Доклад на тему: "Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни "

  • docx
  • 02.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад 27.03.2025.docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат с. Воронцовка

(ГКОУ КК школа- интернат с. Воронцовка)

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ

Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель физической культуры

Сафронов Р.А.

 

 

 

 

2025 год

 

          Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.               

        Установлено, что двигательная активность в 11 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

         Двигательный режим школьника должен складываться в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

        Уроки адаптивной физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению умственной и физической работоспособности школьников, формированию у детей правильной осанки. 
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. 

        Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярному занятию ими.

Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение). 

         Работа школы по физическому воспитанию детей направлена на осуществление важной задачи - формировать интерес к физкультуре и спорту, желание совершенствовать свое спортивное мастерство.

Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:

·         Формировать гармонично развитую личность учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активно приобщать к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

·         Укреплять здоровье средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

·         Обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

·         Развить двигательные качеств;

·         Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, нравственные и волевые качества;

·         Формировать основы знаний о физической культуре и спорте;

·         Создавать условия и содействовать к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

        Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а также медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого– победа на соревнованиях)