МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект
познавательного мероприятия
на тему «Путешествие в прошлое автомобиля»
Составитель:
Кондрашова И.М.
Воспитатель 1 кв. кат.
с.Серафимовский, 13.04.2020г
Тема : Путешествие в прошлое автомобиля.
Цель: Познакомить детей с историей автомобиля.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания детей о истории создания автомобиля;
- закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения; что в разные времена люди жили по-разному, сейчас люди живут не так как раньше, в будущем будут жить не так как сейчас;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением автомобиля;
- активизировать и обогащать словарь детей: кучер, конная тяга, телега, грузовой транспорт, карета, ретро, шофер, кочегар.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к прошлому, к истории создания техники;
- воспитывать у детей осознание причастности к истории своего Отечества.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, закрепить умение дорисовывать картинку;
- развивать логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей.
- стимулировать собственные высказывания детей - вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
Оборудование: Картинки с изображением разных видов автомобильного транспорта; игрушка Емеля, незаконченные рисунки для каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Воспитатель: Утро добрых встреч
Вместе с солнышком встаем,
вместе с птицами поем
С добрым утром, с ясным днем
Вот как дружно мы живем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? (Воспитатель берет Емелю и ведет диалог от лица Емели и воспитателя)
Воспитатель: Здравствуй Емеля.
Емеля: Здравствуйте ребята!
Я лежал, лежал на печи мне стало скучно я решил приехать к вам и вместе с вами поиграть, а вы догадываетесь во что я хочу с вами поиграть?
(Ответы детей)
2.Введение в тему
Емеля: Отгадайте мою загадку это будет вам подсказка.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Предполагаемый ответ детей: машина, автомобиль.
Емеля: Верно машина - верный друг и помощник человека.
Покажите мне пожалуйста где у вас уголок с машинками.
Ой, а у вас тут нет не одной машинки.
Куда они все подевались?
Да плохо человеку без машины.
Для чего нужны машины?
Предполагаемый ответ детей: Ездить, перевозить груз, путешествовать.
Емеля: Вот бы узнать, как люди передвигались в прошлом.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как раньше люди жили без машин.
Предполагаемый ответ детей: Да.
3.Основная часть
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на наш ковер самолет. Так, чтобы вам было удобно и, ты, Емеля садись по удобней и слушай. Мы полетим с вами в прошлое, когда человек еще не придумал автомобиль.
Закрываем глазки, я произнесу волшебные слова и с вами окажемся в прошлом.
- Раз, два, три, в прошлое Машины нас перенеси!
открываем глаза.
Воспитатель: Как вы думаете, как люди передвигались в прошлом?
Предполагаемый ответ детей: Пешком.
Воспитатель: Верно.
Давным-давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг к другу, что ходили везде пешком. Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось. И, чтобы преодолеть эти дальние расстояния,
что стал делать человек?
Предполагаемый ответ детей: Сначала человек стал приручать животных.
Воспитатель: Как вы думаете каких?
Предполагаемый ответ детей: Лошадей, ослов, коз, быков, верблюдов, слонов. (Показ картинок).
Воспитатель: (говорит потешку про дедушку Егора)
Из-за леса,
Из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.
Воспитатель: А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу, потом сделал из досок ящик, приладил колеса, впряг в телегу лошадь.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли было человеку ездить на телеге?
(Ответы детей)
Воспитатель: А если было холодно шел снег или дождь.
(Ответы детей)
Воспитатель: И чтобы укрыться от дождя человек стал делать над телегой
Что?
Предполагаемый ответ детей: Человек решил сделать над телегой крышу.
Воспитатель: Из чего могли сделать крышу над телегой?
Предполагаемый ответ детей: Из ткани или шкуры животного.
Воспитатель: Кто знает, какой вид транспорта получился?
(Ответы детей)
Воспитатель: Получилась, хорошая повозка для перевозки грузов и людей. (Показ картинок).
Воспитатель: Но вот в гости в театр на бал на такой тележке не поедешь. уж очень она тяжелая и грубая. Стал человек думать, что изобрести легкое и быстрое.
И придумал человек карету. Карета состояла из кабины, где сидели пассажиры. Были фонари и место для кучера. Несмотря на то, что карета легче телеги и повозки, лошади быстро уставали, их надо было поить и кормить. Конный (гужевой) транспорт долгое время оставался основным видом транспорта.
Прошло еще некоторое время, и человек придумал: «А, что, если мой конь будет железным». И изобрел первую паровую машину. Изобрели ее во Франции.
Воспитатель: Почему она так называлась?
Предполагаемый ответ детей: ездила она на пару.
(Показ картинок).
Физкультминутка по стихотворению Л. Пишумова «Машины»
На улице нашей машины, машины, (Дети идут по кругу, останавливаются)
Машины – малютки, (Дети приседают)
Машины большие. (Дети встают, поднимают руки вверх)
Эй, машины, полный ход. (Дети быстро идут по кругу, останавливаются)
Я – примерный пешеход, (Дети прижимают руки к груди)
Торопиться не люблю, (Дети поворачивают голову вправо-влево)
Вам дорогу уступлю. (Дети разводят руки в стороны, наклоняются вперед)
Воспитатель: Были у этой машины недостатки. Когда вода остывала, и пар заканчивался, водителю приходилось разжигать костер под котлом и кипятить воду. С тех пор водителей стали называть шоферами, что в переводе означало - кочегар.
Воспитатель: Прошло ещё некоторое время, и человек изобрел «коня» из металла (железа) и назвал его автомобилем.
Чтобы автомобиль мог двигаться, человек придумал ему стальное сердце –
Воспитатель: стальное сердце это?
Предполагаемый ответ детей: мотор, двигатель.
Воспитатель: Как вы думаете, что человек использовал для работы мотора
Предполагаемый ответ детей: Бензин
Воспитатель: Первые железные автомобили были чем - то похожи на кареты. Высокие кабины, мощные колеса. (Показ картинок).
Изобрел первую железную машину Карл Бенц в Германии.
Высокие кабины, мощные колеса. Но проходило время, и художники-конструкторы моделировали новые машины и давали им разные названия Победа, Волга.
В настоящие время люди придумали новые модели автомобилей. Посмотрите, какие красивые.
Как вы думаете, что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы?
Предполагаемый ответ детей: Людей.
Воспитатель: Значит, если машина легка и на ней удобно перевозить людей, то как называется такая машина?
Предполагаемый ответ детей: Легковая
Воспитатель: Хороша легковая машина. Едет по дороге тихо не шумит.
А кто ведет ее?
Предполагаемый ответ детей: Шофер.
Воспитатель: Он сидит в салоне машины и управляет ею с помощью руля. У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. Человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине грузы не перевезешь. И человек придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния
Воспитатель: Как называется такая машина?
Предполагаемый ответ детей: Это грузовая машина.
Воспитатель: Проходило время, и грузовые машины менялись, становились более мощными. Человек давал им имена.
Воспитатель: Какие?
Предполагаемый ответ детей: Урал МАЗ КамАЗ ЗИЛ
Воспитатель: В завершении нашего путешествия, я предлагаю вам нарисовать любой вид автомобиля, но будьте внимательны, рисунки необычные, это сюрприз от Емели, часть автомобилей на рисунках не дорисованы, дорисуйте эти части машин и пейзажи, по которому едет ваш транспорт.
Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте наши пальчики немного разомнем.
"Транспорт"
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак сжали,
Все виды транспорта назвали.
Воспитатель: Теперь берите свои стульчики и присаживаетесь за столы и приступайте к рисованию. (Дети садятся за столы и рисуют машины)
Пока вы рисуете, я провожу Емелю.
Емеля: До свидания ребята.
4. Итог. Рефлексия
Воспитатель:
- куда мы сегодня перемещались на ковре самолете?
‑какую историю прошел автомобиль от телеги, до современных автомобилей?
- что нового вы узнали сегодня для себя?
- что вас удивило?
- Если вам понравилось наше путешествие в прошлое автомобиля, поднимите большой пальчик руки вверх.
- А если не понравилось, тогда большой пальчик руки опустите вниз.
САМОАНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Данное познавательное мероприятие проходило 13.04.2020 г.
Тема мероприятия: «Путешествие в прошлое автомобиля»
Цель мероприятия: познакомить детей с историей автомобиля.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания детей о истории создания автомобиля;
- закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения; что в разные времена люди жили по-разному, сейчас люди живут не так как раньше, в будущем будут жить не так как сейчас;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением автомобиля;
- активизировать и обогащать словарь детей: кучер, конная тяга, телега, грузовой транспорт, карета, ретро, шофер, кочегар.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к прошлому, к истории создания техники;
- воспитывать у детей осознание причастности к истории своего Отечества.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, закрепить умение дорисовывать картинку;
- развивать логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей.
- стимулировать собственные высказывания детей - вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
В результате проведенного мероприятия предполагала получить следующие результаты:
-вызвать интерес детей к прошлому, к истории создания техники;
- активизировать и обогатить словарь детей ;
- развить логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей;
- сформировать эмоционально-положительное настроение детей.
Тип мероприятия: формирование новых знаний.
Оно включало в себя 4 этапа: организационный момент - представлен в форме беседы педагога с детьми; введение в тему, где идет представление непосредственного героя «Емели» с загадками о машинах, что стимулирует зрительное и слуховое внимание; в основной части темы широко
используются разнообразные способы активизаци психических процессов: художественное слово, визуализированные образы, специальные игра на мелкую и общую моторику и развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; подведение итога. Основные этапы мероприятия выдержаны в логической последовательности. Присутствует игровая мотивация, обеспечены речевая и двигательная активность, даются четкие инструкции.
При проведении занятия я использовала современные образовательные технологии опираясь на требования ФГОС О УО(ИН) (здоровье сберегающие и игровые технологии) и использовала их на всех этапах занятия .
Были подобраны содержание мероприятия и задания, которые
соответствовали возрасту и особенностям интеллектуальной, эмоционально – волевой и произвольной сферы, личностным характеристикам детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для детей материал оказался интересным и познавательным.
В ходе мероприятия была организована подгрупповая работа учащихся.
Наиболее эффективным оказался такой вид деятельности, как рисование.
Дети с удовольствием дорисовывали свои рисунки, развивая фантазию и творческие способности.
На мероприятии использовались следующее оборудование: картинки с изображением разных видов автомобильного транспорта; игрушка Емеля, незаконченные рисунки для каждого ребенка, цветные карандаши.
Темп мероприятия динамичный, исходя из возможностей участвующих.
Распределение времени было рациональное.
Порадовали все дети, потому что проявляли желания активно
участвовать.
Результаты занятия совпадают с целью занятия. Я полагаю, что эффективность познавательного мероприятия на тему «Путешествие в прошлое автомобиля» прослеживается на протяжении всего мероприятия, что подтвердили положительные эмоции детей и стремление к активному участию, а так же адекватность поведения.
В целом мероприятие прошло успешно, поставленные цель и задачи достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.