Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.8
doc
10.05.2022
Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему совершенствование.doc

Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

 (Слайд №1)

-Добрый день, уважаемые коллеги!

-Давайте ответим на вопрос: Что такое  качественное образование?

Качественное образование - это  мотивация, понятная школьнику, а не только родителю.

Качественное образование - это успешная война с пробелами в знаниях. 
Качественное образование – это активное применение и развитие интеллекта. 
Качественное образование – это прочные знания при экономии усилий и времени. 
Качественное образование – это широкое использование информационных технологий. 
Качественное образование – это самостоятельность, а не «знания с ложечки».
Качественное образование - это гордость за свои учебные достижения. 
Качественное образование – это первый шаг к интересной и успешной карьере. 
Качественное образование – это общий успех семьи, школы, государства, общества и бизнеса.

Качественное образование – это контроль, не дающий проблемам расти как снежный ком.

 

Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

 

(Слайд №2)

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля).

В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ  КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(Слайд №3)

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.  

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же  возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно – нравственное становление  личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются:

Ø Низкий уровень интереса к своей профессии;

Ø Невладение педагогическими технологиями;

Ø Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Ø Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Ø Безразличие к инновациям;

Ø Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

            Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

(Слайд № 4-5)

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

(Слайд№6). Проще говоря:

- Компетенции – это требования

- Компетентность – это проявление этих требований

В качестве основных  элементов педагогической компетентности можно выделить:

ü Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт)

ü Методическая компетентность в области способов формирования УУД учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

ü Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

ü Дифференциально-психологическая компетентность  (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

ü Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

 

(Слайд №7) Структура ключевых компетенций  в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

 

(Слайд №8) Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

 

(Слайд №9) Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

 

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

 

(Слайд №11) Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

 

(Слайд №12) Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

 

(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

 

(Слайд №14)  Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа, в праве, ожидать положительные результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:

Ø методическая компетентность;

Ø исследовательская компетентность;

Ø управленческая компетентность;

Ø коммуникативная компетентность;

Ø образовательная компетентность.

 

(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

 

(Слайд №17) Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и  профессионально – значимыми качествами. Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

ü Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

ü Трудолюбие,  честность, порядочность

ü Эмоциональность, оптимизм

ü Выразительность речи, педагогический такт

ü Творческое начало личности

ü Организаторские способности

ü Чувство юмора

ü Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

 

(Слайд №19) С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

 

(Слайд №20) 

1 этап Выявление уровня профессиональной  компетентности учителя:

-         диагностирование, тестирование;

-         определение путей совершенствования      профессиональной компетентности

 

(Слайд №21)

2 этап - Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

1.     План самообразования

2.     Создания творческих групп

3.     Повышение квалификации

4.     Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

5.     Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

6.     Разработка системы стимулирования деятельности учителя

 

(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

 

(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:

ü Профессиональное (предмет преподавания)

ü Психолого-педагогическое и психологическое

ü Методическое

ü Эстетическое

ü В области ИКТ-технологий 

ü В области охраны здоровья

ü Политическое

ü Языковое

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации в рамках курсовой подготовки очных, очно-заочных курсах; с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий,  самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации, вычислительной и оргтехники, библиотек, музеев,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, формирование портфолио (участие в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования.  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.  Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

ü повышение качества преподавания предмета;

ü разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

ü разработка новых форм, методов и приемов обучения;

ü доклады, выступления;

ü разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

ü выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

ü разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

ü создание комплектов педагогических разработок;

ü проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

ü повышение престижа образовательной  организации.

 

(Слайд №24)

Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя –  новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям  общества и государства

 

(Слайд №25)

В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.

 

(Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации

Доклад на тему «Совершенствование компетентности учителя начальных классов в условиях реализации

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь

Низкий уровень интереса к своей профессии; Ø

Низкий уровень интереса к своей профессии; Ø

Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Организовывать свою работу 2

Организовывать свою работу 2

Трудолюбие, честность, порядочность ü

Трудолюбие, честность, порядочность ü

КТД, мероприятий, их анализ) участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т

КТД, мероприятий, их анализ) участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т

Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного…

Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022