Духовность как культурное единение традиций
и новаций на уроках русского языка, литературы, внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается ,прежде всего, в слове. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Как сохранить в детях общечеловеческие ценности? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках.
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. Моя цель как учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы. Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения русскому языку, литературе, литературному краеведению с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. В рамках реализации данной идеи мною решаются следующие задачи:
· реализация потенциала личности ребенка, сформированности у учащихся определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
· формирование позитивного правосознания школьников;
· развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности;
· развитие познавательной активности школьников.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы».
Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.
Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа.
Такими произведениями являются святочные рассказы “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова,Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Признаки святочного рассказа:
1)эмоциональная атмосфера произведения - любовь, милосердие, сострадание;
2) приуроченность действий к рождественским праздникам;
3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова.
4) счастливая развязка.
Писатели зовут верить в Спасителя, будят в читателях человеколюбие и просят не забывать о детях (о главном нашем народе), об их страданиях.
А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
На примере классических произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.
Осознавая значимость работы по формированию чувства уважения к Родине, родному краю, его истории и традициям для подрастающего поколения, стараюсь направлять деятельность своих учеников именно в этом направлении. Как учитель и классный руководитель принимаю активное участие в реализации школьной воспитательной программы, которая включает в себя подпрограмму по гражданско-патриотическому воспитанию “Я гражданин России”.
Формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма способствует курс литературного краеведения, который реализуется мною через уроки, факультативные занятия, внеклассную работу. Важнейшими особенностями школьного литературного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Краеведческая работа способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт писал: “Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие”.
Благодаря литературному краеведению мои ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Применяю и различные внеурочные формы, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся: факультативные занятия, семинары, конференции, консультации, экскурсии, конкурсы школьного, городского, областного уровня, тематические декады по русскому языку и литературе.
Ежегодно мои ученики участвуют в различных конкурсах краеведческой и литературной направленности: «Рукописная книга», «Капитанская дочка», «О войне 1812 года», «К 25-летию вывода советских войск из Афганистана», «Слова Победы», «День Победы» и др. В наше время востребован новый человек – исследователь проблем, а не простого исполнитель, поэтому главным успехом своей работы считаю увеличение числа учащихся, вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность по литературному краеведению.
Воспитание духовности обучающихся было бы неполным, если бы ограничивалось воздействием выше перечисленных аспектов. Духовность развивается, прежде всего, в общении, объединённом общими целями, таковым является ЛО «Каруселька», созданное в 2004 году. Занятия, проходящие посредством творческого общения во время репетиций праздников, различных постановок, сценок, новогодних сказок и др. вылились в результат творческого успеха в театрализованной постановке повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…». На этом останавливаться мы не собираемся.
Заключение.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих писателей нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие деятели, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.