Доклад по краеведению

  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад по краеведению..docx

 

 

«Краеведческая работа Семёно – Камышенской библиотеки: Как достичь успеха. Использование наработанного материала в написании статей»

 Работа библиотекаря Семёно – Камышенского отдела №15 МБУК Чертковского района МЦБ  Губенко У.С.

 

Уважаемые коллеги!  Работа по краеведению, является, по моему мнению – одним из ведущих и актуальных направлений работы наших сельских библиотек. Наши предки говорили: «каждое дерево сильно своими корнями, отруби их, и оно погибнет», так народ и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание. Знать и уважать прошлое, помнить о нём, сохранять и приумножать накопленный материал, что может быть главнее и интереснее?  Ещё академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал краеведение массовым видом науки, научно – популяризаторской деятельностью и призывал работников библиотек заниматься данной деятельностью.  В советские годы работа по краеведению в библиотеках практически не велась. И не очень поощрялась властями. А ведь до революции именно библиотеки были источниками краеведческих материалов и его хранителями. В библиотеках были сформированы «народные архивы» которые включали в себя документы, фотографии, мемуары, дневники, письма из личных собраний.  Многие из этих документов были безвозвратно утеряны в период   последующих  исторических событий. И только   с наступлением социально – политических  перемен в стране появилось стремление  у населения и в том числе у библиотекарей узнать свою подлинную историю, заглянуть в страницы тайного и неизведанного. И наиболее активно можно эту работу вести на селе, где разыскать необходимые сведения проще.  Когда я, более 30 лет назад пришла работать в библиотеку, в ней не было ни одного материала  по истории слободы. Сейчас насчитывается 5 папок с документами, статьями, фотографиями и большое количество тетрадей. А сколько ещё пометок о том, что надо найти и какие факты выяснить, просто не сосчитать. Работа по сбору и систематизации материала ведётся мною уже на протяжении более 20 лет. Основные направления в работе: Изучение истории своей слободы, истории возникновения библиотеки, школы и прочих социально значимых мест, и изучение родословной  своей семьи со стороны отца, так и представителей местного населения интересующихся данным вопросом. На  практике эти направления тесно переплетаются друг с другом. И соединяются в « одну цепочку». Ясно, что в ходе социальных и природных катаклизмов многие документы  были безвозвратно утрачены и работы по её поиску были весьма затруднительны. Первоначальный материал я получила, работая в архивах  районной администрации и администрации Семёно – Камышенского сельского совета. Изучать пришлось большое количество похозяйственных книг 1920-1935 годов и даже бухгалтерские ведомости ( именно по ним мне удалось уточнить фамилии жителей которые работали в сельской школе, клубе, библиотеке, медпункте). По похозяйственнным книгам я сделала статистику итогов страшных периодов голода 1932-1933 годов в истории нашей слободы, а также список фамилий жителей, которые существовали в тот период, многие из фамилий бесследно исчезли. Собрала цифры по количеству дворов и населения в те годы. К большому моему сожалению я до сих пор не могу найти материалов по истории церкви, которая была в нашей слободе. Для этого надо ехать в архив епархии г. Новочеркасска. А это и время и деньги. Но всё равно я продвину в ближайшее время эту работу. Работа по сбору краеведческого материала заняла очень много времени, но она того стоила. Здесь же в архиве сельсовета я нашла несколько очень значимых документов о памятниках, фото и письма, подтверждающие  некоторые события. Но самую большую роль  в установлении исторических фактов и событий  конечно же сыграла так называемая «устная история», я встречалась с очевидцами, старожилами и записывала их рассказы в тетради ( магнитофона у меня не было и это очень усложняло работу). Многие делились со мной старыми фотографиями, письмами, документами. Но в основном это были рассказы. Когда в уютной домашней обстановке, когда на улице по пути, как приходилось. Большой объём материала я получила от старожилов слободы Колесниковой Екатерины Евлампиевны, Овчарова Алексея Романовича, Власова Ивана Стефановича, Курилех Марии Евлампиевны, Овчаровой Меланьи Васильевны, Губенко Клавдии Ефимовны, Колесниковой Антонины Абрамовны и многих других ( к сожалению уже все они ушли из жизни). В настоящее время в работе мне помогает  местный житель Шевцов Иван Иванович и довольно таки молодой читатель Своеволин  Дмитрий,  которым интересна история слободы и её дальнейшая судьба. Затем весь материал надо было обработать и систематизировать, всё это делалось вручную на обыкновенных листах или в тетрадях. Только потом появились папки, в которых я по темам поместила всю информацию, и многие статьи уже обработала на компьютере. « История слободы – история страны», « Слобода Семёно – Камышенская в годы Великой Отечественной войны», « История моей семьи»,  « История слободы в лицах» « Ветераны Великой Отечественной войны», « Красота Земли Семёно – Камышенской» и некоторые другие. Не все ещё оформлены, работы ещё впереди много. Некоторые материалы я публиковала в местной газете, делилась ими  с редакцией.  Много информации я предоставляю и Администрации нашего Кутейниковского сельского поселения. Они постоянно обращаются ко мне за помощью, советом и пр. Оказываю помощь и местной школе, которая к большому моему сожалению мало интересуется этим направлением. Провожу с учащимися различные мероприятия данной тематики и стараюсь их вовлечь в этот процесс. Мероприятия вызывают большой эмоциональный отклик у детей. Надолго остаются в их  памяти, воспитывают у детей самые лучшие качества: доброту, милосердие, отзывчивость и знание местных традиций и обрядов.

Весь накопленный материал по краеведению я использую для написания сценариев проводимых мероприятий,  но в основном для статей  местной прессы и работ на конкурсы краеведческой тематики, в которых я стала участвовать не так давно. Для  осуществления задуманного, в первую очередь надо правильно выбрать тему – и это значит уже наполовину обеспечить успешное её выполнение.  Второе -  поработать  с имеющимся материалом, правильно всё оформить по хронологии и событиям, что – то добавить от своего имени ( можно немного и пофантазировать), но ни в коем случае не искажать доподлинно известные факты, даты и цифры! Но, конечно же ,иметь навыки литературного творчества. Без этого никак нельзя. У меня они появились практически недавно, до этого был в основном «сухой» текст. Свою работу на областной конкурс «365 дней с книгой» я написала буквально за 3 дня. Вдохновение и материал были. И результат был налицо. Конечно не первое место, но я вообще не претендовала ни на какое, просто хотела рассказать  о проблеме, которая волновала меня много лет. А другие статьи пишутся неделями, хотя и есть основа, а не получается. Так что краеведческая работа и написание на её основе статей уважаемые коллеги очень кропотливый и требующий огромного терпения и усидчивости труд. Но он нужен и нам для нашей работы и в первую очередь нашим благодарным читателям. Их оценка, отзывы – главный итог работы по краеведению. И своё выступление я хочу закончить на небольшой лирической ноте: 

За селом, там, где топчется стадо и дурманят чабрец и шалфей,- старых лип аромат и прохлада, нежный шёпот степных ковылей…..

 Это всё  о моей малой  Родине слободе Семёно – Камышенская, месте, где я пусть и не родилась, но где прошло моё детство, где я живу и работаю. И наверное кому то нравятся большие города, высокие горы и бескрайние моря и океаны. А я ни на что не променяю степную ширь, вековые вербы, густые заросли боярышника и терновника, речку поросшую камышом. Я люблю тебя моя слобода!


 

Посмотрите также