МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Методическое объединение №3
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)
«Применение здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с ментальными нарушениями в развитии»
(из опыта работы)
Составитель:
Кондрашова И.М.,
воспитатель
с. Серафимовский, 23.11.2023г.
Оглавление
Введение……………………………………………………….……………..........3
I. Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в развитии……………………………………….4
II. Виды современных здоровьесберегающих технологий………………..........5
III. Принципы здоровьесберегающих технологий…………………………..7
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы ……………………………………………………………....9
Введение
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является: сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения; учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы: утреней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, подвижные игры, физкультминутки, прогулки); систематизировать работу по применению здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с ментальными нарушениями в развитии.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна - это развитие здорового образа жизни у детей с ментальными нарушениями в развитии, формирование базы знаний и практических навыков, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этом возрасте человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в раннем возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития ребенка.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
I. Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в развитии
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий и в повседневной жизни детей с ментальными нарушениями в развитии, поскольку направлены не только на сохранение их физического здоровья , но и на сохранность психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание уделяется правильной организации и проведению занятий и воспитательных мероприятий.
Используя современные методы здоровьесберегающих технологий на занятиях для детей с ментальными нарушениями в развитии оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников, способствует развитию внимания, концентрации, усидчивости, проявлению заинтересованности в выполнении своей работы. В результате чего одни недостатки у воспитанника преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему дети быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать знаниями, т. е. развитие воспитанников и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.
Вся коррекционно-воспитательная работа в детском доме-интернате для воспитанников строится по особым программам и направлена не только на их изучение, но и на сохранение физического и психического здоровья детей с ментальными нарушениями в развитии, обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом, своими эмоциями, на возможную интеграцию детей в общество. Совершенствованию процесса обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями в развитии способствует использование здоровьесберегающих технологий.
II. Виды современных здоровьесберегающих технологий
Ø Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Ø Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Ø Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Ø Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Ø Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
Ø Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
Ø Сказкотерапия. Это метод, использующий форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Ø Использование элементов театрализации. Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.
Ø Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Ø Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Ø Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется: для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; для укрепления мышц глаз.
Ø Технология воздействия цветом. В оформлении кабинета используют мягкие пастельные цвета, которые снимают напряжение, стимулируют умственную деятельность и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Ø Музыкотерапия. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.
Учитывая, что дети детского дома-интерната не только обучаются, но и проживают круглосуточно, особое внимание уделяется соблюдению режима дня: ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, время организации самоподготовки и воспитательных мероприятий и т. д. А так же сохранению и укреплению здоровья воспитанников способствует рациональное сбалансированное питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин которое соответствует требованиям СанПиН.
III. Принципы здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного и воспитательного процессов, не наносящих ущерба здоровью его участников. Данные образовательные технологии основываются на принципах здоровьесберегающей педагогики:
Ø «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника и педагога.
Ø Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного и воспитательного процесса.
Ø Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Ø Субъект-субъектные взаимоотношения — воспитанник является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Ø Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным особенностям воспитанников — объем нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и возможностям воспитанников.
Ø Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Ø Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Ø Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого педагога, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить занятия в соответствии с динамикой внимания воспитанников, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Главная отличительная черта здоровьесберегающей педагогики — это приоритет здоровья как обязательное условие образовательного процесса, что является важнейшим условием для обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями в развитии.
Заключение
Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна являться приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей и образовательных учреждений.
Для этого необходимо включить детей в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Использовать программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применять различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.). Привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен. Соблюдение санитарно- гигиенических норм: проветривания, влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.
Я считаю, что внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебно-воспитательный процесс для детей с ментальными нарушениями в развитии более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - ведет к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе.
Список литературы
1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.
3. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
4. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
6. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
8. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
9. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:ПрофитСтайл, 2008. – 256 с.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.