ГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
на тему:
«Воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, как важнейших нравственных и социальных ценностей».
Воспитатель: Ермикова Н.А.
с. Озерское, 2023
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены : формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско –патриотического воспитания.
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, через воспитание уважения к людям военных профессий. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи.
Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья не сотрудничает с образовательным учреждением по данному направлению. Поэтому вся обязанность по воспитанию гражданственности и патриотизма ложится на плечи школы.
Педагоги, своим непосредственным участием в педагогическо-воспитательном процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.
Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина -патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:
• беседы, классные часы, читательские конференции;
• тематические утренники, проведение совместных праздников;
• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, посещение музеев боевой славы;
• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
• ролевые игры, проигрывание ситуаций;
• встречи с ветеранами Афганской войны, интересными людьми нашего времени;
• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
• обращение к государственной символике;
Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению. И в настоящее время наша страна встала на защиту своего народа, проживающего на территории Украины. Доблестные защитники самоотверженно сражаются против укро-нацистов, несмотря на финансовую и техническую поддержку стран блока НАТО. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам всех войн, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений.
В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из стен нашей школы. И мы продолжаем углубленную работу в этом направлении согласно происходящим событиям и течению времени.
В моей работе под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Основные задачи воспитания детей с ОВЗ:
• Формирование гражданской позиции и духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к правам и свободам человека, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
• Создание условий для осознанного выбора профессии, получения воспитанниками практических навыков, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях.
• Развитие творческого потенциала и коммуникативных компетентностей в рамках единого со пространства
• Сохранение и развитие традиций школы-интерната, уважительного отношения к героическому прошлому народа.
• Воспитание и уважительное отношение к труду.
• Воспитание ответственности и законопослушания, создание условий для профилактики асоциальных и вредных привычек у воспитанников.
• Формирование навыков ЗОЖ и культуры питания воспитанников.
В воспитательном процессе используются следующие формы работы с воспитанниками:
- индивидуальные и коллективные беседы;
- коллективное творческое дело (КТД);
- занятия в системе воспитательной работы;
- информирование воспитанников по проблеме политической обстановки в мире, ситуации в обществе, жизни и деятельности школы-интерната;
- вечера вопросов и ответов;
- собрания с воспитанниками;
- экскурсии и походы по историческим местам;
- работа студий по интересам, кружков;
- экскурсии в музеи.
Формирование у учащихся нравственно-социального опыта, гражданского отношения к общественным событиям в стране, к прошлому и настоящему Родины. Развивать общественную активность учащихся, осознание ими понятий «гражданин», «гражданский долг».
Формирование национального самосознания на основе приобщения к культуре предков и языка представителей этнических групп, проживающих на территории нашей страны.
Патриотическое, правовое и духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ, направлено на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении школьника, а также воспитания у него положительных личностных качеств. Тенденции развития ребенка с особыми потребностями те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скоррегированы.
Таким образом, в процессе всей коррекционно-воспитательной работы происходит становление начал личности школьника, которое связано с формированием адекватного поведения детей и с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом у учащихся закладываются основы таких нравственных качеств как отзывчивость, доброта и терпение, понятие о взаимопомощи, и дети приобретают практический опыт их реализации в повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.