Образовательная среда как средство повышения мотивации
к саморазвитию обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Артёма Анатольевича Веселёва
посёлка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – МБОУ
СОШ № 3 пос.Эльбан) осуществляет свою деятельность с 1988 года.
В 2019 году педагогами и обучающимися школы реализован патриотический проект, направленный на увековечение памяти погибшего героя - десантника во время Чеченской войны Веселёва Артёма Анатольевича, выпускника школы. 28.08.2019 г. было присвоено имя Артёма Анатольевича Веселёва.
В учреждении на 01.09.2021 обучается 827 человек, в том числе:
- 1 – 4 классы – 111 человек,
- 5 – 9 классы – 649 человек,
- 10 – 11 классы – 67 человек.
В школе 39 классов-комплектов, из них 7 коррекционных классов и 4 разновозрастных класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Кроме того имеется 5 классов кадетской направленности.
Вторая смена отсутствует.
Количество работников составляет 112 человек, из них 55 педагогов, 21 человек имеют высшую квалификационную категорию (37,5%), 8 – первую (14%).
МБОУ СОШ № 3 пос.Эльбан включает в себя 2 корпуса, расположенных на расстоянии 4,5 км друг от друга. Организован подвоз 52 обучающимся. Подвоз осуществляется школьным автобусом.
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен анализ рискового профиля. Выявлены риски:
1.низкий уровень оснащения школы;
2.дефицит педагогических кадров;
3.недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников;
4.высокая доля для обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Риск низкого оснащения школы, использования школьных коридоров для создания образовательной среды, был выбран потому, что преодолеть его можно внутренними силами учреждения. Решение риска дефицита педагогических кадров в настоящее время не предоставляется возможным в связи с оттоком кадров из пос.Эльбан и с Хабаровского края в целом. На протяжении ряда лет средняя нагрузка педагогов держится в пределах от 28 часов до 34 часов.
Миссия школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, развития обучающегося в соответствии с его потребностями и творческими запросами, формирования высокоинтеллектуальной творческой личности, конкурентоспособной, занимающей ответственную гражданскую позицию, готовой включиться в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых зависит будущее Хабаровского края и России в целом.
По итогам анкетирования обучающихся выявили, что необходимо создание более комфортных условий для обучения, создание зон для продуктивного общения обучающихся, создание предметного пространства в коридорах школы.
Для решения проблемы были задействованы кадровые и финансовые ресурсы.
Методом мозгового штурма на заседаниях методических объединений учителей-предметников и совещании при директоре были созданы различные наброски проектов организации образовательного пространства. Из данных набросков были отобраны те проекты, которые мы можем воплотить своими силами без больших финансовых затрат. Бывшие выпускники и родительская общественность активно поддержали наши идеи.
Цель: Создание в образовательной организации к 2023 году образовательного пространства, способствующего развитию обучающихся, повышению мотивации.
Задачи:
1. Создать предметное пространство в коридорах школы;
2. Выделить возможные зоны для развивающего социума;
3. Совершенствовать просветительское пространство;
4.Создать более комфортные условия для жизнедеятельности в школе (места отдыха, релаксации);
Задумываясь об оформлении (или формировании) образовательного пространства в школе, мы учитывали:
- пространство — это второй учитель,
- оно должно быть гибким, трансформируемым,
- пространство должно вовлекать учеников,
- оно должно быть предрасположенным для проявления различных активностей,
- и, конечно же, пространство должно быть комфортным и дружелюбным!
Мы выделили несколько видов смысловой нагрузки оформления образовательного (школьного) пространства:
- предметная (из школьной программы — математика, русский язык, литература и т.д.);
- ценностно-ориентированная (культура, искусство… полезные навыки… личные качества и т.д.);
- ориентация на активности (от простых игр до квестов).
С помощью методов анализа и наблюдения была выявлена проблема в том, что мы находимся далеко от очагов культуры. И поэтому основная задача создания образовательной среды восполнение дефицита культурного пространства.
Началось создание образовательной среды, дома в котором будут и помогать стены.
ШМО учителей русского языка и литературы оформили блок третьего этажа.
Современному школьнику сложно представить, что классики русской литературы приходили в литературу в разное время, что это реальные люди, которые появлялись на свет в различных городах нашей огромной страны, а в настоящее время при желании можно посетить дом-музей, экспозиции которого помогут больше узнать о личности живших там писателей и поэтов.
Для этого стену 3 этажа украшают стенды «Литературные места на карте России». Они помогают школьникам формировать целостное представление о развитии литературного процесса 19-20 века в нашей стране. Позволяют ребятам соотнести географическое положение месторождения писателей и их внешний облик, позволяют наметить путь для углубленного изучения жизни и творчества великих писателей, которые вошли в фонд мировой культуры, прославив нашу страну.
Великие писатели обогатили мировую культуру, создавая величайшие образцы художественной речи. Мастерство владения словом – залог дальнейшего успеха. Стенд «Говори правильно» позволяет ученикам соотносить образцы собственной речи с нормированным эталоном. Это очень важный навык, который необходим не только для успешной сдачи экзамена по русскому языку, но и для жизни в современном культурном пространстве.
Излюбленным местом школьников в очень короткое время стал «Пушкинский уголок». Творчество А.С. Пушкина сопровождает ребят на протяжении всей школьной жизни. От ярких и образных строк, посвященных красоте русской природы, до эмоциональных и запоминающихся стихотворений о любви. Каждый находит для себя что-то важное, над чем можно поразмышлять на винтажной скамье под фонарем. Здесь можно пофантазировать, прикоснуться к давно ушедшей эпохе нежных барышень и галантных кавалеров и, возможно, дух великого поэта благословит на создание гениальных произведений, которые продолжат множить славу русской литературы.
Эффективность уроков русского языка и литературы увеличивается при использовании необычных форм проведения занятий. Например, ученикам предлагается создать свои сборники стихов (в данном случае об осени), презентация работ проходит в парке, где можно почувствовать дуновение еще теплого ветерка, ощутить запах увядающих листьев, полюбоваться красочных разноцветьем. Своим настроением и работами приятно поделиться и с большим количеством людей. Для этого в школе создана презентационная зона. Ученики разместили свои работы на рейлах, добавили высказывания известных поэтов об осени, украсили всё яркими осенними листьями. Красиво. Познавательно. Интересно.
ШМО учителей историки и обществознания создали «Ленту времени». С начала этого учебного года учителя истории уже активно используют данный инструмент не только в урочной но и внеурочной работе.
Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в многообразии из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего.
На ленте времени расположены картинки с различными событиями или историческими личностями. На оборотной стороне описание этих событий. Дети активно пользуются лентой времени на перемене. Например, они могут расположить в хронологическом порядке картинки или же могут прочитать с обратной стороны об интересующем их событии.
В рамках итогового проекта ученица 10 класса У. Г. совместно с учителем истории Ш.Н.А защитила проект «Уголок для чтения», реализацией которого стало создание зоны для чтения, состоящего из шкафа, выполненного в технике деку паж, заполненного книгами. А девизом данного проекта явилось высказывание Уолдо Эмерсона «Человек сделан из книг, которые он читает».
ШМО учителей географии, биологии и химии создало образовательное пространство с помощью которого педагоги попытались донести до учеников важность темы «Экология».
Круг по биологии «Систематика»:
- обучает современным способам самостоятельного получения знаний;
- развивает положительную мотивацию к обучению;
- повышение уровня информационной компетентности у обучающихся;
- использование телефона как инструмента-помощника, а не как объекта, мешающего учебному процессу;
- дополнительный источник самообразования.
С помощью круга ребята могут определить систематические категории животных, растений, грибов, бактерий. С помощью QR- кодов, расположенных возле организмов, могут познакомиться с интересным дополнительным материалом из Красной книги и энциклопедий.
Схема «Биосфера» позволяет наглядно определить область распространения жизни. С помощью нее, обучающиеся смогут определить высоты и глубины обитания различных животных и растений, а так же в каких географических оболочках они находятся.
ШМО учителей физической культуры и ОБЖ оформили фойе около спортивного зала и фойе, где расположен теннисный стол.
Поддержание хорошей физической формы был всегда залогом крепкого здоровья. Любовь к спорту и здоровому образу жизни необходимо прививать еще в детстве. Поэтому уроки физической культуры в школе имеют важное значение в воспитании подрастающего поколения. Но ведь недостаточно постелить в спортивном зале маты, поставить спортивный инвентарь. Хорошему спортивному залу не обойтись без оформления его стен учебными стендами.
В нашей школе наглядным отображением разнообразной спортивной информации и неотъемлемой частью физического воспитания детей является информационный стенд. Он необходим родителям и учащимся для своевременной информации, грядущих событий, различных физкультурных мероприятиях, об успехах обучающихся школы на поселковых, районных, краевых соревнованиях, участия в олимпиадах. Ученики в свою очередь, всегда могут найти на стенде множество полезной информации, которая является элементом воспитания обучающихся в духе высокой морали и гордости за свою школу.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО -это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта. Чтобы получить знак «Готов к труду и обороне», нужно пройти тесты, которые поделены на 11 возрастных ступеней. Данные ступени продемонстрированы на слайде, которые изображены на стене в виде лестницы возле спортивного зала. Каждый ребенок, родитель, житель поселка Эльбан может ознакомиться со своей ступенью и нормативами, которые нужно выполнить.
Самое большое желание любого ребенка – скорее вырасти. Возле спортзала на стене изображен ростомер, где каждый ребенок может измерить свой рост. У детей это самое любимое занятие, когда они приходят на урок физической культуры на перемене они измеряют свой рост.
На первом этаже в рекреации расположен учебный комплекс «Физкульт – минутка». Комплекс дает возможность проводить время между уроками с пользой для здоровья.
Правильно и красиво оформленные стенды мотивируют школьников на занятиях спортом, участия в соревнованиях, в сдаче нормативов ГТО, а также на достижение поставленных целей и новые победы.
ШМО учителей начальных классов в корпусе №1 создало образовательное пространство и места отдых для самых маленьких учеников нашей школы.
Цель созданного пространства:
- стимулировать социальное взаимодействие;
- быть инклюзивной и ориентированной на обучающихся;
- отражать модели обучения;
- способствовать развитию сотрудничества.
Для уроков окружающего мира сделано дерево «Времена года», где ребята могут проследить изменения в природе в разное время года, отметить температуру. Дети играют в шахматы, но не за столом, а на полу! Очень нравится играть рядом с шахматными фигурами. Да и просто поболтать на переменке, сидя на забавной скамейке в виде сказочного животного. На стене есть домики «Состав числа». А веселый клоун учит попадать метко в цель.
Ребятам очень нравятся перемены, можно отдохнуть, поиграть и поучиться.
На второй неделе сентября было проведено анкетирование среди обучающихся в ходе которого выявлено:
Вопросы |
Май 2021 |
Сентябрь 2021 |
Созданы ли комфортные условия для обучения |
61 % |
91% |
Созданы ли зоны для продуктивного общения обучающихся |
54% |
89% |
Созданы ли предметные пространства в коридорах школы |
62% |
97% |
В пожеланиях обучающихся предложили создание образовательной среды в школе.
Образовательная среда позволяет реализовать деятельностный подход в обучении. Поэтому, на первых заседаниях ШМО при администрации учреждения были разработаны планы мероприятия по использованию предметного пространства. За каждым ШМО закреплен заместитель директора по УВР. Заместитель директора по УВР в течение учебного года будет осуществлять контроль за использованием предметного пространства в урочной и внеурочной деятельности. Раз в полугодие данный вопрос будет заслушан на совещании при директоре.
При создании образовательной среды возникали проблемы недостаточности финансовых средств.
В процессе реализации проекта мной как управленцем закреплены:
- умение находить компромисс между высоким качественным результатом и реальным финансовым положением;
- умение поддержать инициативу подчиненного даже когда сомневаешься в результате.
Работа по созданию образовательного пространства школы еще не закончена. В планах создание блока точных наук.
Цель достигнута пока частично. Мы действительно стали участниками создания эстетически благоприятных условий для обучения и отдыха воспитанников. Совсем не важно, что мы оформили еще не все стены школы, а только его часть. Главное, что взявшись за дело, мы постарались сделать лучше и привлекательнее нашу школу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.