Доклад "Особые образовательные потребности и возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.6

Доклад "Особые образовательные потребности и возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.6
docx
28.07.2020
Доклад  "Особые образовательные потребности и возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на МО учителей нч классов ООП.docx

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска

 

 

 

 

Доклад

"Особые образовательные потребности и возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ".

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Горбатенкова Марина Викторовна

 

 

2018г.

          К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы  вне специальных условий воспитания и обучения.

         Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

      Здесь имеются ввиду возможности: когнитивные, энергетические и эмоционально-волевые.

·          Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.

·          Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность.

·          Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

 

           Особые образовательные потребности у детей с умственной отсталостью обусловлены закономерностями нарушенного развития:

·          трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми,

·          нарушениями развития личности;

·          меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;

·          меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;

·          недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);

·          недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);

·          замедленным темпом психического развития в целом;

·          повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.

 

С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.

 

В нашем образовательном учреждении -

         Прежде всего это обучение по адаптированным основным общеобразовательным программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Комплект  программ по учебным предметам для обучающихся с 1 дополнительного класса по первому варианту разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворе6ния особых  образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального  и культурного опыта.   

 

В нашей школе-интернате так же созданы специальные условия:

 

1.      медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;

2.      подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (  реализации этих условий способствует введение 1 дополнительного класса, в котором большое внимание отводится именно пропедевтике, подготовке к формированию базовых знаний для усвоения учебного материала)

3.      формирование у обучающихся  познавательной мотивации и положительного отношения к учению (1 дополнительный класс в этом является большим подспорьем. В этом классе мы имеем возможность большую часть учебного материала преподносить в игровой форме, использовать нетрадиционные методы,  применять большое количество наглядного материала. В результате дети с удовольствием идут на урок, понимают необходимость обучения, нет негативного отношения к школе),

4.      замедленный темп преподнесения новых знаний;

5.      меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что объем запоминаемой информации у детей снижен;

6.      использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);

7.      организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;(включение в урок ни менее 2 физминуток, наличие динамической паузы в 1 доп. и в 1 классах,  смена видов деятельности)

8.      контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала(т.е. постоянная обратная связь).

 

               Особые образовательные потребности детей с УО обусловлены особенностями психофизического развития.

 

·          В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела), замедляются темпы обучения. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются.( к примеру, в 1 дополнительном классе при обучении письму больше времени отводится для написания элементов букв. А конфигурация некоторых прописных  букв формируется в упрощенном варианте). Вместе с тем формируемые у воспитанников с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.

·          В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучение каждой составляющей происходит в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно.

·          Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.

·          Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

·          необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности.(т.е. мы их учим, как нужно учиться)

·          Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед, специалист ЛФК.

·          Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.

·          Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; соблюдать личную гигиену, навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении.

·          Усвоение морально-этических норм поведения, овладение навыками общения с другими людьми.

·          Трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации.

·          Создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в группе, ситуация успеха на занятиях или другой деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда воспитанников во избежание их переутомления.

 

 


 

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения

С учетом особых образовательных потребностей для детей с

С учетом особых образовательных потребностей для детей с

В этом классе мы имеем возможность большую часть учебного материала преподносить в игровой форме, использовать нетрадиционные методы, применять большое количество наглядного материала

В этом классе мы имеем возможность большую часть учебного материала преподносить в игровой форме, использовать нетрадиционные методы, применять большое количество наглядного материала

Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются

Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации : умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; соблюдать личную…

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации : умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; соблюдать личную…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020