МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКА
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
Худжандский государственный университет
Имени академика Б. Гафурова
Факультет филологии
|
На тему: Анализ повеста Распутина «Последний срок».
Выполнил: Абдусаломи А
Приняла: Нуждина С. А.
Худжанд-2017.
Содержание
Введение
Глава 1. Биография Валентина Григорьевича Распутина.
Глава 2. Творчество Валентина Григорьевича Распутина.
Глава 3. Анализ повеста Распутина «последний срок».
Выводы
Использованная литература
“Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»
В.Г. Распутин
Глава 1. Биография Валентина Григорьевича Распутина.
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя — Светлана Ивановна Распутина.
13 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения).
16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур.
19 марта 2015 года прошли похороны писателя в Знаменском монастыре в Иркутске.
Глава 2. Творчество Валентина Григорьевича Распутина.
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.
С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.
Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок»
• Творчество В. Г. Распутина
• рассказ “Василий и Василиса”(1966)
• рассказ «Встреча» (1965)
• книга рассказов “Человек с этого света” (1967)
• повесть «Деньги для Марии» (1967)
• рассказ «Уроки французского» (1973)
• повесть «Живи и помни» (1974)
• повесть «Прощание с Матерой» (1976) и другие
• всемирно известная повесть «Последний срок» (1970)
• рассказ «Наташа» (1981)
• рассказ «Что передать вороне» (1981)
• рассказ «Век живи — век люби» (1981)
• повесть «Пожар» (1985)
книга «Дочь Ивана, мать Ивана» (2004)
Общественная и публицистическая деятельность:
• рассказ «В ту же землю» (1995)
• очерк «Вниз по Лене-реке» (1995)
• альбом очерков «Сибирь, Сибирь...» (2006).
Тематика творчества В.Г. Распутина
• Тема материнской любви и связи поколений («Последний срок»)
• Тема природы (проблемы экологии - «Прощание с Матерой»)
Тема войны («Живи и помни»)
Глава 3. Анализ повеста Распутина «последний срок».
Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят. Она долго пересиливала себя и держалась на ногах, но три года назад, оставшись совсем без силенок, сдалась и слегла. Летом ей будто легчало, и она выползала во двор, грелась на солнышке, а то и переходила с роздыхом через улицу к старухе Миронихе, но к осени, перед снегом, последняя мочь оставляла ее, и она по утрам не в состоянии была даже вынести за собой горшок, доставшийся ей от внучки Нинки. А после того как старуха два или три раза подряд завалилась у крыльца, ей и вовсе приказали не подниматься, и вся ее жизнь осталась в том, чтобы сесть, посидеть, опустив на пол ноги, а потом опять лечь и лежать.
За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Но пятеро сохранились: три дочери и два сына. Одна дочь жила в районе, другая в городе, а третья и совсем далеко – в Киеве. Старший сын с севера, где он оставался после армии, тоже перебрался в город, а у младшего, у Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха и доживала свой век, стараясь не досаждать его семье своей старостью.
В этот раз все шло к тому, что старухе не перезимовать. Уже с лета, как только оно пошло на убыль, старуха стала обмирать, и только уколы фельдшерицы, за которой бегала Нинка, доставали ее с того света. Приходя в себя, она тоненько, не своим голосом, стонала, из глаз ее выдавливались слезы, и она причитала:
– Сколь раз я вам говорила: не трогайте меня, дайте мне самой на спокой уйти. Я бы тепери где-е была, если бы не ваша фельдшерица. – И учила Нинку: – Ты не бегай боле за ей, не бегай. Скажет тебе мамка бежать, а ты спрячься в баню, подожди, а потом скажи: нету ее дома. Я тебе за это конфетку дам – сладкую такую.
В начале сентября на старуху навалилась другая напасть: ее стал одолевать сон. Она уже не пила, не ела, а только спала. Тронут ее – откроет глаза, глянет мутно, ничего не видя перед собой, и опять заснет. А трогали ее часто – чтобы знать: жива, не жива. Высохла и ближе к концу вся пожелтела – покойник покойником, только что дыхание не вышло.
Когда окончательно стало ясно, что старуха не сегодня-завтра отойдет, Михаил пошел на почту и отбил брату и сестрам телеграммы – чтобы приезжали. Потом растолкал старуху, предупредил:
Первой, уже на другое утро, приехала старшая старухина дочь Варвара. Ей добираться из района было недалеко, всего-то пятьдесят километров, и для этого ей хватило попутной машины.
Варвара открыла ворота, никого не увидела во дворе и сразу, как включила себя, заголосила:
Глаза у старухи еще покачались-покачались, словно чашечки весов, и остановились, сомкнулись. Варвара поднялась и отошла плакать к столу – где удобнее. Она рыдала долго, пристукивая головой о стол, зашлась в слезах и уже никак не могла остановиться. Возле нее ходила пятилетняя Нинка, пригибалась, чтобы заглянуть, почему Варварины слезы не бегут на пол; Нинку прогоняли, но она, хитря, снова прокрадывалась и лезла к столу.
Вечером, на счастливо подгадавшей «Ракете», которая ходит только два раза в неделю, приехали городские – Илья и Люся. Михаил встретил их на пристани и повел в дом, где все они родились и выросли. Шли молча: Люся и Илья по узкому и шаткому деревянному тротуарчику, Михаил рядом, по комкам засохшей грязи. Деревенские здоровались с Люсей и Ильей, но не задерживали разговорами, проходили и с интересом оглядывались. Из окон на приехавших таращились старухи и ребятишки, старухи крестились. Варвара при виде брата и сестры не утерпела:
– Матушка-то наша… Матушка-а-а!
– Погоди ты, – опять остановил ее Михаил. – Успеешь.
Сошлись все у старухиной кровати – и Надя, Михайлова жена, тут же, и Нинка. Старуха лежала недвижимо и стыло – то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти. Варвара ахнула:
– Не жива.
На нее никто не цыкнул, все испуганно зашевелились. Люся торопливо поднесла ладонь к открытому рту старухи и не почувствовала дыхания.
Стали укладываться. Изба была большая, но по-деревенски перегорожен всего на две половины: в одной лежала старуха, в другой спала Михайлова семья. Надя себе и Михаилу постелила на полу, а свою кровать отдала Люсе. Для Варвары нашлась раскладушка, которую поставили на старухиной половине, чтобы Варвара присматривала за матерью. Там же собирались положить на пол Илью, но он захотел спать в бане, баня у Михаила была чистая, без сажи и прелого духа и стояла в ограде. Илье дали доху и фуфайки под низ, а наверх ватное одеяло, и он ушел, наказав, чтобы в случае чего будили.
Старуха была все так же: жива и не жива. Все умерло в ней, и только сердце, разогнавшись за долгую жизнь, продолжало шевелиться. Но видно было: совсем-совсем мало осталось ему держаться. Может, только до утра.
В свой черед засветилось утро, стало проясняться, но еще до солнца с реки нанесло такого густого и непроглядного тумана, что все в нем утонуло, потерялось. Утробно кричали по деревне коровы, горланили петухи, коротко и приглушенно, будто рыба плещет в воде, доносились людские звуки – все в белой, моросящей зге, в которой только себя и видать. Светало теперь и без того поздно, а тут еще этот туман украл утро, заставил тыкаться наугад.
Первой в старухиной избе поднялась Надя. До недавней поры ее постоянно будила, услыхав корову, свекровь, и Надя, если она даже не спала, все равно начинала утро только после того, как ее позовет из своей кровати старуха. Вот и сейчас она встала не сразу, а по привычке подождала старухиного голоса, хоть и знала, что его не будет. Его и не было, зато, надсаживаясь, кричала недоёная корова, и Наде пришлось подняться. Все время помня о старухе и боясь узнать, умерла она или не умерла, Надя неслышно оделась и крадучись вышла из избы, в сенях сняла с гвоздя подойник.
Следом за ней тут же поднялась привыкшая рано вставать Варвара. Она увидела, что Нади нет, а все остальные спят, и кряду раз пять громко и тяжело вздохнула, оканчивая вздохи протяжным стоном, чтобы разбудить Михаила, который спал на полу. Но он даже не пошевелился. Тогда Варвара вздохнула для себя и сама не заметила, что вздохнула; ей стало страшновато в доме, где всех живых будто заговорили сном. Стараясь кому-то не выдать себя, она тихонько, с опаской, прошла ко второй половине, где лежала старуха, и в дверях остановилась. Дверей, которые можно открывать и закрывать, в избе, кроме входных, не было, а был только дверной проем – в нем Варвара и встала, боязливо заглядывая в полутемную комнату. Старухиного лица она не увидела, оно было загорожено спинкой кровати, но что-то – живое или уж мертвое – находилось под одеялом, а пройти вперед, поглядеть Варвара не осмелилась и подалась обратно, думая, что сначала надо сходить на двор, чтобы не бегать после, когда будет не до того.
С улицы Варвара и Надя воротились вместе; Надя принялась в кухне процеживать через марлю молоко, Варвара топталась тут же. На столе по-прежнему стояла машинка, оставшаяся после Люси, и Надя шепотом спросила:
– Сшила она вчера, нет?
– Сшила, – также шепотом ответила Варвара. – По мелочи только кой-чего не успела. – И не выдержала больше, взмолилась: – Пойдем, разбудим ее. Прямо не могу.
– Сейчас. Молоко вынесу.
Как привязанная, Варвара пошла за Надей в сени, потом еще раз, потому что одна банка осталась, а Варваре прихватить ее было не в ум, так и моталась туда-обратно ни с чем. Наконец, Надя освободилась, вытерла о тряпку руки и первая зашла на старухину половину.
Люся спала, и было видно, что она спит, про старуху сказать это никто бы не взялся. Надя взглянула на свекровь и скорей отвела глаза, а Варвара и посмотреть испугалась, стала теребить Люсю. Люся проснулась сразу и сразу вскочила, раскладушка от ее толчка отъехала в сторону.
– Что? – спрашивала Люся. – Что? Варвара приготовилась плакать:
– Не знаю. Сама не знаю. Ты погляди.
Приходя в себя, Люся пригладила руками волосы, надела халат, лежавший рядом на табуретке, и подошла к матери. Уже научившись распознавать жизнь, она подняла старухину руку и тут же уронила ее, отшатнулась: старуха вдруг тонко и жалобно простонала и опять застыла. Варвара запричитала:
– Матушка ты моя, матушка-а! Да открой же ты свои глазыньки-и!
Прибежал в кальсонах Михаил, спросонья не понял.
– Отмаялась? Ох, мать, мать… Надо телеграмму Володьке отбить.
– Ты что?! – остановила его Надя. – Ты почему такой-то?
Люся, нащупав у матери пульс, облегченно сказала:
– Жива.
– Живая?! – Михаил повернулся к Варваре, вскипел: – Какую холеру ты тогда здесь воешь, как при покойнике? Иди на улицу – Нинку еще разбудишь! Завела свою гармонь.
– Тише! – потребовала Люся. – Идите отсюда все.
Сама она еще до еды, пока Надя жарила картошку, села заметывать на новом платье петли и пришивать пуговицы, которые тоже привезла с собой из города.
Варвара со слезами пошла в баню, растолкала Илью:
– Живая наша матушка, живая. Он заворчал:
– Живая – так зачем будишь?
– Сказать тебе хотела, обрадовать.
– Выспался, тогда и сказала бы. А то в рань такую.
– Да уж не рано. Это туман.
Туман держался долго, до одиннадцатого часа, пока не нашлась какая-то сила, которая подняла его вверх. Сразу ударило солнце, еще ядреное, яркое с лета, и вся местность повеселела, радостно натянулась. Пошел сентябрь, но осенью еще и не пахло, даже картофельная ботва в огородах была зеленой, а в лесу только кое-где виднелись коричневые подпалины, будто прихватило солнцем в жаркий день.
В последние годы лето и осень как бы поменялись местами: в июне, в июле льют дожди, а потом до самого Покрова стоит красное вёдро, которое и хорошо, что вёдро, да плохо, что не в свое время. Вот и гадай теперь бабы, когда копать картошку: по старым срокам оно вроде бы и пора, и охота, пока стоит погода, дать картошке как следует налиться – какой там летом был налив, когда она, как рыба, плавала в воде. Если подождать, вдруг опять зарядит ненастье – попробуй ее потом из грязи выколупывать. И хочется, и колется, никто не знает, где найдешь, где потеряешь. Так же и с сенокосом: один свалил траву по старинке и сгноил ее всю под дождем, другой пропьянствовал, не вышел, как собирался, и выгадал. Погода и та стала путаться, как выжившая из ума старуха, забывать, что за чем идет. Люди говорят, что это от морей, которых понаделали чуть не на каждой реке.
Надя изжарила свежую, только что подкопанную картошку и к ней в глубокой чашке поставила соленые рыжики, при виде которых Люся ахнула:
– Рыжики! Самые настоящие рыжики! Я уж забыла, что они еще на свете есть – сто лет не ела. Даже не верится.
– Рыжики – это ага, – причмокнул Илья. – Это вам не что-нибудь. Вот если бы к рыжикам да еще что-нибудь – это ага!
– Чего ж ты их вчера-то не поставила? – упрекнул Михаил Надю. – К выпивке оно в самый раз бы было. А так это только переводить их.
Надя, покрасневшая, обрадованная тем, что угодила гостям, объясняла:
– Я вчера и хотела достать, да думаю, не усолели, я ведь их недавно совсем и поставила. А утром полезла, стала пробовать – вроде ничего. Думаю, дай достану, может, кому в охотку придутся. Кушайте, если нравятся.
– Там еще-то у тебя остались?
– Немножко есть. Собирать-то никак и некому. Люди таскают, каждый день вижу, а у меня все руки не доходят, то одно, то другое. В это лето всего два раза и сбегала и то, где поближе.
– У нас Татьяна раньше любила рыжики собирать, – вспомнила Люся. – Все места знала. Я с ней как-то пошла, она еще совсем девчонкой была, а не успела я оглянуться, у нее уже полное ведро. Спрашиваю: «Ты где их взяла?» – «Здесь». – «Почему они тебе попадаются, а мне нет?» – «Не знаю». Я говорю: «Ты их, наверное, заранее нарвала и где-нибудь спрятала, чтобы мне доказать». Она обиделась, ушла от меня, Так, поодиночке, и домой вернулись, она с полным ведром, а у меня только-только дно прикрыло.
– А она до конца никогда не выбирала, – объяснил Михаил. – Если маленький – оставит, а на другой день придет, он уже подрос. Все помнила. Она и меня с собой таскала. Мне что: скорей бы нарвать, что попадет, да домой. А она увидит, если я маленький сорвал, – ну на меня! Один раз разодрались в лесу. Я сам-то больше любил подосиновики собирать – быстрей, они все больше гнездами растут.
– Лучше всех у нас Илья грибы собирал, – засмеялась Люся. – Набьет в ведро травы, а сверху положит несколько грибов, будто ведро полное.
– Было, ага, – с удовольствием признался Илья.
– А помните, как мама всех нас отправляла рвать дикий лук за Верхнюю речку? Там какое-то болото было, а лук рос на кочках. Все вымокнем, вымажемся, пока нарвем, – даже смотреть смешно. Мешки сложим на сухом месте и прыгаем с кочки на кочку. И еще соревновались, кто больше нарвет, даже воровали друг у друга. А за чесноком плавали на остров, там же, напротив Верхней речки…
– На Еловик, – подсказал Михаил.
– На Еловик, да. Там еще косили для колхоза, вся деревня туда переезжала во время сенокоса. Помню, как я гребла: жарко, пауки жалят, сено лезет в волосы, под одежду…
– Пауты, поди, а не пауки, – буркнула Варвара. – Пауки паутину по углам плетут, а не жалят.
Смысл повести «Последний срок»
Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.
Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.
Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.
Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.
Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.
Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.
Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.
Анализ замысла «Последний срок» - смысл названия
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.
Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли...
Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.
И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.
На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.
Выводы:
Творчество Распутина - отображение ценностей современного человека. Валентин Распутин является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы.
Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.
Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.
Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.
Использованная литература.
1. Распутин В. Г. Собрание сочинений : в 4 т. / В. Г. Распутин. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. – Т. 2 : Последний срок : повесть, рассказы. – 439 с.
2. Распутин В. Г. Собрание сочинений : в 4 т. / В. Г. Распутин. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. – Т. 3 : Живи и помни : повесть, рассказы. – 437 с.
3. Распутин В. Г. Собрание сочинений : в 4 т. / В. Г. Распутин. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. – Т. 4 : В ту же землю : повесть, рассказы / худ. С. Элоян. – 438 с.
4. Распутин В. Г. Избранные произведения : в 2 т. / В. Г. Распутин. – М. : Современник, 1997. – Т. 1 : Последний срок. Прощание с Матёрой. Пожар / В. Г. Распутин ; худ. Ю. К. Бажанов. – Братск : Братсккомпдексхолдинг, 1997. – 367 с.
5. Распутин В. Г. Избранные произведения : в 2 т. / В. Г. Распутин. – М. : Современник, 1997 – Т. 2 : Живи и помни. Рассказы. – Братск : Братсккоплексхолдинг, 1997. – 478 с.
6. Распутин В. Г. Век живи – век люби : рассказы, очерки, повесть / В. Г. Распутин ; авт. предисл. С. П. Залыгин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1988. – 382[2] с.
7. Распутин В. Г. Повести и рассказы / В. Г. Распутин. – М. : Современник, 1984. – 736 с. – (Сельская библиотека Нечерноземья).
8. Распутин В. Г. Последний срок : сб. повестей / В. Г. Распутин ; худ. М. Н. Лисогорский. – М. : Мол. гвардия, 2004. – 598 с. – (Проза века).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.