Доклад на тему: "«Воспитание личностного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии»

  • docx
  • 27.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДОКЛАД НА МО.docx

 

ДОКЛАД

«Воспитание личностного отношения к жизни и здоровью

 через обучение биологии»

 

 

Подготовила  и выступила на ШМО учителей биологии и химии учитель биологии   первой категории МБОУ « Уллубийаульская СОШ»                                 Мугутдинова Меседу Нюрпашаевна .

 

 

 

 

 

                                              2017                                                               

 

 

В условиях ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России и возникновения угрозы для выживания нации: распространения среди подростков и молодежи социально опасных заболеваний - наркомании и ВИЧ-инфекции, половой распущенности и, в целом, падения нравственности и общей культуры, формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность.

В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.

На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Одна из причин подобного состояния заключается в том, что в современных учебных планах общеобразовательных учебных заведений проблема здоровья и формирования здорового образа жизни человека не является ведущей. В содержании разных общеобразовательных предметов - биологии, ОБЖ, экологии, физической культуры - компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены полностью, отдельные аспекты экологии и валеологии, предметом исследования которых является здоровье человека и образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и формирование здоровья человека, раскрыты без учета принципа преемственности. В программах преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный. В связи с этим, содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения знаний о здоровом образе жизни и, в целом, ответственного отношения к здоровью.

Об этом свидетельствуют результаты анкетирования учащихся 9- 11-х классов нашей школы.Многие подростки и выпускники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни. Так, под понятием "здоровье" понимают "физическое совершенство" - 50 % опрошенных. Немногие из учащихся отмечают психическое здоровье человека (18 %), лишь отдельные ученики - нравственное благополучие (8 %). Большинство из опрошенных не имеют правильного представления о главных факторах здоровья человека. Лишь 30 % отмечают образ жизни человека. Невысокими показателями характеризуются знания старших подростков о слагаемых здорового образа жизни человека. Большинство (54 %) ЗОЖ связывают с двигательной активностью, на второе место ставят - рациональное питание и отказ от вредных привычек. Только 15 % старшеклассников в состав здорового образа жизни человека включают культуру общения и лишь 7% - творческую и социальную активность.                                                                                                                                           Одной из причин несовершенства содержания современных общеобразовательных программ и учебно-методических пособий по проблемам формирования здорового образа жизни человека и как следствие - невысокого уровня культуры отношения подростков к здоровью, умения вести здоровый образ жизни, является недостаточная разработанность самого понятия здоровый образ жизни в специальной, психолого-педагогической и методической науке, а также в концепциях экологического и валеологического образования.

В последние годы в исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое, медико-гигиеническое, социальное и психолого-педагогическое. Наиболее разработано медико-гигиеническое. Так, по мнению А.П. Лаптева, "ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия". Важным показателем здоровья является работоспособность человека. ЗОЖ включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим.

В философско-социологическом направлении "здоровый образ жизни - это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях", это ориентированность деятельности личности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.

ЗОЖ - это часть образа жизни человека. Образ жизни с одной стороны обусловлен социально-экономическими условиями и в то же время во многом зависит от особенностей психики конкретного человека, от мотивов его деятельности, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории-характеристики: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни - это степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт поведения.

Проблеме формирования знаний о здоровье и факторах здоровья, о здоровом образе жизни человека посвящен ряд исследований:  выделены ведущие понятия экологии человека и показана необходимость целостного подхода к формированию знаний о здоровье на основе теоретико-экологической проблемы защиты человека от неблагоприятных воздействий последствий научно-технического прогресса (Суравегина И. Т., 1986,1987). Исследована проблема взаимосвязи гигиенического и экологического содержания в курсе "Человек и его здоровье" (биология - 1Х) (Лернер Е.И.). Раскрыта взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания в системе всестороннего развития личности, отмечено значение личностного аспекта отношения к здоровью(Мухина Е.В.,1987). В ряде работ предприняты попытки решения проблемы формирования знаний о здоровье и окружающей среде через расширение и углубление содержания курса "Человек и его здоровье" (Е.П.Бруновт, И.Д.Зверев, Е.И.Кальченко, Д.В.Колесов, А.Г.Хрипкова). Проблеме формирования фундаментальных понятий по экологии человека, которые содержательно определяют характер отношений к здоровью и окружающей среде и оказывают влияние на изменение образа жизни учащихся, посвящено специальное исследование О.А.Шкляровой (1991). Разработано учебное содержание и структура фундаментальных понятий, определено место и последовательность их развития в рамках специального факультативного курса "Здоровье и окружающая среда", определены планируемые результаты обучения, методы и приемы формирования системы понятий. Методика изучения глобальной проблемы здоровья человека - федерального и регионального компонентов - разработана в исследовании С.Е.Мансуровой (1998).

Однако в приведенных исследованиях недостаточно разработано учебное содержание понятия "здоровый образ жизни", особенно социально-психологический и социально-экономический аспекты. Не определены планируемые результаты его изучения в общеобразовательной школе. Не разработан механизм формирования интегративного по содержанию понятия через естественнонаучные и общественногуманитарные дисциплины общеобразовательной школы.                                                         Проблема формирования знаний о здоровом образе жизни на интегративной основе полностью не решена и через содержание программ по валеологии, созданных в ряде регионов страны (ЛГ.Татарникова, 1993-1998, Г.К.Зайцев, 1997-1998, М.Б.Шилов, 1995), через программы курса экологии и специальные программы культурологического характера (например, П.С.Гуревича "Человек»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность учащихся

 

      Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:                                                                                                         1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;                                                         2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;                                                                            3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;      4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;                                                                                                                             5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.                                                                                                                                                                                            Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

     Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1 Выбор темы проекта

 Учитель отбирает возможные темы и             предлагает их учащимся

 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора  

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности  

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.                                                           Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка       проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление  результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

 

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

 

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.                                                                                                           

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

  • низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
  • низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
  • недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
  • нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

 

Технологию проектного обучения я впервые применила на уроках  биологии в старших классах.                                       Эта технология позволяет создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). В настоящее время я широко использую технологию проектного обучения в процессе преподавания элективных курсов, в профильной химико-биологической группе.                          Учащиеся на первом занятии по проектной технологии  распределились на группы, каждая группа выбрала тему исследования из предложенных тем, обсудили темы, познакомилась с методикой проведения исследования и обсудили в группах формы представления результата исследовательской деятельности, составили перечень необходимого оборудования. На последующих занятиях курса, проводимых в соответствии с тематическим планом, я слежу за ходом выполнения работ и наблюдений, при необходимости консультирую учащихся и оказываю помощь в оформлении проектов. Заключительный урок проходит в форме мини-конференции, по результатам которой учащиеся получают  оценку, предварительно оценив работу группы и степень своего участия в выполнении заданий.

Кабинет биологии как средство развития личности учащегося                                                      и повышения качества образования

                                                                                                                     Никишова Т.В.
Главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: помочь ему познать себя, раскрыть свои потенциальные возможности и не упустить ни одного жизненного шанса. На этой основе создаю образовательную среду, помогающую становлению и развитию самостоятельности, инициативности, интереса к жизни как биологическому явлению. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, становится фактором торможения его потребности к расширению и углублению своих знаний. Исследуя причины снижения познавательной активности, провела в апреле 2008 г. среди своих учеников анкетирование «Легко ли мне учиться?». Таким образом, выявила самые «больные» проблемы учащихся. Через некоторое время учащимся этих же классов предложила ответить на вопрос: «Легко ли мне вас учить?». Проанализировав ответы, нашла внутренние источники активности ребенка, к которым можно подключиться, чтобы пробудить его интерес к учебному труду? К ним я отнесла: 1) познавательную потребность; 2) интерес к способу действия; 3) потребность в самовыражении и самореализации; 4) потребность в самопознании и самовоспитании. Как видим, все это мотивационные составляющие образовательного процесса. Главным ресурсом развития мотивации учеников я определила свой кабинет – кабинет биологии. После победы школы в национальном конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, учителя получили возможность учить, а дети учиться в современных кабинетах. В кабинете биология был установлен компьютер, проектор. Я задалась вопросом, а все ли возможности кабинета я использую в своей работе. С этой цель провела изучение нормативных документов, опыта учителей, методическую литературу. И оно показало, что школьные кабинеты бывают разные. Значит, обустройство кабинета – это компетенция учителя, и ему  предоставляется огромное поле выбора. Учебный предметный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность детей, различные формы взаимодействия в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Проанализировав ситуацию, я выяснила, что  кабинет в первую очередь должен являться ДИДАКТИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ УСПЕШНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА обладая разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии. Однако, при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. И нет достаточных форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся. Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны разнообразие методов, форм и средств учебной работы – с другой стороны разнообразие учащихся. А вот механизма обеспечения их целенаправленной встречи – нет. В лучшем случае есть достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный и такие же мало говорящие. Исследования  показывают, что  в среднем до 30% учителей-предметников, заведующих кабинетами, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмета, опираясь на рекомендации предметной дидактики. Из оставшихся 70% учителей более половины осознают недостаток знаний по дидактике личностно-ориентированного образовательного процесса, без чего у них нет оснований для разработки и /или систематизации ресурсов предметного кабинета.

Только четверть учителей продемонстрировали грамотное управление кабинетами, умение анализировать оборудование и другое дидактическое оснащение кабинета не только как степень достижения своего успеха в выполнении требований предметных стандартов и программ. Для этой группы учителей кабинет в первую очередь является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика.