Тема: «Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада: «Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога». Но для начала определим в чем же заключается актуальность и практическая значимость данного вопроса.
Современный период развития школьного образования характеризуется активным и всесторонним внедрением в него информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют существенно изменить содержание, методы и формы обучения.
В Федеральныхгосударственных образовательных стандартах начального, основного и среднего (полного) общего образования сформулированы требования к обязательному использованию информационной образовательной среды (ИОС) в целостном образовательном процессе и к ИКТ-компетентностям педагогов как к компоненту профессиональной педагогической компетентности. При этом реализация ФГОС предполагает организацию информационного педагогического (сетевого) взаимодействия между субъектами (учителями, учащимися, администрацией образовательного учреждения, родителями и другими заинтересованными лицами) целостного образовательного процесса, а также между образовательными учреждениями и органами управления образования, что определяет необходимость владения педагогами технологиями сетевого педагогического взаимодействия.
Педагогом может быть создан собственный педагогический сайт. В данном случае учитель является единственным непосредственным участником, размещающим свои авторские разработки и иную образовательную информацию с целью распространения собственного педагогического опыта.
Но наиболее распространенным способом в наше время является создание персонального сайта в рамках профессионального педагогического сообщества т.е. на специальных образовательных порталах, сайтах и даже в социальных сетях. Рассмотрим более подробно второй случай поскольку он обладает рядом преимуществ.
Что представляет собой сетевое педагогическое сообщество?
Разные авторы по-разному подходят к определению данного понятия:
-сетевое сообщество – формальная или неформальная группа профессионалов, объединившихся для совместной деятельности, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование образовательного процесса;
-сетевое педагогическое сообщество – группа педагогов, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.
Наиболее полным определением «сетевого педагогического сообщества», на мой взгляд, является следующее:
«сетевое педагогическое сообщество» - добровольное объединение педагогов, деятельность которых направлена на внедрение нового содержания и технологий общего образования в конкретных предметных областях, а также на эффективное сопровождение реализации профессионального стандарта педагога. Инновационная деятельность сетевых методических объединений решает не только задачи внедрения современных образовательных технологий, но и неформального повышения квалификации работников образования.
Считаю важным отметитьследующие принципы работы профессиональных сетевых сообществ:
-взаимосвязь научных теоретических положений и практики;
-инновационный характер деятельности;
-наличие системы поддержки молодых педагогов;
-добровольность участия в работе сообщества;
-нацеленность участников сообщества на продуктивную деятельность;
-личная мотивация участников сообщества.
Цели сетевого педагогического сообщества:
-создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
-организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
-инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
-обмен опытом учения-обучения;
-распространение успешных педагогических практик;
-поддержка новых образовательных инициатив.
Задачами педагогических профессиональных сообществ являются:
-совершенствование системы методического обеспечения образования за счет внедрения современных образовательных технологий и инновационных методов обучения;
- обеспечение открытого обсуждения актуальных вопросов образования;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов;
-организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде.
Так что же представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети «Интернет»? Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.
Перейдем к классификации педагогических сообществ. По типу доступа они бывают закрытые и общедоступные. Примером закрытого сообщества является защищенная сеть методического обмена РОСМЕТОДКАБИНЕТ. Регистрацию участников в данной сети проводит непосредственно образовательное учреждение или регистрация педагога возможна самостоятельно только при получении ключа доверия (спец.пароля) от уже зарегистрированного пользователя.
в 2017 году проходила Всероссийская акция «Активист методического обмена», для участия в которой необходимо было опубликовать на сайте более 3-х авторских педагогических разработок и зарегистрировать 3-х учителей с помощью ключей доверия. Приглашенные учителя должны были также опубликовать педагогические разработки.
Примерами общедоступных сетевых педагогических проектов являются «Инфоурок» и «Мультурок». Когда учитель самостоятельно заходит на сайт проекта, заполняет редакционную анкету и формируется его профиль (персональный сайт учителя в рамках проекта).
При наполнении сайта т.е. публикации установленного минимального количества авторских разработок (например, на Инфоуроке это 3) учитель получает сертификат о создании персонального учительского сайта.
В настоящее время мною созданы 2 персональных педагогических сайтах в рамках педагогических сообществ «Инфоурок» и «Мультиурок».
Какие возможности открывает личный сайт для учителя в рамках педагогических сообществ? В первую очередь, как я уже и говорила, эта работа с учащимися по участию в дистанционных международных олимпиадах. Вы постоянно получаете уведомления о планируемых и проходящих олимпиадах, конкурсах для учащихся и можете подать заявку об участии с минимальными оргвзносами. Как правило эта сумма составляет около 15-20 рублей за одного участника. Ученики могут пройти олимпиаду 2мя способами: дистанционно или традиционно в школе, получив бумажный вариант заданий и бланк ответов, а учитель затем заносит ответы в нужный раздел через свой личный кабинет.
В 2017/2018 учебном году в Международных математических олимпиадах проекта «Инфоурок» приняли участие 20 моих учеников, из них 9 заняли 2 и 3 место т.е. удельный вес призовых мест составил 45%.
Я была отмечена благодарностями за подготовку участников олимпиады. Для учителей еще одним преимуществом создания личного сайта в рамках сообществ является то, что деятельность учителя подтверждается и поощряется благодарностями, сертификатами и иными документами, позволяющими сформировать достойное портфолио для прохождения аттестации или участия в профессиональных педагогических конкурсах.
В настоящее время практически 90-99% несовершеннолетних и молодежи являются участниками социальных сетей в Интернете. В 2018 году мною в популярной социальной сети «ВКонтакте» создано сообщество «МАТЕМАТИКА-online», целью которого является популяризация математического образования, повышение интереса к данной науке посредством публикации занимательных фактов, различных головоломок и задач, справочных материалов, полезных ссылок, обсуждения различных вопросов в режиме online, а также оказания необходимой консультационной помощи. Число участников сообщества составляет 543 человека и постоянно растет.
В течение учебного года информация в сети актуализируется и обновляется мною практически ежедневно, решение занимательных задач с учениками проходит в режиме онлайн. Такая форма работы также выступает инструментом повышения моего профессионального педагогического уровня.
Самые активные участникисообщества награждены дипломами и ценными подарками (книгами). В дальнейшем также планируется поощрять активных участников сообщества с целью мотивации к более активной деятельности в рамках проекта.
Создание персональных сайтов позволило мне поделиться своими знаниями, опубликовав более 100 методических разработок.
И обобщить свой педагогический опыт на Всероссийском уровне.
За активную работу с персональными сайтами получены благодарности и почетные грамоты:
-Грамота «За творческий поиск и инициативу, высокие успехи в профессиональной деятельности» от проекта «Мультиурок»
-Благодарность «За активное участие в деятельности проекта «Мультиурок»
- Благодарность «За создание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок»
- Почетная грамота «За научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»
- Грамота «За высочайший профессионализм и реализацию своих методических разработок в рамках проекта «Мультиурок»
- Грамота «За высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»
- Грамота «За активное применение в работе современных информационных технологий» от проекта «Мультиурок»
- Грамота «За инновационные проекты и активную деятельность по повышению качества образования в рамках проектах «Мультиурок»
-Грамота «За активное применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога» от проекта «Инфоурок»
- Грамота «За активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»
- Благодарность «За существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей» от проекта «Инфоурок»
За год работы мой персональный учительский сайт в рамках проекта «Мультиурок» был признан образцовым педагогическим сайтом.
В сетевых педагогических сообществах используются различные формы деятельности: дистанционное обучение, вебинары, конкурсы,проекты, акции, мастер-классы, обсуждения в чате, ведение блога, видео-конференции и другие.
Уважаемые коллеги, можно очень долго продолжать доклад если останавливаться более подробно на каждой формеи преимуществах ее дистанционного прохождения, но так как время ограничено скажу лишь несколько слов именно о тех формах повышения квалификации, которые я использовала через свои персональный сайт в рамках проекта «Инфоурок».
В первую очередь это вебинары. На сайте «Инфоурок» их около ста, каталог вебинаров постоянно обновляется, темы самые актуальные, можно скачивать материалы в печатном виде. В 2017/2018 учебном году я прошла 14 вебинаров, для меня наиболее полезными стали вебинары по темам:
- организация работы с одаренными детьми;
-работа с учащимися, нуждающимися в особой педагогической заботе;
- профилактика насилия в школьной среде;
-проектная технология – дополнительный ресурс в реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании;
-технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС.
Вторая используемая мною форма работы – это тематические тестирования, позволяют учителю реально оценить свой уровень знаний по выбранной теме, чтобы в дальнейшем при необходимости учитель мог «заполнить пробелы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.