Игровые технологии как элемент сотрудничества на уроках математики.
Важнейшей задачей современной школы является воспитание социально-активной, самостоятельной, творческой личности. В связи с этим становится актуальной проблема формирования у обучающихся универсальных социально-личностных и коммуникативных компетенций, обеспечивающих оперативное решение различных проблем в жизни и будущей профессии. Важным средством формирования у учащихся таких компетенций выступает обучение в сотрудничестве.
Любой из способов сотрудничества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников.
Рассмотрим подробнее игровую технологию, как элемент сотрудничества на уроках математики.
Применение игровых технологий на уроках естественнонаучного цикла способствует доступности и прочности усвоения учебного материала и часто разрушает психологические барьеры обучающихся.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Я ставлю дидактическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность я ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.
На отдельных этапах урока, в зависимости от дидактической цели, это может быть для проверки умения, для закрепления умения, провожу следующие игры. ВЫ видите их на слайде.
1. «Испорченый телефон» по теме «Координатная плоскость» для проверки умения отмечать точки на координатной прямой или по теме «Координатная прямая» на этапе закрепления умения отмечать точки и определять координаты. Одни обучающиеся отмечают указанные точки по заданным координатам, а другие записывают координаты отмеченных точек.
· «Измерение углов≫ в 5-м классе. Сначала обучающиеся должны построить углы по заданной градусной мере, а затем найти градусные меры построенных углов.
· ≪Формулы сокращённого умножения≫ в курсе алгебры 7-го класса. Разложить на множители — представить в виде многочлена.
· ≪Прогрессии≫, алгебра, 9-й класс. Прогрессия задана перечислением своих членов — найти первый член и разность (знаменатель), затем по известному первому члену и разности (знаменателю) выписать второй, третий и т. д. члены прогрессии.
· ≪Правила дифференцирования и интегрирования≫, алгебра и начала анализа, 11-й класс. Задания: найти производную функции — найти первообразную полученной функции (восстановить функцию по производной)
2. Игра «Математическая эстафета» похожа на «Испорченый телефон». Например по теме «Действия с дробями». каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.
3. «Математическое домино» по теме «Формулы».
4. «Экстренная инвентаризация» по теме «Многогранники». На столе сложены и накрыты салфеткой модели плоских (для 7–9 класса) или объёмных (для 10–11 класса) геометрических фигур. Всего 12–15 моделей. Двум обучающимся из каждой команды предлагается осмотреть набор моделей, осмотр продолжается не более 40–60 секунд. Играющие должны в течение 2–4 минут записать на доске название фигур и выполнить от руки их изображения. Выигрывает тот, кто запишет или зарисует больше фигур, а также даст их определения и перечислит свойства. В игре могут участвовать до 6 обучающихся от каждой команды. Продолжительность не более 10 минут. Такую игру можно с успехом проводить после изучения многих тем в различных классах.
5. «Индивидуальное лото» для устного счета. Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета. В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шрифт.
Урок обобщения и систематизации знаний – игра «Лото». Для совершенствования вычислительных навыков можно применять в любом классе. Для проверки теоретических знаний по геометрии. В игре может участвовать до пяти команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера вопросов. Ведущий игры достаёт из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой на карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда закрывает соответствующий номер в карточке. Если команда дала неверный ответ, то номер остаётся открытым и право ответа передаётся другой команде, которая за правильный ответ получает жетон. Им можно закрыть номер на своей карточке. Побеждает команда, закрывшая первой все номера на карточке. Игра может продолжаться 7–10 минут (устные упражнения) или 20–25 минут (для проверки знаний и умений по какой-либо теме курса).
Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Введение интерактивных игровых приемов, использование элементов сотрудничества обеспечивают обучения интересным и занимательным, создает бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная математическая задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному материалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.