Доклад Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.6

Доклад Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Оценка 4.6
Семинары
doc
02.11.2021
Доклад Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ.doc

Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ

 

Докладчик 

Попова Н.В.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности» В.П. Кащенко

Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребенка с ОВЗ, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.

Данная работа способствует социальной адаптации детей с ОВЗ, профилактике правонарушений несовершеннолетних

В нашей школе в воспитательные программы как для школы в целом, так и для  каждого класса включены следующие направления работы:

- Гражданско-патриотическое воспитание,

- Интеллектуально-познавательная деятельность,

- Профориентационная деятельность,

- Трудовая деятельность,

- Художественно-эстетическая деятельность,

- Спортивно-оздоровительная деятельность,

- Деятельность органов детского самоуправления,

- Индивидуальная работа.

- Работа с родителями.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенными классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:

- создание ситуации успеха;

- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;

- привлечение ребенка к коллективной деятельности;

- помощь в реализации социальных потребностей;

- организацию профориентированной работы с учетом интересов учащихся.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет воспитать личность, а не подобие.

В основу деятельность классного руководителя, работающего с детьми с ОВЗ должны лечь следующие ключевые направления:

Во-первых,  регулирование взаимоотношений в классе, где дети с ОВЗ получают первые социальные навыки. При поддержке классного руководителя они обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых и т.д.

Во-вторых,  восполнение дефицита полноценного общения. За счет разнообразия организуемой в школе воспитательной деятельности (кружки, экскурсии, квесты, общешкольные мероприятия) классные руководители могут создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей. Кто как не классный руководитель знает, насколько талантлив его воспитанник: кто-то отлично поет, кто-то великолепно читает стихи, кто-то спортивнее остальных, кто-то превосходно рисует, лепит…. Каждый ребенок талантлив, способен, просто нужно помочь ребенку раскрыться!

В-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ОВЗ от негативного влияния некоторых взрослых, социума. Классный руководитель должен стать для ребенка с особыми потребностями настоящим другом, которому можно довериться, поделиться идеями, размышлениями. Ребенок должен быть уверен в том, что его выслушают, поймут, поддержат.

Безусловно, если при соответствующих условиях классного руководителя для детей с ОВЗ, инвалидов создается психологическая комфортная обстановка в классе и в школе, то они в союзе с другими субъектами образовательного взаимодействия чувствуют себя защищенными, необходимыми другим людям.

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как классный час, который выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание классного руководителя должно уделяться тому, чтобы учащиеся с ОВЗ учились слушать и уважительно относиться к высказываниям и суждениям, по мере возможности излагать собственные точки зрения.

Особого внимания в воспитательной работе с детьми с ОВЗ требует профориентациянная деятельность. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

В нашей школе вопросами профориентации занимаются следующие специалисты:

Заместители директора по УВР и ВР координирует профориентационную работу в школе и реализует следующие направления:

-  планирование работы педагогического коллектива по формированию

- готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся).

Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;

- проводит анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации обучающимся и родителям по социальным вопросам;

- изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учитель

- способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

Итогом профориентации должно быть профессиональное обучение, профессиональное образование. Одной из проблем получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ остается недостаточная информированность о возможностях получения ими профессионального (высшего и среднего) образования.

 

Организация профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ проходит через урочную (в основном на уроках технологии) и внеурочную деятельности.

Разделы в предмете «Технология» для каждого класса с указанием возможных профессий представлены на слайде.

Во внеурочной деятельности по организации профориентации основными методами являются работа с семьей.

1. Совместно с семьей изучаем интересы, склонности детей и способствуем их развитию через кружки, секции (анкетирования, тестирования).

2. Проводится диагностическая работа среди учащихся для определения их интересов, профессиональных склонностей и способностей. Потом с результатами данных исследований знакомим родителей, что помогает им более адекватно оценивать возможности своего ребенка

3. Проводим индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей

4. Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников по вопросу выбора профессий учащимися.

5. Информируем родителей о наличии центров помощи в профессиональном самоопределении подростков

6. Предоставляем справочные  материалы о доступных для  детей с ОВЗ профессиях и учебных заведениях.

7. Проводим классные часы на тему «Мир профессий»

Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.


Особенности воспитательной работы с детьми с

Особенности воспитательной работы с детьми с

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся

В нашей школе вопросами профориентации занимаются следующие специалисты:

В нашей школе вопросами профориентации занимаются следующие специалисты:

Организация профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с

Организация профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021