Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"
Оценка 5

Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
02.02.2020
Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"
Доклад для выступления на семинаре
Развитие речи.docx

 

 

 

Мастер-класс на тему:

«Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

Руденко Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт.

Развитие правильного звукопроизношения особенно важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом имеют затруднения в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимость вести работу в этом направлении. Также для формирования правильной устной речи важна работа над орфоэпией и интонацией.

Решению этих задач способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

С первых дней обучения детей в школе провожу целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений: (фонетическая зарядка, чтение чистоговорок, скороговорок, считалки, загадки, сказки, игры, а также письменные творческие работы). В 1 классе на каждом уроке обучения грамоте провожу фонет. зарядку:  Предлагаю детям произнести звуки, подражая произношению звуков животных, насекомых, дудочки, поезда и т.д.

 

Работа над правильным дыханием

  При работе над техникой речи необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.

  Объяснить детям необходимость правильного дыхания можно на примере звучащей речи. На уроке обучения грамоте по теме "Речь" даю прослушать аудиофрагмент со сбивчивой из-за неправильного дыхания. Задаю вопрос: Приятно ли было слушать такую речь? Почему?                                               Подвожу детей к выводу: во время речи необходимо правильно дышать. Даю пояснение, что значит - правильно дышать:

незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, поятной, без лишних пауз.

Упражнения:

Будем учиться правильно делать вдох и плавно выдыхать во время речи.

Упражнение 1  Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2  Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти. Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

Работа над дикцией

   Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией - это шаг к хорошей дикции.

Также при работе над дикцией помогает речевая гимнастика:
произнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:

ИЭАОУЫ

БДИК  БДЭК  БДАК

ДБИК  ДБЭК  ДБАК

ПТИК  ПТЭК  ПТАК

ТПИК  ТПЭК  ТПАК

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Такие простые чистоговорки любят сочинять сами дети.

Есть более сложные стихотворные чистоговорки несущие в себе еще и смысловую нагрузку.

Произносить чистоговорки целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Еще с большим удовольствием дети поют логопедические песенки. По сути, это те же самые чистоговорки, которые дети пропевают под музыку.

 

Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.

 Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разных сказочных персонажей. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Можно проводить игру со скороговорками, по аналогии с игрой "Испорченный телефон": передавать скороговорку друг другу по цепочке. Для игры лучше брать новые скороговорки, которые ранее не встречались детям.

Работа над правильной постановкой ударения .

Обязательно на каждом уроке учителю следует обращать внимание на слова, в которых дети испытывают трудности в постановке ударения. Можно завести словарик, в котором фиксировать такие слова по мере того , как они встречаются на уроках.

Для запоминания правильного произношения слов провожу такую работу: раздаю карточки со словами, произношение которых надо запомнить. Даю установку на запоминание.  На следующий день детям предлагаются карточки с теми же словами, но ударение не обозначено. Дети ставят ударение. Обязательно проводится проверка.  Можно работать в парах: дети проверяют друг друга. Через некоторое время, когда наберется достаточное кол-во слов проводится игра "Произнеси правильно". Можно соревноваться по рядам. За правильное произнесение каждого слова команда получает одно очко.

Всегда говорю детям: если сомневаетесь в произношении слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

 

Самое интересное - это работа над интонацией.

Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств( мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи).

Уже на самых первых уроках обучения грамоте мы знакомим детей с особенностями разных видов интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Учимся произносить предложения с различной интонацией. Учимся воспринимать предложения на слух и, в зависимости от интонации, ставить нужный знак препинания.

 

В 1 классе на уроках ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ после изучения нового согласного звука и буквы провожу игру " Птичья стая ".

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

     Такая игра очень нравится детям, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы. Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу.

Изучение пословиц и поговорок поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц, то они смогут чаще употреблять их в своей речи, делая этим ее образной и яркой… Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.

1.. Доскажи пословицу.

2.. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему: о труде, книге, дружбе и т.д).

3. Соотнести пословицу и картинку.

4.. Составить пословицу.

 

         Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы. Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке   (медленно)

Рукой подать            (близко)

Кривить душой        (лгать)

Повесить нос            (грустить)

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить ... в мешке

Пустить ... в огород

Делить шкуру неубитого ...

Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»

Задирать нос,

Зарубить на носу,

Клевать носом,

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Не видеть дальше собственного носа,

Не совать  нос не в свое дело.
Повесить нос,

Остаться с носом,

Под самым носом,
С гулькин нос – очень мало (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький)..

Водить за нос - эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».

 

Со 2 класса применяю одну  из очень эффективных  форм – работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В нашей школьной программе он появился в конце 90-х годов и укоренился  благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
  • развитие умения формулировать и делать вывод;
  • для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика

Используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»

-  на уроках лит. чтения для составления характеристики герою.

- на уроках окруж. мира при изучении животных, растений, явлений природы и т.д

- на уроках математики  позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие,  формирует навыки рефлексии.

- Какие слова нельзя использовать при составлении синквейна? (однокоренные).

Составьте синквейн на тему: «Учитель»

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать выводы, что ежедневные небольшие упражнения внесут существенный вклад в формирование правильной речи у Ваших учеников.

 

 

 

 

Интересные факты

                      

***

                  

 Установлено, что опытный лектор говорит примерно 100—120 слов в минуту. А каков темп вашей речи, хотите узнать? Для этого возьмите отрывок из любого упражнения, состоящий из 100—120 слов, и прочитайте его вслух. Если вы прочитали его за минуту, то темп вашей речи нормален. Если прочитали быстрее, вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее, если же вы не уложились в минуту, поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.

 

***

 

 Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши товарищи определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.                  

                                                             

***

Ученые доказывают, что слушатель лекции (доклада, объяснения учителя, теле– или радиопередачи и т. п.) не усваивает до 40% интересующей его информации, которая действительно содержится в тексте, если интонация, темп речи, мимика, поза, жесты говорящего не согласуются с содержанием текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синквейн на тему: «Учитель»

Учитель

(Какой?)                      __________        ___________

 

(Что делает?)    _________       ___________          ____________

 

Предложение     _________________________________________

 

Тема (кто?)                             _____________

 

 

 Учитель

(Какой?)                      __________        ___________

 

(Что делает?)    __________        ___________          ____________

 

Предложение     _________________________________________

 

Тема (кто?)                             _____________

 

 

 Учитель

(Какой?)                      __________        ___________

 

(Что делает?)    __________        ___________          ____________

 

Предложение     _________________________________________

 

Тема (кто?)                             _____________

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс на тему : «Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников»

Мастер-класс на тему : «Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников»

Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности

Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности

Задаю вопрос: Приятно ли было слушать такую речь?

Задаю вопрос: Приятно ли было слушать такую речь?

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их…

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их…

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе

Самое интересное - это работа над интонацией

Самое интересное - это работа над интонацией

Доскажи пословицу. 2.. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему: о труде, книге, дружбе и т

Доскажи пословицу. 2.. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему: о труде, книге, дружбе и т

Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку

Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку

Интересные факты ***

Интересные факты ***

Синквейн на тему: «Учитель»

Синквейн на тему: «Учитель»

Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"

Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020