Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области « Коррекционная Школа-интернат»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«Особенности коррекционной работы воспитателя с детьми с ОВЗ»
Выполнила: Каракчеева
А.В., воспитатель
Г.Куйбышев 2022 г.
Слайд 1.
Особенности коррекционной работы воспитателя с детьми с ОВЗ.
Слайд 2. Эпиграф.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности». В. П. Кащенко
Слайд 3. Для
работы с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать общие принципы и правила
коррекционной работы: 1.
Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение
материала небольшими дозами, использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Слайд 4. Любая деятельность подразумевает наличие цели и задач её осуществления. Перечислим основные Задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ: 1. Обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. 2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; 3. Создание благоприятного социально-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
Слайд 5-6. С 1 сентября 2016 года вступили в силу стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью. Важной и неотъемлемой частью процесса образования детей школьного возраста рассматривается внеурочная деятельность, которой новый Стандарт отводит особую роль.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я».
Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Работая воспитателем в коррекционной школе, я прививаю воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга;
чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми;
провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Слайд 7. Для осуществления обучающей и воспитательной работы все время в школе-интернате четко спланировано, предусматриваем все необходимое: уроки, питание, прогулки, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится в течении дня.
Слайд 8-9. В коррекционной школе самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время. Задачами самоподготовки в школе являются: всесторонне развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности; 1.Воспитывать добросовестное отношение к учебе; 2.Воспитывать сознательную дисциплину; 3.Совершенствовать правовое обучение и воспитание; 4.Формировать разносторонние интересы воспитанников; 5.Подготавливать к успешной учебе. Педагог-воспитатель при подготовке к выполнению заданий, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребенка с ограниченными возможностями. Я контролирую своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении. Четко и целенаправленно планирую самоподготовку с учетом ежедневной индивидуальной работы с детьми. Провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию. Приведу примеры методов работы с учениками.
Методы обучения: -
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебной литературой)
- практические (упражнения, игры, создание проблемных ситуаций).
Методы воспитания: -положительный пример; - убеждение; - приучение; - поощрение; -наказание; - внушение; - упражнение.
Слайд 10. Необходимо так же помнить о логическом построение занятия –самоподготовки. Многолетняя практика работы с детьми создала определённую структуру проведения самоподготовки. Структура самоподготовки: 1 . организационный момент 2 . выполнение домашнего задания 3. физминутка 4. проверка тетрадей 5. подведение итогов.
Слайд 11. Правильно организованная Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение этих функций поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости воспитанников. Во время самоподготовки я провожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, речевая гимнастика. Все это является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, утомляемость. Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
Слайд 12-13.
Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, для этого в вечернее время проводятся мероприятия. На которых мы проигрываем конфликтные ситуации, формируем навыки правильного поведения и их закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.
Слайд14-15. Одним из важных направлений воспитательной работы с целью физического совершенствования воспитанников является укрепление их здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Этому направлению я отвожу достаточно большое внимание и реализую его на таких режимных моментах, как утренний и вечерний туалеты, утренняя зарядка, самоподготовка, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры. Провожу беседы "О здоровье" по профилактике различных заболеваний.
Слайд 16 - 17. Для полноценного формирования личности воспитанника необходимо уделять внимание его духовно-нравственному развитию. В процессе работы уделяю особое внимание воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим.
Стараюсь научить детей общаться, высказывать самостоятельное мнение, анализировать свои поступки и поступки окружающих.
Провожу занятия направленные на социализацию учащихся, где ведущая роль принадлежит активным профилактическим формам деятельности. Используются педагогические ситуации, когда ребята осмысливают нравственные понятия, учатся отстаивать свою честь и достоинство, уважая при этом личность другого человека. Своих воспитанников учу культурным традициям – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы все живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Учащиеся осваивают приемы нравственного поведения.
Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на мероприятиях, Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.
Слайд 18 -19. Все мы живём в природе, и от её состояния зависит наше будущее. По этой причине уделяю в своей работе много внимания экологическому воспитанию детей. Прививаю им любовь к природе. На специально организованных занятиях знакомлю с экологическими проблемами и их решениями. Формирую у детей навыки правильного поведения в природе.
Слайд 20. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Большинство педагогов нашей школы, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно - прикладным творчеством. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладным творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.
Слайд 21. Школа-интернат готовит учащихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.
Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива.
Слайд 22. Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Педагог - это призвание, талант, который дан свыше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.