Е.А. Щугорева, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Мичуринска
Воспитательный аспект предметов социально-гуманитарного цикла.
В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Развитие самостоятельности, личной ответственности, всестороннее развитие личности, которое в дальнейшем позволит ребенку учиться и реализовывать себя в дальнейшем – всё это является важнейшими составляющими современной системы образования.
Уроки предметов социально-гуманитарного цикла - истории, обществознания, ОДНКНР - являются необходимым условием оптимальной социализации личности, содействующим её вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению неповторимого и уникального собственного «Я». ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В целом, требования к современному уроку по новым ФГОС выглядят так:
Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
Современный урок – это прежде всего деятельность, в центре которой находится ученик, задача же учителя при таком подходе - научить своих учеников мыслить, сопереживать, чувствовать ответственность за совершенные дела и поступки, на примерах жизни и деятельности исторических личностей и выдающихся современников искать свой жизненный путь.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Например, при изучении темы «Фирма в экономике» по обществознанию в 10 классе учащимся было предложено выявить плюсы и минусы таких источников финансирования фирмы как взятие кредита в банке и акционирование. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики преподавания истории, обществознания, ОДНКНР. Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Уроки предметов социально-гуманитарного цикла должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений и современных реалий, находить причинно – следственные связи между явлениями прошлого и современной действительности, отделять существенное от второстепенного.
На своих уроках (истории, обществознания, ОДНКНР) я пытаюсь учить детей давать оценку событий, личностей с позиции того, что нет «черного» или «белого», а есть «полутона», так же и применительно к историческим личностям, да и к каждому из нас – нет абсолютно хороших или плохих людей, все мы разные – и это здорово. Важно показывать на исторических примерах ценность личности каждого отдельного человека – будь то император, король, руководитель крестьянского восстания, художник, ученый или сосед по парте. При характеристике того или иного исторического деятеля важно акцентировать внимание учащихся на том, что мы не можем давать оценку с точки зрения сегодняшнего дня, наших представлений о нравственности, важно понять атмосферу времени, в которой жил наш герой. Изучение этого вопроса немаловажно, даже в условиях нехватки учебного времени в связи с тем, что необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Для этого иногда достаточно сжатых сведений, краткого высказывания самого исторического лица или простого сопоставления некоторых хронологических дат.
В рамках изучения наших предметов учитель должен избегать навязывания учащимся какой-либо точки зрения, должен дать им свободу мысли, но при этом, сформировать нужное направления этим мыслям, так называемую «канву» или основу, на которую будут накладываться собственные мысли, установки, нравственные ориентиры. Это способствует осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости социальных событий и явлений, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
В условиях современных реалий, необходимо стремиться к балансу в вопросе воспитания патриотизма у учащихся, чтобы не допустить крайностей - слепого чувства превосходства над другими народами, с одной стороны, и отсутствия веры в свою страну - с другой. На мой взгляд, патриотизм сегодня нужно трактовать как понимание интересов Отечества в тех высших благах, которые не разделяют, а объединяют народы, как поиск своего органического места в общемировой культуре и истории.
Нельзя скрывать от учеников слабые стороны национального характера, но при этом необходимо указывать на случаи проявления героизма и силы духа нашим народом. Нельзя в целях патриотического воспитания приводить только позитивные примеры. Трудные и мрачные страницы истории могут вызывать сопереживание о потерях сострадание к судьбе людей, ставших жертвами ошибок, насилия, жестокости, осуждение фактов предательства и т.д. Важно учить школьников не слепо восхищаться или осуждать, а понимать, размышлять, чувствовать и сопереживать. Воспитание национальной историей должно быть подлинным, а не мнимым, без недосказанности и искажений. Иначе это ведет к развитию конформизма, двойного сознания, конъюнктурности мышления.
В рамках реализации программы воспитания по предметам образовательного цикла, стоит обратить особое внимание на то, что важно не просто предъявлять учащимся воспитывающую информацию. Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Например, после изучения темы «Гражданская война» в 10 классе была проведена дискуссия по вопросу: «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?». Ребята учились формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения по поводу изученных событий.
Итак, воспитательные задачи предметов социально-гуманитарного цикла заключаются в
• - воспитании патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительном отношении к языкам, традициям и культуре других народов;
• - формировании у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры и межэтнических отношений;
• - разностороннем и современном развитии детей и молодежи, их творческих способностей, формировании навыков самообразования, самореализации личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.