: Г.Д Онискевичу, Назару Губину, Николаю Бородину»; «Собибор — ад созданный человеческими руками».
А за время всей моей работы мною были проведены следующие внеклассные мероприятия, посвящённые дням Воинской славы России:
«Куликовская битва -8 сентября».
«Война 1812 года - октябрь».
День народного единства – 4 ноября.
«5 декабря день контрнаступления Красной армии под Москвой».
«Прорыв блокады Ленинграда – 27 января».
«Ледовое побоище – А. Невский – 5 апреля».
«Победе посвящается! – 9 мая».
«С. Д Номоконов - тунгус снайпер!».
«Спасительницы Сталинграда».
«Нюрнбергский процесс 70-летие»
«Национализм на Украине 2015 год»
«Города герои» и т. д.
Считаю, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой выпускник техникума - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Патриотическое воспитание тем ценно, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Поэтому актуальность патриотического воспитания в молодежной среде должна выходить на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства. А кто как не мы преподаватели истории должны заниматься патриотическим воспитанием.
Результаты работы. В заключении я хочу сделать следующие выводы: все проводимые мероприятия несут положительный заряд, и только через систематические мероприятия можно добиться положительных результатов. Я стараюсь проводить работу так, чтобы было интересно. Ведь сейчас в наше время с молодежью надо работать как можно больше. Также считаю результатом своей работы я хорошие знания ребят по нравственно-патриотическим темам. Они более твердо стоят на жизненных позициях.
Таким образом, предоставляемая работа нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях помогает сформировать:
1. Гордость за Отечество.
2. Развивает такие качества как преданность, уважение к страшим, взаимовыручка.
3. Помогает встать на твёрдые жизненные позиции.
4. Воспитывает чувство патриотизма.
5. Воспитывает уважительное отношение к истории своей страны, культурным традициям и т.д.
Список литературы:
1. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 г». Росвоецентр. Москва. 2001.
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
3. Сентюрин Ю.П. Об историческом понятии «патриотизм»: политические характеристики.
4. Сборник нормативно – правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. Мнемозина. Москва. 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.