Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".
Оценка 4.8

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
1 кл—4 кл
24.07.2023
Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".
Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО
Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО.docx

Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения                   возникла   острая      необходимость    изменения    подходов    к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который                является,   по   сути,   ретрансляцией  знаний   и   опыта   учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика. Руководствуясь     новыми                государственными       документами, на сегодняшний      день      в                        качестве       важнейшей задачи начального        общего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных                         действий,     обеспечивающих   обучающимся    умение    учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к

саморазвитию и самосовершенствованию.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентации на результаты образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Таким образом, возникает необходимость использования в педагогической деятельности новых приемов и современных общеобразовательных технологий.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию универсальных учебных действий, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Характерными особенностями развитого критического мышления являются:

✔     оценочность, включая и ценностную сторону оценки,

✔     открытость новым идеям,

✔     рефлексия оснований собственных критических суждений.

Обучение действиям критического мышления предполагает усвоение таких умений, как: применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, отличать обоснованное оценочное суждение от эмоционального, выделять причинно- следственные связи и обнаруживать, если имеются, ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и находить рациональные способы их устранения.

Изучение явления «критическое мышление» показывает, что данный вид мышления может развиваться спонтанно, но стихийное развитие не обеспечивает формирования критического мышления на высоком уровне.

Развитие критического мышления происходит с первого класса по заданному алгоритму – учитель стремится:

✔     выработать у ученика способность высказывать личное мнение по

различным вопросам и проблемам, формировать умения выражать свои мысли вначале в устной, а затем и в письменной форме, делать это ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

✔     научить ученика аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

✔     сформировать    у     ученика    способность    брать    на     себя ответственность за те или иные поступки;

✔     научить ребенка участвовать в совместном принятии решения;

✔     развивать умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

✔     сформировать умение сотрудничать и работать в группе.

Практически на любом уроке можно обращаться к критическому мышлению и работать с учениками любого возраста.

Формы урока с использованием критического мышления отличаются от традиционных уроков. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, рассуждают, читают, пишут, обсуждают, анализируют, активно осмысливают прочитанное.

Урок состоит из трех фаз: «вызов», «осмысление», «рефлексия», каждая из которых имеет свои цели и задачи, набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Одним из методических приемов развития критического мышления является прием «Fish bone». Преимущество его в том, что он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме, и поэтому он применен нами на уроке русского языка во втором классе при закреплении темы «Имя существительное».

На стадии «вызова» (создается учителем) у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На этом этапе урока делается не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая актуальна на данном уроке. Учащимся предлагается задание – выбрать из слов – частей речи – только имена существительные: ворона, веселый, лягушка, прыгать, коньки,

мороз, желтеть, зеленый, карандаш, снегирь, около, воробей, радостный, лебедь, скакать, пальто, береза, желтеть, красный, собака, ученик, под. Выполнение задания происходит на основе анализа. По окончанию выполнения дети выдвигают умозаключение: «Я выбрал эти слова потому, что к ним можно поставить вопросы кто? что? А на эти вопросы отвечают имена существительные».

После того, как в «голове скелета», как основной объект исследования, поставлен проблемный вопрос: «Какое значение имеет имя существительное в нашей речи?», на верхних косточках появляются вопросы, которые решаются в ходе урока на этапе «осмысления». Эта стадия содержательная, в ходе которой происходит осмысленная работа над проблемой урока.

Проанализировав имена существительные, ученики приходят к выводу о том, что они могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными, изменяться по числам, иметь род. При этом учитель постоянно возвращается к проблемному вопросу в «голове рыбы». При этом учащиеся сами делают вывод о том, что не все существительные изменяются по числам, что у некоторых не изменяется форма слова. Превращение нарицательных существительных в собственные вызывает у детей удивление.

Постепенно скелет рыбы обрастает вопросами и ответами по данной теме. В хвосте формулируется ответ на проблемный вопрос урока.

В результате ответов формируется вывод о значении имен существительных в нашей речи.

Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученики формируют личностное отношение к теме урока, закончив начало предложения:

-   На уроке для меня было самым трудным

-   Мне запомнилось

-   Для себя я сделал вывод ….

-   Я дам совет своим одноклассникам

Таким образом, выдвижение умозаключений – это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предвидит формирование предложений, которые ведут к решению этой проблемы.

Работа с использованием технологии развития критического мышления направлена на самое главное создание на уроке условий, помогающих ученикам самостоятельно добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, приблизить его к процессу познания, к получению удовлетворения от своей работы.

Мы убедились, что схемы «Fish bone» дают возможность организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости.

Мониторинг знаний по русскому языку подтвердил целесообразность применения технологии развития критического мышления:

1)      работа в парах и в малых группах удвоила интеллектуальный потенциал учеников, значительно расширила их словарный запас;

2)    совместная работа улучшила понимание трудного для восприятия


текста;


 

3)   появилась возможность повторения усвоенного материала;

4)   выработалось уважение к собственным мыслям и опыту;

5)   появилась большая глубина понимания прочитанного. Представленные ниже упражнения были разработаны отделением


Project   Zero   Гарвардского  университета  для   успешного  формирования навыков критического мышления у детей:

I.                    «Вижу. Думаю. Удивляюсь».

Упражнение для знакомства с произведениями искусства или любыми другими предметами или явлениями. Включает ответы на три вопроса:

✔     Что я вижу? (зафиксируйте свои наблюдения. Что вы видите на

картине?);

✔     Что я думаю? (зафиксируйте свои мысли по поводу увиденного);

 

✔    Что меня удивляет? (зафиксируйте то, что вам интересно узнать об этом произведении).

Это упражнение помогает понять связь наблюдения (сбора информации – «что я вижу») и интерпретации (размышление о самостоятельно полученное информации «что я думаю»), то есть учит использовать увиденное для развития своих собственных идей и интерпретаций, и соединяет интерпретации с дальнейшим исследованием в виде вопросов («что меня удивляет»).

А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления – не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и идти дальше на пути исследования.

II.                 «Точки компаса».

Это упражнение помогает думать над идеей с четырех точек зрения – точек компаса, увидеть многогранность исследуемого предмета и разные варианты действий.

Сначала выбирается предмет исследования и затем он «разбирается» с разных точек зрения.

Участники (вы/ваш ребенок/ученики) записывают четыре точки зрения:

В то, что Волнует, интересует в представленной идее?

З Загадки этой идеи и обратная, отрицательная сторона идеи - то, что беспокоит.

Ю что еще нужно узнать, прежде чем принять или отвергнуть эту


идею?


 

С Свои предложения по продвижению представленной идеи.

После завершения упражнения важно подумать о том, как изменилось


мышление и отношение к выбранной теме.

III.                     «Очисти фрукт».

 

Это упражнение поможет продумать и рассмотреть сложную проблему, идею или произведение с разных точек зрения, постепенно углубляясь в самую суть – сердцевину.

✔   Участники начинают наблюдение или рассмотрение проблемы,

или идеи с кожуры то есть с внешней оболочки, внешних признаков, отвечая на вопрос «Что ты видишь?».

✔   Затем участники проходят оставшиеся 5 шагов, отвечая на

вопросы: «Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чем, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем под другим углом посмотреть на эту тему?», «Как это связано с твоей жизнью?».

Таким образом, начиная с «кожуры», которая представляет собой поверхностные, внешние признаки, участники «залезают под кожу» проблеме или идее, доходя до самой сути.

Упражнение «Очисти фрукт» помогает тренировать ключевые для критического мышления навыки: наблюдение, описание, формулирование вопросов, определение сути темы, исследование точек зрения, сравнение и построение связей. Оно отлично работает с произведениями искусства, например, со стихами и многими другими сложными материалами, суть которых сложно понять с первого раза.

IV.             «Органайзер вопросов».

Это графический органайзер информации с пробелами для вопросов: когда, почему, кто, где, что и как? Органайзер разработан как наглядное пособие, чтобы помочь постепенно углубиться в вопрос или тему.

V.                    «3-2-1 Построй мост».

Упражнение, которое помогает понять собственный процесс мышления и обучения, учитывая ваши представления о теме до и после изучения, и то, как они изменились.

Включает 3 стадии:

1.             До изучения: записываете первоначальные мысли по выбранной теме: 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).

2.             После  изучения:  после   изучения,  обсуждения,  исследования запишите снова 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).

3.             Мост: объясните, как новые ответы связаны с первоначальными ответами, или изменились по сравнению с ними?

Идея упражнения состоит в том, чтобы буквально «наводить мосты» между идеями при получении новой информации, между своим первыми и новыми идеями. Это упражнение помогает развить умение сосредоточиться на идее понимания темы, объединения своих мыслей и рефлексии.

VI.                    «Шесть шляп мышления».

Упражнение помогает посмотреть на вещи с разных точек зрения (из- под разных шляп).

Технику «Шести шляп мышления» создал Эдвард Де Боно британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.

В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Упражнение «6 шляп» помогает справиться с этой проблемой.

Суть практики заключается в том, чтобы по очереди примерять разные шляпы и с их помощью раскрывать разные точки зрения на изучаемый предмет.

Белая шляпа: информация и факты.

Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает? Можно ли ее добыть? Если да, то где, как, с помощью каких ресурсов? Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.

Желтая шляпа: позитив, достоинства, плюсы.

В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму   и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения


сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.

Черная шляпа: критика – трудности, опасности, недостатки.

Эта шляпа превращает вас в пессимиста. Решайте вопрос с помощью критики. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.

Красная шляпа: эмоции и чувства.

Надев красную шляпу, мы прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так, или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.

Зеленая шляпа: новые идеи и креатив.

Зеленая шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода. Рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.

Синяя шляпа: контроль и управление мыслительным процессом. Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с изначально установленными целями. Руководитель может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции к целям. Синюю шляпу рекомендуется примерить в конце практики и подвести итог.

VII.                    «Главная. Сторона. Скрытое».

Это упражнение отлично подойдет для того, чтобы лучше узнать, раскрыть главные, второстепенные и скрытые стороны идеи, истории или проблемы.


Вы (ваш ребенок/ участник/ ученики) должны ответить на несколько вопросов, которые помогут дойти до самой сути:

✔     ГЛАВНОЕ: Что главное в этой истории, идее, проблеме?

Выделите главных героев истории, если они есть. Что с ними происходит? Как они помогают понять основную идею?

✔     СТОРОНА: А есть ли какая-то дополнительная, побочная история

или информация, которая остается в стороне? Есть ли второстепенные персонажи в истории? Какие события и действия происходят с ними?

✔     СКРЫТОЕ: Что от нас скрыто? Есть ли что-то, что нам непонятно?

Что-то, что мы не сразу видим или понимаем?

Попробуйте определить, что автор действительно хочет, чтобы мы узнали после чтения / просмотра / прослушивания истории. Понимание скрытого в истории, идее или проблеме помогает нам лучше понять основную историю.

VIII.                    «Наблюдаю 10х2».

Это упражнение помогает замедлиться и провести внимательные, подробные наблюдения, побуждая выходить за рамки первых впечатлений. Его можно использовать с любым видом изображений, предметов, архитектуры, одежды и так далее – все, что можно рассматривать глазами. Упражнение можно выполнять самостоятельно или в коллективе, как отдельно, так и вместе с другими упражнениями, например «Вижу. Думаю. Удивляюсь».

Последовательность:

Шаг 1. Смотрите на изображение или предмет спокойно не менее 30 секунд. Пусть ваши глаза свободно блуждают.

Шаг 2. Сделайте заметки, составив список из десяти слов или фраз о любом аспекте того, что вы только что видели (Можно делать индивидуально, в парах или в малых группах).

Шаг 3. Повторите шаги 1 и 2: прослушайте еще раз и добавьте в свой список еще 10 слов или фраз.


IX.                    «Перетягивание каната».

С помощью этого упражнения, в основе которого лежит игра в перетягивание каната, участники могут рассмотреть, оценить и понять обе стороны одной проблемы.

Участники учатся грамотно рассуждать и оценивать все факторы, которые присутствуют по одну и другую сторону проблемы. Упражнение можно делать парами или небольшими группами.

✔   Выберите дилемму.

✔   Определите факторы, которые «тянут» каждую сторону дилеммы.

Это и есть те самые две стороны перетягивания каната.

Попросите участников подумать о «рывках» или причинах, по которым они поддерживают определенную сторону дилеммы. Попросите их подумать о причинах и по другую сторону дилеммы.

✔   Сгенерируйте    вопросы,    например,    «А    что,    если?»    для

дальнейшего изучения темы.

Практикуя эти упражнения в повседневной жизни и обучении, мы развиваем критическое мышление, которое является одним из важнейших жизненных навыков XXI века.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что технология развития критического мышления дает возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. Критерием же результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.             Абдрафикова, А.Р. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка / А.Р. Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. - №8. С. 9-15.









2.             Авдонина, И.О. Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира : опытно-экспериментальная часть

/ И.О. Авдонина // Молодой ученый. 2020. - №22(312). С. 509-510.

3.             Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – Издание 2-е. – СПб. : «Альянс «Дельта» совм. с изд-вом «Речь», 2003. 192 с.

4.             Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).

5.             Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Приказ от 6 октября 2009 г. №373. – 39 с.


 

6.            

Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом

Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом

Характерными особенностями развитого критического мышления являются: ✔ оценочность, включая и ценностную сторону оценки, ✔ открытость новым идеям, ✔ рефлексия оснований собственных критических суждений

Характерными особенностями развитого критического мышления являются: ✔ оценочность, включая и ценностную сторону оценки, ✔ открытость новым идеям, ✔ рефлексия оснований собственных критических суждений

Практически на любом уроке можно обращаться к критическому мышлению и работать с учениками любого возраста

Практически на любом уроке можно обращаться к критическому мышлению и работать с учениками любого возраста

После того, как в «голове скелета», как основной объект исследования, поставлен проблемный вопрос: «Какое значение имеет имя существительное в нашей речи?», на верхних косточках появляются…

После того, как в «голове скелета», как основной объект исследования, поставлен проблемный вопрос: «Какое значение имеет имя существительное в нашей речи?», на верхних косточках появляются…

Мы убедились, что схемы «Fish bone» дают возможность организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать…

Мы убедились, что схемы «Fish bone» дают возможность организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать…

А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления – не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и…

А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления – не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и…

Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чем, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем…

Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чем, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем…

Это упражнение помогает развить умение сосредоточиться на идее понимания темы, объединения своих мыслей и рефлексии

Это упражнение помогает развить умение сосредоточиться на идее понимания темы, объединения своих мыслей и рефлексии

Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе

Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе

Вы (ваш ребенок/ участник/ ученики) должны ответить на несколько вопросов, которые помогут дойти до самой сути: ✔

Вы (ваш ребенок/ участник/ ученики) должны ответить на несколько вопросов, которые помогут дойти до самой сути: ✔

I. «Перетягивание каната»

I. «Перетягивание каната»

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Доклад на тему:"Методы и приемы развития критического мышления у младших школьников на уроках с учетом ФГОС НО".

Авдонина, И.О. Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира : опытно-экспериментальная часть /

Авдонина, И.О. Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира : опытно-экспериментальная часть /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023