|
Автономная некоммерческая организация «Профессиональная образовательная организация медицинский колледж «Монада» г. Евпатория |
Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе техникума в условиях реализации ФГОС
Преподаватель Хорина Н.И.
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ___ от ____ __________2021г.
Председатель цикловой комиссии _________________ Е.С. Попиль
Евпатория 2021 г.
Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто!
(Сократ)
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Необходимо ли обучать будущих медицинских работников технологиям здоровьесбережения? Насколько необходимы такие знания в их дальнейшей работе?
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние учебных заведений на здоровье подростков. Обучающимся, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И преподаватели должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся показывает стойкую тенденцию ухудшения показателей: уменьшается количество здоровых подростков и увеличивается количество с хроническими заболеваниями. Поэтому здоровье обучающихся, как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения.
За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья подростков. Основными факторами их образа жизни, негативно влияющими на здоровье, являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков.
В связи с этим у каждого второго обучающегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья подростков стоит очень остро.
Анализ причин "подростковых болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья.
К этим недостаткам образования относятся:
- недостаточная освещенность кабинетов;
- плохое проветривание помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов;
- перегрузка учебными занятиями.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях - задача особой важности.
Под здоровье сберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни подростка, воздействие на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Каждый педагог должен ставить перед собой ряд целей при применении здоровье сберегающих технологий:
-
сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью
- стремление к ведению здорового образа жизни у всех субъектов образовательного
процесса.
Тогда при соблюдении всех этих целей мы можем получить предполагаемый результат:
1. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся, уровень
физического развития, соответствующий возрасту:
- положительная динамика физиометрических показателей (силовая выносливость мышц, жизненная емкость легких, динамометрия, и др.) обучающихся в соответствии с возрастными нормами;
-
снижение показателей общей заболеваемости среди обучающихся
- снижение уровня тревожности у обучающихся (диагностика эмоционального
состояние обучающихся);
- повышение успеваемости обучающихся.
2. Владение обучающимися полной и объективной информацией о многогранной природе здоровья:
-
контрольные учебные мероприятия в течение учебного года (тестирования, зачеты);
- анкетирование обучающихся, родителей, педагогов;
-
участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
3. Формирование обучающимися собственных технологий развития, сохранения и
укрепления здоровья, настойчивость в их реализации:
- анализ содержания индивидуальных образовательно-оздоровительных программ и их реализации;
-
ежегодный аналитический материал работы профессиональных интеграционных
творческих сообществ.
5. Организация образовательного процесса на основе здоровье сберегающего подхода:
- анализ психологического климата в группах;
- социометрия;
- применение здоровье сберегающих технологий, индивидуального и дифференцированного подхода всеми специалистами;
- здоровье сберегающий уклад жизни (рациональный режим труда и отдыха, питание, двигательная активность).
Я
считаю, что из ряда педагогических технологий ключевыми являются
Здоровьесберегающие технологии. Они наиболее значимы по степени влияния на
здоровье обучающихся. Но их реализация достигает цели в полной мере лишь при
осознании всеми педагогами своей солидарной ответственности за сохранение
здоровья обучающихся и получении необходимой профессиональной подготовки для
работы в этом направлении.
Владея современными педагогическими знаниями, в тесном
взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с
коллегами работа должна планироваться с учётом приоритетов сохранения и
укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии должны включать в себя:
1.
Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока,
чередование умственной и физической нагрузки обучающихся - один их способов
повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.
2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим,
интересным. На уроке обязательно надо обращать внимание на физическое и
психологическое состояние обучающихся, смотреть, как они воспринимают задания
преподавателя как оценивают его работу. Предъявлять требования и замечания
только в дружественной форме.
3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.
4.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
5. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого обучающегося и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
В своей работе я должна ориентироваться на развитие личности обучающегося, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Много внимания надо уделять на развитие практических навыков, необходимых в разных жизненных ситуациях.
Принцип
работы преподавателя:
1.Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других. «Воспитатель
сам должен быть воспитан».
2. Уважать личность каждого обучающегося.
3.Организовать активный труд. Мой девиз: нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые люди в физическом воспитании.
Реализация здоровье сберегающих технологий на занятиях
Целью здоровье сберегающих технологий на занятиях является обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование знаний, умений и навыков не только по учебной дисциплине, но и по здоровому образу жизни, здоровому питанию, чтобы научить обучающегося использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной моей задачей в плане реализации здоровье сберегающих технологий является создание комфортной, не травмирующей среды для учащихся.
По характеру действия Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной, могут быть подразделены на следующие группы:
1. Защитно – профилактические. К этой группе относятся приемы и методы технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления обучающихся, профилактика травматизма. Все эти требования я соблюдаю во время проведения занятий. Моя работа начинается еще с проверки состояния учебного кабинета, учебного оборудования, при необходимости проветриваю помещение.
При проведении организационной части обязательно проверяю внешний вид (наличие спецодежды(халата), сменной удобной обуви). Основной показатель, отличающий все Здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся. . В ходе занятий уделяется повышенное внимание и отслеживается общее состояние. При проведении вводного инструктажа обязательно проводится инструктаж по технике безопасности при проведении предстоящих работ и напоминаются основные правила по технике безопасности.
Естественно, что и психическое, и физическое состояние обучащегося напрямую зависит от того, насколько грамотно урок сконструирован. Определенная последовательность режимных моментов урока
I период (врабатывания) совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы , несогласованностью действий, отвлеченностью внимания. Действия в этот момент должны способствовать успешной адаптации обучащихся к предстоящей учебной деятельности;
II период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудоемкие и ответственные фрагменты ( самостоятельная работа). Это период длительного активного внимания и работоспособности. В этот период мной проводятся целевые обходы в ходе которых контролируется правильность выполнения трудовых приемов, соблюдение технологического процесса. Это самый напряженный в физическом и эмоциональном плане момент урока. Именно в этот период я провожу с обучащимися физкультминутки. Во время перемен помещение проветривается. Еще один важный момент который мной контролируется при целевых обходах – рабочее положение и организация рабочего места. Оптимальная, наиболее эффективная рабочая поза и организованное рабочее место важный момент на пути достижения трудовой цели производственного процесса. Только та поза будет эффективна, которая отвечает требованиям производственного процесса и одновременно удовлетворяет принципам гигиены и физиологии. Обучая обучащихся решать эту практическую и важную для их здоровья задачу, рекомендую им руководствоваться следующими правилами:
1.Стремитесь уменьшать величину статических напряжений мышц.
2.Распределяйте статические напряжения так, чтобы основная часть их падала на долю более мощной мускулатуры.
При проверке организации рабочего места, проверяю соблюдение следующих требований:
1.На рабочем месте в каждый данный момент должно быть все необходимое для высокопроизводительной работы и ничего лишнего.
2.Площадь рабочего места должна быть такой, чтобы работник при нормальных гигиенических условиях не делал никаких лишних движений и не был стеснен ни в одном производственно-необходимом движении.
3.Каждый элемент рабочего места должен быть рационально расположен по отношению к другим элементам и к работнику.
III период (пониженной работоспособности) – стадия компенсированного утомления. В этот период отмечается закономерное снижение работоспособности, снижается темп и качество работы, изменяется двигательная активность, усталость обучащихся становится все более выраженной.
2. Компенсаторно-нейтрализующие. Это проведение физкультминуток и физкультурных пауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие мышечного напряжения, физическую нагрузку, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение. Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда.
Выполнение упражнений производственной гимнастики в течение урока является одним из важных проявлений высокой культуры трудового обучения. Гимнастика является важным резервомвысокий уровень деятельность сердца и легких, увеличивают скорость рефлекторных реакций.
Физкультурные минутки - одна из форм активного отдыха, оказывающих положительное влияние на организм обучащихся. Они состоят из 2-3 упражнений, которые выполняются в течение нескольких минут несколько раз в течение урока. Эта форма активного отдыха усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. Физкультминутки способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. в затруднении расслабления мышц, нарушении координации при простейших движениях, некоторой недостаточности периферического кровообращения.
В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 2-3 упражнений, повторяемых по 5-10 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками. Физкультурные минутки проводятся в режиме урока по мере необходимости, либо коллективно, либо индивидуально именно в тот момент, когда субъективно ощущается потребность в отдыхе, и выбираются физические упражнения в соответствии с особенностями развития утомления.
Упражнения на расслабление. Включает комплекс упражнения на расслабление, для укрепления мышц свода стопы, спины и брюшного пресса. Целесообразно укреплять мышцы нижних конечностей, так как при этом повышается их тонус, а это, в свою очередь, тонизирует близлежащие вены. Высокий тонус вен противодействует их расширению. Физические упражнения с различными движениями ног также являются профилактическим средством против расширения вен. Методическая основа упражнений – работа стопы, мышц голени, глубокое дыхание.
Упражнения проводятся в положении сидя (ноги на весу):
Упражнения в вертикальном положении:
1. Ходьба или бег на месте в течение 30–60 секунд.
2. Подъём на носки и опускание на пятки.
3. Ходьба на месте, без отрыва носков от пола.
4. Перекат с носков на пятки и обратно.
Перечисленные упражнения позволяют улучшить деятельность нижних конечностей.
Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание – залог здоровья. Мало кто придает большое значение дыханию, и уж точно не представляют, что с помощью дыхания можно существенно оздоровить организм. Большинство людей считают, что дыхание – это автоматизированный процесс организма, поэтому чаще всего оставляют его без внимания. Оказывается, от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние, и интеллектуальное развитие. Каждый может управлять процессом дыхания. Принципы правильного дыхания. Правильное дыхание – дыхание, во время которого выдох в 3-4 раза длиннее вдоха. Что же касается частоты дыхания, то оно должно быть не частым. Еще одно важное правило – дышать нужно носом. Потому что только нос оснащен сложной системой фильтрации воздуха и предназначен только для дыхания, а рот – для употребления пищи. В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, подвергается "биологической обработке", согревается и очищается от пыли. Кроме того, в случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы оболочки носовых ходов, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания.
Гимнастика для глаз. Независимо от вида выполняемых работ обучающийся держит свои глаза в постоянном напряжении. Глазам необходим периодический отдых. Существует целый комплекс упражнений для глаз, чтобы просто отдохнуть им, или, чтобы избавиться от таких симптомов, как сухость глаз, покраснение, ухудшение зрения вдаль. Упражнения для глаз, довольно просты и не занимают много времени. Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Комплекс упражнений для глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Гимнастика для рук. Рукам ни в коем случае нельзя давать уставать. Необходимо разминать запястья и пальцы рук. Существует целый комплекс упражнений:
1. Поиграйте несколько секунд пальцами обеих рук на спинке стула, как на клавиатуре фортепиано.
2. Поднимите руки вверх и потянись. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона. Мышцы в области плеч расслабляются.
3. Согните руки в локтях, ладони прижмите друг к другу. Приподнимите руки вверх кончиками пальцев к туловищу. Затем опустите их вниз, в направлении от туловища. Это очень хорошее упражнение для суставов рук.
Мониторинг применения здоровье сберегающих технологий
Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья обучающихся являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения.
В процессе обучения мной применяется система отслеживания результатов (мониторинг) применения здоровье сберегающих технологий:
1. система отслеживания базируется на психолого-педагогической диагностике:
– уровень интеллектуального развития обучающихся
– уровень мотивация к обучению
– уровень мотивации поисковой деятельности
– уровень мотивации достижения
– положительные эмоции
– коммуникативные способности
2. карта развития обучающихся:
– индивидуально - психологические характеристики (память, внимание, тревожность)
– социально - психологические (роль, рейтинг, и др.)
– медико - валеологические характеристики
– характер внутри - коллективных отношений
Здоровье сберегающий компонент повысит конкурентно способность выпускников на рынке труда, расширит диапазон их профессиональной мобильности и востребованности.
Значение здоровье сберегающих технологий в учебном процесс
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровье сберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности. рефлексивная: заключается
в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении
здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с
перспективами.
интегративная: объединяет
народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности, внеклассные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности обучающегося в образовательный процесс:
• Вне
субъектные: технологии
рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровье сберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивную позицию : фитотерапия, массаж, офтальмо тренажёры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
Основными элементами здоровье сберегающих технологий являются:
1. Физ. паузы (если писали – для глаз и пальцев; если слушали - для снятия напряжения, смены позы).
2. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровье сберегающей технологии.
5. Наличие эмоциональных разрядок. (Шутки, улыбки, стих, музыка.)
6. Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровым образом жизни.
7.Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.)
9. Темп урока. (Недопустимо затягивать урок на перемене).
10. Место и длительность применения ТСО: нельзя, чтобы обучающиеся все 40 минут смотрели кино или на экран.
Статистика: при несоблюдении гигиенических норм при использовании ТСО, здоровье ухудшается в 2,5 раза.
Заключение
Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровье сберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги имели соответствующую внутреннюю позицию, личностную философию здоровье сберегающего образования, твердое убеждение в целесообразности применения этих технологий в образовательном процессе. Конечно, методология здоровье сберегающего образования требует дальнейшего развития в плане сравнительной диагностики эффективности тех или иных технологий, и в плане подготовки педагогических кадров. Необходимо, чтобы такие технологии могли совершенствоваться в недрах информационного педагогического сообщества, обсуждаться на форумах.
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья.
Приложение
На лекционных и практических занятиях я использую упражнения:
Простейшее упражнение для глаз:
1. вертикальные движения глаз вверх-вниз
2. горизонтальные движения вправо-влево
3. вращение глазами по часовой стрелке и против
4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее
Упражнения на релаксацию:
Студенты поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем студенты выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнение для формирования правильной осанки:
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.
Дыхательная и звуковая гимнастика (для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей)
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «мм-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Литература
1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Борисова И.П. Обеспечение здоровье сберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005. -№10. -С.84-92.
3. Вайнер Э.Н. Формирование Здоровьесберегающие среды в системе общего образования// Валеология. -2004. -№1. -С.21-26.
4. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровье сберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология. -2004. -№4. -С.93-98.
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
2. Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm
3. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/
4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
5. Каталог образовательных Интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.