Доклад на тему:
Здоровьесберегающий урок в начальной школе.
Оглавление
I Пояснительная записка. 3
1.1 Квалификационные характеристики проекта. 3
1.2 Характеристика здоровьесберегающих принципов обучения: сущность, условия реализации в процессе обучения. 6
1.3 Готовность педагога к реализации здоровьесберегающих принципов обучения в начальной школе. 9
1.4 Здоровьесберегающий урок в начальной школе: характеристика, содержание, требования к подготовке и проведению, рекомендации учителю при планировании 12
1.5. Результаты апробации проекта. 18
II Проектная часть. Методическая разработка для учителя «Проектирование здоровьесберегающего урока в начальной школе». 23
Пояснительная записка
Теоретическая часть
Здоровьесберегающий урок: условия, структура и требования к его организации
Требования к учителю по созданию здоровьесберегающих условий на уроке
Методическая копилка.
Средства организации здоровьесберегающего урока
Способы поддержания эмоционально-положительной атмосферы урока
Список литературы
Приложение
Литература…………...………………………………………………..………...24
Приложение. 27
В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. Во многих странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества. Отсюда закономерно возросло внимание к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства. Вышесказанное убедительно указывает на необходимость усиления работы общеобразовательных школ по формированию потребностей у учащихся в здоровом образе жизни. На это нацеливает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). В данном документе подчеркивается, что «укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни должны осуществляться на всех возрастных этапах развития личности». В статье 41 этого Закона указано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» [1, с. 45]. Другими словами, каждое образовательное учреждение должно брать на себя ответственность за охрану и укрепление здоровья школьников.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Тем более, что высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что: «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [2, с. 7].
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. И потому, по словам профессора, доктора педагогических наук Н. К. Смирнова, одна из главных задач современного педагога – «научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни, но для этого не достаточно тех здоровьесберегающих мероприятий, которые обычно проводятся в школе, нужно на каждом уроке формировать здоровье детей. И не стоит относиться к этому вопросу поверхностно, потому что только здоровый ученик – успешный ученик» [21, с. 17]. С целью сохранения (не ухудшения) здоровья участников образовательного процесса встает необходимость использования определенных средств и осуществления необходимых условий для достижения данной цели, что обеспечивает здоровьесберегающий образовательный процесс. Этим и вызван интерес к теме выпускной квалификационной работы «Проектирование современного урока в начальной школе с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения».
Учитывая все выше сказанное, идея нашего проекта состоит в отборе, структурировании теоретического и методического материала по основам проектирования современного урока в начальной школе с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения и создании методической разработки, которая поможет начинающим учителям начальных классов в организации современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Объект проектирования – содержание и структура методической разработки для учителя «Проектирование здоровьесберегающего урока в начальной школе».
Цель проектирования – составить методическую разработку для учителя «Проектирование здоровьесберегающего урока в начальной школе».
Цель определила постановку следующих задач:
1. Дать характеристику здоровьесберегающих принципов обучения и рассмотреть готовность педагога к их реализации в процессе обучения.
2. Рассмотреть особенности здоровьесберегающего урока в начальной школе: характеристика, содержание, требования к подготовке и проведению, рекомендации учителю при планировании.
3. Изучить требования к составлению методической разработки как к типу методической продукции и разработать основные структурные элементы методической разработки для учителя ««Проектирование здоровьесберегающего урока в начальной школе».
4. Спроектировать и провести уроки с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения в 3 классе во время преддипломной практики, проанализировать результаты апробирования.
Цели и задачи дипломного проекта определили выбор методов проектирования
Теоретические – анализ психолого - педагогической и методической литературы, профильных периодических изданий, Интернет – источников по теме проектирования, анализ понятийно - терминологического аппарата; моделирование уроков на основе здоровьесберегающих принципов.
Эмпирические – эмпирическая проба, описание результатов апробирования.
Проектирования - планирование, конструирование.
Тип проекта: практический, методический
Психолого-педагогические, медицинские аспекты укрепления и сохранения здоровья школьников освещались в трудах Ш. Амонашвили, М. В. Антроповой, И.И Брехмана, Н. К. Смирнова и др. Проблему формирования здорового образа жизни школьников в учебно-воспитательном процессе изучали Н. Волобуева, Т. Бойченко, Н. Коваль, А. Савченко, Л.И. Занина и др.
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
I этап – проблемно-ориентировочный (сентябрь - октябрь 2015 г.): выявление проблемы и обоснование ее актуальности; выбор типа проекта, предмета проектирования, формулирование цели и задач проектной деятельности.
II этап – теоретический (ноябрь – декабрь 2015 г.): изучение теоретических источников и их анализ; обоснование актуальности и сущности исследуемой проблемы.
III этап – собственно-проектировочный (январь-март 2016 г.): разработка содержания, составление методической разработки.
IV этап - практический (апрель 2016 г.): апробация уроков на основе здоровьесберегающих принципов в МБОУ г. Иркутска СОШ № 17 в 3 «А» классе во время преддипломной практики; корректировка содержания методической разработки.
V этап – обобщающий (май – июнь 2016 г.): обработка результатов апробации, их анализ, оформление работы; внешняя оценка проекта и защита.
Практическая значимость состоит в том, что теоретический и методический материал, представленный в методической разработке, поможет учителю спроектировать и провести уроки на основе здоровьесберегающих принципов в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
База апробации – 3 «А» класс МБОУ г. Иркутска СОШ № 17.
Проблема сохранения здоровья учащихся стала особенно актуальной на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [20, с. 97]. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов и которых мы придерживаемся.
· Принцип не нанесения вреда. Учитель должен осознавать, что ребенок на его уроке – наивысшая ценность.
· Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Здоровьесберегающая работа должна быть четко продумана, спланирована, направлена не только на мгновенный, но и на отвлеченный во времени, практически значимый результат.
· Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
· Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий. Именно такая стабильность (нельзя путать ее с недопустимым для уроков однообразием), обеспечит спокойствие и отсутствие стрессовых ситуаций для учащихся.
· Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Данный принцип подразумевает, что вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. Учитель обеспечивает здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает ему в решении этой общей задачи. У учащихся воспитывается ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход.
· Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Только оптимально подобранный материал не вызовет у учащихся перегрузку и стресс, одновременно позволяя сохранить сосредоточенность детей на уроке. Учебный материал необходимо адаптировать в соответствии с особенностями класса.
· Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу. Выстраивание межпредметных связей, аналогий и параллелей облегчит принятие, понимание даже самого сложного материла, ребенок будет чувствовать себя на уроках более уверенно и комфортно.
· Принцип медико-психологической компетентности учителя. Учителю необходимо знать физиологические и психологические возрастные особенности школьников, при наличии у учащихся каких-либо нарушений в состоянии здоровья он должен построить образовательный процесс так, чтобы как минимум не усугубить имеющуюся проблему.
· Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Именно подобный комплекс воздействий научит ребенка заботиться о своем здоровье, принимать правильные решения.
· Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника. Это приводит к уменьшению количества стрессовых ситуаций, эмоциональной стабильности школьника, дает возможность поверить в собственные силы, учит высказывать собственное мнение. В результате действия выше перечисленных факторов не только сохраняется здоровье школьников, но и повышается интерес к предмету, заинтересованность школьника.
· Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.
· Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Учитель должен не только формировать знания о том, для чего и как сохранять здоровье, но и вырабатывать у учащихся практические навыки в данной сфере деятельности, необходимость применять свои знания на практике.
· Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Каждый учащийся на выходе из школы должен осознавать уровень ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
· Принцип отсроченного результата. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии должен быть готов к тому, что истинный результат его работы будет виден спустя достаточно длительный промежуток.
Таким образом, современный учитель начальных классов при проектировании и проведении современного урока должен внедрять и реализовывать наряду с дидактическими принципами обучения и здоровьесберегающие. По мнению профессора Н. К. Смирнова «использование здоровьесберегающих принципов в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности» [20, с. 78].
Любая образовательная деятельность происходит в образовательном процессе. С целью сохранения (не ухудшения) здоровья участников образовательного процесса встает необходимость использования определенных средств и осуществления необходимых условий для достижения данной цели, что обеспечивает здоровьесберегающий образовательный процесс. В связи с этим целесообразно говорить о готовности педагогов к осуществлению здоровьесбережения обучающихся.
В психологии и педагогике готовность понимается как способность личности к осуществлению какого-либо вида деятельности. Характеризуя готовность учителей к реализации здоровьесберегающих технологий, мы будем опираться на имеющиеся теоретические положения по проблеме готовности к профессиональной деятельности в целом.
По мнению профессора Алексеевой, Л. Л., профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях [8, с. 76].
Таким образом, понятие профессиональной готовности используется:
а) как категория теории деятельности (состояние и процесс);
б) как категория теории личности (ее отношений и установок);
в) как категория теории профессиональной подготовки к педагогической деятельности.
Любая профессиональная деятельность предъявляет человеку определенные требования, соответствие которым обеспечивает успех в ней. Выделяют следующие составляющие профессионально-педагогической квалификации: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство, Характеристики профессионально-педагогической квалификации:
– под компетентностью следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
– под профессиональной нравственностью будем в первую очередь понимать такую характеристику специалистов, в которой отражаются личные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной деятельности и обусловливающие сущность этой самой деятельности;
– под инициативностью специалиста будем понимать такую характеристику их квалификации, в которой отражаются организационно-управленческие способности личности, необходимые при осуществлении процессов профессиональной деятельности, а также при профессиональном самообразовании и творческом применении новаций;
– педагогическое мастерство работников образования, как характеристика их квалификации, проявляется в практике их профессиональной деятельности.
Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической деятельности педагога. Для реализации здоровьесберегающих технологий необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровьесбережению».
Готовность к осуществлению здоровьесбережения обучающихся рассматривается как профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. Мотивационная готовность педагогов к здоровьесбережению предполагает наличие активной позиции относительно применения соответствующих подходов в своей профессиональной практике. Речь здесь идет о сформированности у педагогов положительного отношения к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся в единстве с развитием их образованности, наличии ценностных ориентации на здороьесбережение, базирующихся на имеющихся знаниях и нравственных качествах, убежденности в необходимости осуществления данной деятельности.
Таким образом, практическая готовность педагога к реализации здоровьесберегающих принципов обучения основывается на соответствующих умениях и представляет собой способность учителя реально на практике применять меры, способствующие обеспечению развития образованности и укрепления здоровья школьников в неразрывном единстве [4, с. 56].
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому важна правильная организация учебной деятельности. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов, поэтому необходимо применение здоровьесберегающих технологий на уроках.
Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала, методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. Урок должен вызывать интерес к занятиям, формировать позитивную самооценку, мотивировать детей следить за своим здоровьем, благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения. Здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку
При проектировании здоровьесберегающего педагогического процесса учителю в первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).
По мнению доктора педагогических наук В. В. Серикова, здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии [9, с. 88].
Правильно организованный здоровьесберегающий урок способствует предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья [14, с. 56].
Учителю для организации и проведения здоровьесберегающего урока необходимо учитывать основные требования:
1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, выполнение упражнений. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут; число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
5) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества).
6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
7) позы учащихся, чередование поз;
8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
9) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
11) психологический климат на уроке;
12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
13) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
14) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
15) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Для исключения перегрузки школьников все этапы урока должны быть тщательно продуманы с точки зрения рационального использования времени. Отсюда следует, что важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока [18, с. 98].
При подготовке к уроку необходимо учитывать:
Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
– 18 часов – второй пик работоспособности.
Динамику активности обучающихся на уроке:
1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физминутка, закрепление материала);
36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимы физкультминутки.
Физкультминутки на уроках могут быть разнообразными: гимнастические упражнения, знакомые ребятам по урокам физкультуры, точечные массажи ушных раковин, «третьего глаза», гимнастики для глаз, зарядки - релаксации. Некоторые из них рекомендованы Санитарными правилами и нормами, например следующие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.
Можно выделить и некоторые особенности в структуре здоровьесберегающего урока, такие как:
· Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль «разогревающего» упражнения.
· Проверка домашнего задания должно быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
· В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
· В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
· Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
· Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Таким образом, от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Критериями здоровьесберегающей ориентации урока являются: обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество и сменяемость методов преподавания. Наличие методов, способствующих активизации и повышению мотивации мыслительной деятельности учащихся, место и длительность применения ТСО, режим двигательной активности на уроке, темп урока, контроль со стороны педагога за утомляемостью и учебной активностью обучающихся на уроке [11, с. 154].
В процессе выполнения проектной части дипломной работы нами была составлена методическая разработка «Проектирование здоровьесберегающего урока в начальной школе». Она состоит из двух частей. В первой части методической разработки мы предлагаем изучить теоретические основы здоровьесберегающего урока, его основные характеристики, требования к подготовке и проведению. Вторая часть представляет собой методическую копилку, в которую входят средства для организации здоровьесберегающего урока, такие как: подборка различных видов физических минуток, физических пауз, способы поддержания эмоциональной атмосферы урока, санитарно-гигиенические условия обучения.
Содержание методической разработки подготовлено на основе изученного теоретического и методического материала, представленного в периодических изданиях, опыта педагогов практиков, представленных в авторской разработке доктора педагогических наук Смирнова Н. К. «Все о здоровье школьника» и книге «Все о современном уроке в начальной школе» автором, которой является Безрукова В. С, а также опыта, полученного нами в результате проектирования и проведения здоровьесберегающих уроков в начальной школе во время преддипломной практики в МБОУ г. Иркутска СОШ № 17.
В начале преддипломной практики мы предложили учителям начальных классов анкету с целью определения готовности педагогов школы к реализации здоровьесберегающих принципов обучения на уроке, а также оценки умения педагогов использовать задания, приёмы, методы поддержания здоровья детей в урочной деятельности. Нами было предложено пять вопросов (Приложение 1).
В анкетировании приняло участие 6 учителей начальных классов. На вопрос, о частоте использования на уроках физминуток, все учителя ответили, что физминутки они используют на каждом уроке, проводят ее по мере появления усталости детей. Следующий вопрос, был связан с использованием различных видов физминуток. Четыре учителя ответили, что они стараются подбирать физминутки исходя из специфики предмета. Например, на литературном чтении больше уделять внимания глазам, на русском языке пальцам рук, кистям, но чаще всего они используют однообразные виды физминуток. Двое учителей ответили, что они не задумываются при выборе физминуток о видах, чаще всего следуют традиции, используя известные для ребят. На вопрос о соблюдении санитарно-гигиенических условий на уроке, учителя ответили, что на этом внимание не заостряют. Способы поддержания эмоционально-положительной атмосферы урока учителя никогда не использовали, некоторые слышат о них в первый раз.
Результаты анкетирования показали, что учителя осознают важность здоровьясбережения детей на уроке, в системе используют приемы здоровьясбережения, но опираются в основном на традиционные приемы. Это убедило нас в том, что методическая разработка будет востребована учителями в процессе подготовки и проведения здоровьесберегающего урока.
Теоретический и методический материал методической разработки служил основой для проектирования уроков с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения, проведённых нами в 3 А классе во время преддипломной практики. Во время апробации на каждом уроке соблюдались требования к организации здоровьесберегающего урока. Обстановка в классе всегда соответствовала гигиеническим нормам. Виды учебной деятельности чередовались, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности в норме составляла 7-10 минут. Выбор методов проведения урока способствовал активизации учащихся. Соблюдалась длительность применения ТСО, соответствовала гигиеническим нормам. Позы учащихся находились под контролем учителя, для этого использовались упражнения, корректирующие осанку, такие как: «Котик», «Самокоррекция», «Аист» и другие. Физкультминутки на уроке подбирались в зависимости от специфики предмета и содержания урока. На уроке литературного чтения был апробирован «Комплекс упражнений для гимнастики глаз». На уроке русского языка использовались упражнения для кистей рук, была проведена игра "Солнечный зайчик", очень запомнилась и понравилась детям игра «Перекаты». Также учитывалось, какой по счету урок и подбирались соответствующие по цели и содержанию физминутки. На первом уроке мы старались провести «бодрящие» упражнения, помогающие ученикам настроиться на продуктивную работу, на последнем уроке мы применяли упражнения для снятия общего или локального утомления.
Содержательная часть урока имела позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни. Психологический климат на уроке был благоприятным. Наличие на уроке эмоциональных разрядок таких как: «ободрять», «поддержать» ученика было обязательным. При планировании урока обращалось внимание на его плотность.
В рамках апробации дипломного проекта мы использовали различные приемы здоровьясбережения на каждом уроке, такие как: оздоровительные физминутки, оздоровительные физ. паузы, соблюдали санитарно-гигиенические условия, и использовали способы поддержания эмоциональной-положительной атмосферы. В результате мы отметили высокую активность учащихся на продолжении всего урока, а также улучшение настроения учеников. Для объективности выводов мы провели среди третьеклассников анкетирование. На вопрос «в какой части урока нужна физминутка?», мнения разделились - 4 человека считают, что физминутка нужна в начале урока, трое ребят думают, что лучше проводить физминутку в конце урока, остальные 16 выбрали начало и середину урока. На вопрос: «Мешают ли физминутки на уроках?» почти все ответили отрицательно, только троих физминутка отвлекает. Следующий вопрос: «Помогают ли физминутки на уроках?» набрал 20 положительных ответов, потому что они повышают работоспособность, оказывают хорошее влияние на здоровье, помогают отдохнуть. На представленной диаграмме хорошо видно, что большая часть класса положительно относится к проведению музыкальных физминуток и абсолютно всем нравятся физминутки, сопровождаемые мультимедийной презентацией (см. рис. 1)
Рис. 1. Результаты анкетирования 3 «а» класса
В результате апробации дипломного проекта, мы убедились в актуальности и необходимости составленной нами методической продукции, о чем свидетельствуют отзывы учителей школы-базы практики. Гузовская Кира Петровна считает, «что данная методическая разработка актуальна. Учителя чаще всего понимают всю важность формирования здоровья детей, но не знают, как это сделать. Они всегда загружены другими проблемами, и у них нет времени сидеть и подбирать, например, физминутку. Поэтому зачастую они этот момент упускают. Очень хорошо, что в данной методической разработке физминутки сгруппированы по видам. Ведь учителю зачастую приходится просматривать огромный материал при подготовке к уроку. В разработке описаны санитарно-гигиенические условия и способы поддержания эмоционально-положительной атмосферы урока. Для учителей, особенно для начинающих, данная методическая разработка будет иметь практическую значимость. Считаю, что данная разработка достойна внимания педагогов».
1. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Проспект, 2014. - 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 15 с.
3. Антропова, М. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся [Текст]: здравоохранение Российской Федерации / М.В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина. - М.: Медицина, 2010. – 53 c.
4. Баранов, А. А. Здоровье школьников, пути его укрепления [Текст]: здоровьесберегающие технологии образовательного процесса учащихся начальных классов / А. А. Баранов. – Красноярск: Проспект, 2010. - 231 с.
5. Безрукова, В. С. Все о современном уроке [Текст]: учеб. пособие/ В.С. Безрукова. – М.: Медицина, 2012. – 77 c.
6. Волобуева, Н. А. Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса учащихся начальных классов [Текст] / Н. А. Волобуева, Т. В. Важнова. - М.: Академия, 2010. – 68 с.
7. Гринина, О. О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи США [Текст]: теория, практика и методика преподавания/ О. О Гринина. - М.: Здравоохранение РФ,2012. - 53 с.
8. Дзапарова, Н. К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников [Текст] / Н. К. Дзапов. - М.: ГАГУ, 2012.– 63 с.
9. Евсеева, О. Л. Валеологический праздник [Текст]/ О. Л. Евсеева, М. А. Киселева.- М.: Здоровье, 2011. – 85 с.
10. Зоноева, Т. В. Здоровье детей [Текст]: учеб. пособие /Т. В. Зоноева. – М.: Наука, 2011. - 269 с.
11. Ищухина, В. Ю. Здоровье детей [Текст]/ В. Ю. Ищухина. — М.: Наука, 1995.- 170 с.
12. Каптева, Е. В. Кинотекст (опыт здоровьясбережения) / Е. В. Каптева, М. В. Кучма. – М.: Сфера, 2012. – 224 с.
13. Каракотова, С. М. Книга здоровье детей / С. М. Каракотова. - М.: Наука, 2002. - 236 с.
14. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] /В. И. Ковалько.- М.: “ВАКО”, 2004. - 296 с.
15. Лаптев, А. П. Закаливайтесь на здоровье [Текст] / Г. Н. Лаптев, А. П. Сердюкова.– М.: Медицина, 2011. - 219 с.
16. Леонов, М. Р. Методика преподавания окружающего мира [Текст]: учеб. пособие для студентов / М. Р. Леонов. – М.: Академия, 2011. – 472 с.
17. Лукьяненко, В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) [Текст] / В. П. Лукьяненко. – М.: АРТИ, 2012 .- 75 с.
18. Скляров, С. В. Формирование культуры здоровья студентов ВУЗа в процессе общего физкультурного образования [Текст] / С. В. Скляров.- М.: Академия , 2010.-182 с.
19. Смирнов, Н. К. Все о здоровье школьника [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: Медицина, 2010. - 106 с.
20. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов.– М.: АРТИ, 2011. - 109 с.
21. Сокорев, В. В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки [Текст] / В. В. Сокорев, Н. К. Смирнов, В. П. Лукьяненко.- М.: культура здоровья: Автореф, 2013.- 123 с.
22. Кестерова, Т. Д. Здоровье для детей [Электронный ресурс] / Т. Д. Кестерова // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/rol-skorogovorok-v-razvitii-rechi-detey, свободный. – Загл. с экрана
Анкета для учащихся
1. Физминутки на уроках мешают?
2. Физминутки на уроках помогают?
3. Основная задача физминутки отдохнуть?
4. Влияет ли физминутка на работоспособность ученика?
5. Влияет ли физминутка на здоровье ученика?
6. Обязательно ли музыкальное сопровождение для проведения физминутки?
7. Тебе нравятся электронные физминутки?
8. В какой части урока нужна физминутка? В начале урока, в середине, в конце? (нужное подчеркнуть)
Анкета для учителей начальных классов
1) Как часто вы используете на уроках физминутки?
__________________________________________________________________
2) Какие виды физминуток вы применяете?
__________________________________________________________________
3) Используете ли вы разнообразные виды физминуток на уроке??
__________________________________________________________________
4) Соблюдаете ли вы санитарно-гигиенические условия?
__________________________________________________________________
5) Какие способы поддержания эмоционально-положительной атмосферы урока вы используете?
__________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.