Доклад Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся
Оценка 4.9

Доклад Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика
04.04.2022
Доклад Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях  учащихся
Методы выявления причин отставания и неуспеваемости по математике учащихся. Организация работы с отстающими учащимися.
Доклад Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся.doc

 

 

 

 

 

                                          Доклад

на заседании методического объединения учителей математики и  предметов - естественного цикла МКОУ «Ходжаказмалярская СОШ им. М.К.Казиева»

 

Тема:

«Организация системы работы

по предупреждению и ликвидации пробелов

в знаниях учащихся по математике, отставания и неуспеваемости».

(из опыта работы)

 

 

 Подготовила:

 заместитель директора по УВР и учитель математики МКОУ «Ходжаказмалярская СОШ им. М.К.Казиева»     Мустафаева Б.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

2022 г

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 Введение

 

1. Психологические причины отставания в учении     

           2. Психолого-педагогическая помощь отстающим.

          3. Организация системы работы по предупреждению пробелов

               (отставания, неуспеваемости) в знаниях учащихся.

             4.Организация системы работы по преодолению пробелов

              (отставания, неуспеваемости)  в знаниях учащихся.

 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у учащихся.

Неуспевающие учащиеся – это кандидаты на второгодничество.

Можно ли так организовать жизнь и обучение учащихся в школе, чтобы в ней не было неуспевающих учеников? Можно ли так строить и проводить процесс обучения по любому учебному предмету, чтобы по этому предмету не было неуспевающих учащихся? Скорее всего – да. Теоретически  - да. На практике трудно.  Эти вопросы, которые я задавала себе, подтолкнули меня к выбору темы самообразования и к обобщению опыта своей работы в этом направлении.

На протяжении нескольких лет я работаю  по учебникам Виленкина (5 -6 класс), Макарычева (7 – 9 класс), Алимова  (10 – 11 класс), а также при разработке рабочей программы я использовала их  авторские программы. Я обменивалась опытом со своими коллегами по этой теме, изучала методическую  литературу, использовала информацию, размещённую в интернете учителями-практиками и педагогами – исследователями по  изучаемому мною направлению.

Исходя из этого, я пришла к определённым выводам, которые постараюсь изложить далее.  

Чтобы по  предмету не было неуспевающих учащихся, надо строить и проводить учебный процесс, процесс воспитания и обучения учащихся принципиально иначе, чем обычно. Вся образовательная деятельность должна  основываться на личностно ориентированном подходе, который реализуется через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса: учителя, ученика, родителей, ученического и учительского коллективов, администрации школы. Такой подход к организации образования определяет методы и приемы работы учителей, организацию учебно-воспитательного процесса с неуспевающими или отстающими, учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Что же такое отставание и неуспеваемость и как с ними бороться?

            Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.  Неуспеваемость - итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

         Чтобы решить любую проблему, на мой взгляд, надо разобраться с причинами её происхождения. В частности,,  чтобы решить проблему неуспеваемости учащихся, надо сначала выявить и проанализировать психологические причины общего отставания в учении и затем конкретно по предмету.

 

Психологические причины отставания в учении

 

Психологическими причинами общего отставания в учении     

по мнению психологов являются:

·         Недостатки в развитии познавательной деятельности.

·         Недостатки в развитии восприятия (неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого) и трудности, возникающие в учебной деятельности школьников. Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению). Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность).

1.Поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании.

2.Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).

3.      Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников.

4.      Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе.

5.      Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников.

6.      Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности.

7.      Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность).

8.      Несформированность приемов учебной деятельности как одна из причин общего отставания в учении.

 Психологическими причинами трудностей при обучении математике считают чаще всего

1.      Особенности мыслительной деятельности, особенности памяти и мышления у способных и неспособных к математике учеников

-  одна из психологических причин трудностей при обучении математике.

2. Конкретность, однолинейность, инертность мышления и трудности в учении, с ними связанные.

3. Несформированность пространственных представлений, понятия числового ряда и его свойств.

4. Недостатки в развитии процессов зрительного анализа, памяти, мышления, процессов саморегуляции и самоконтроля.

5        Индивидуальнотипологические особенности учащихся и связанные с ними трудности.

               К психологическим причинам неуспеваемости учащихся можно отнести  влияние семьи, в частности:   разлад   в   семье   или   ее   распад,   грубость в  отношениях,   алкоголизм, антиобщественное  поведение  родителей, равнодушие родителей к  детям  и  к  их  образованию,  ошибки  в  воспитании, неумелая  помощь  детям. 
                Среди недостатков   семейного   воспитания, отрицательно  влияющих  на  успешность   учения   школьников -   неправильное стимулирование учения детей.  
               Родители  в  большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят  в  основном  за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и  умений  для становления ребенка как  человека,  как  активного  члена  общества,  отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного  в  школе, что нового  они  узнали,  каких  успехов  достигли,  не  спрашивают  о  том, довольны ли они своей работой и  довольны  ли  ими  учителя.  От  того,  что родители  не  вникают  в  содержание  деятельности  детей,  они  не   могут, естественно, судить о ее качестве (видят только  количество — много  или  мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому  они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но  часто
и мешают этому: вольно или невольно создают  у детей заниженную или завышенную самооценку, сами  вступают  в  конфликты  со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые,  желая в душе, чтобы их дети  были  самыми  лучшими,  самыми  способными,  и,  видя отдельные неудачи детей, попрекают их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу»,
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.  п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку сын или дочери, всегда  готовы согласиться с тем, что в школе  его  (её)  не  оценили  по  достоинству.  Не разобрав сути  дела,  такие  родители  приходят  в  школу,   только   чтобы предъявить претензии учителям.
               Различно влияние среды наспособных и  неспособных учеников.  Окружение влияет на успешное развитие  способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных, а  также влияние  среды  тем  большее, чем младше школьник.
               Для отстающих детей  в  отношении  к  ним  родителей  важна поддержка, внимание, ласка, для способных же главное — положительное  отношение родителей к образованию. 
               Наибольший урон образованию наносится  в  семье  до  школы.  
               Успешности ученияблагоприятствует  атмосфера  дружбы  с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.
               В психологии имеются попытки  тем  или  иным  образом  сгруппировать  причины неуспеваемости. Выделены причины трех  категорий неуспеваемости: 
                     -  глубокого и общего отставания (I категория),
                     -  частичной, но относительно  устойчивой  неуспеваемости   (II   категория),
                     -   эпизодической неуспеваемости (III категория).
  В качестве причин I категории отмечены:
      - низкий уровень  предшествующей   подготовки   ученика;  
- неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты,  болезнь,  плохие  бытовые условия,  отдаленность   местожительства   от школы,   отсутствие   заботы родителей);
- недостатки  воспитанности  ученика  (лень,  недисциплинированность), 
- его слабое умственное развитие.
  Для II категории указаны:
- недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной 
  преемственности);
- недостаточный интерес  ученика  к  изучаемому  предмету, 
- слабая  воля  к преодолению трудностей.
  Для III категории выявлены:
                      недостатки преподавания, 
- непрочность  знаний,  
- слабый  текущий  контроль;
- неаккуратное посещение уроков,
- невнимательность на  уроках, 
- нерегулярное выполнение домашних заданий.

 

Наряду с психологическими причинами неуспеваемости  имеют место и другие причины.

      Все причины надо установить для каждого ребёнка в отдельности и приложить возможные  усилия всех субъектов образовательного процесса для их устранения, устранения отрицательно действующих обстоятельств и усиления положительных моментов.

 

 

Как установить причины неуспеваемости?

 

Надо отметить,

 что неустранимой причиной (первопричиной) школьной неуспеваемости в педагогике и психологии считается   классно-урочная система обучения,

а «оставление на второй год» является одним из самых нерезультативных способов преодоления школьной неуспеваемости. Всего в трёх случаях это может оказаться полезным:

                        - если школьник малолетка;

                        - если имеются большие пробелы в знаниях из-за болезни,

                        - если у ученика очень  плохие бытовые условия, но которые

                        теперь улучшились.

                Но, несмотря на это, анализируя деятельность учеников, приходится обращаться к другим  обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость.

 В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как увеличение числа ошибок, большая затрата времени на выполнение уроков, частые обращения за помощью, снижение интереса к предмету, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это лишь  акты поведения ученика, его поступки.

Потом встаёт вопрос,  какие черты личности ученика, и какие обстоятельства его жизни могли вызвать эти поступки?

Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин следует выбрать те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, которые тоже надо понять.

 

 
Психолого-педагогическая помощь отстающим.
 

  Основными  проявлениями  неуспеваемости учащихся по математике являются:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях, что не позволяет уче­нику сформулировать определение понятия, теорему, существенные признаки понятий,  их свойства и т. д.

2. Наличие пробелов в умении применить фактические знания на практике,   при доказательстве теорем,  решении  задач.

3. Наличие пробелов в умениях и навыках вычислительного ха­рактера, умениях построения схем, выполнения графических работ, использования  инструментов  и  т.д.

4. Недостаточный уровень развития самостоятельности, внимания, настойчивости, не позволяющий ученику приступить к работе   или успешно довести свою работу до конца.

          
               На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны, на мой взгляд, выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. 
               Целью работы с неуспевающими является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. 
               Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
                 При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса (имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников),  должны быть  приняты также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся. Сюда относится улучшение учёта и контроля, активизация  познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней, стимулирование развития интересов. 
               Перед учеником необходимо ставить такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью можно использовать  игровую и практическую деятельность, приобщать  неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставит учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
               Возможны особые условия опроса для  неуспевающих  учеников. Нужно давать им больше  времени  для  обдумывания  ответа  у  доски, помогать излагать содержание урока, используя план,  схемы,  плакаты.  Опрос слабоуспевающих учеников можно сочетать  с  самостоятельной  работой других учащихся с тем, чтобы  с  отвечающим  учеником  можно  было  провести индивидуальную  беседу,  выяснить   его   затруднения,   помочь   наводящими вопросами. В ходе самостоятельной  работы на  уроке  задания для  слабоуспевающих  учеников  полезно  разбивать  на  этапы,  дозы,  более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
               Больше внимания надо уделять   дифференцированной  работе с временными группами учащихся. 
 Выделяют  три группы учащихся: слабых, средних и сильных. На тех  или  иных  этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и  учащиеся  выполняют задания разной степени трудности. Помогать  в первую  очередь надо   слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся  выступают  с  отчетом  о  выполненной самостоятельной работе. Группы носят  временный  характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и  производится с учетом успешности учения  каждого ученика.
               В Сорочинской школе наполняемость классов малая, поэтому самостоятельную работу учащихся организовываю в парах.
               Необходима  дифференциация  и  домашней  работы  учащихся. 
     Можно использовать  разного рода дополнительные занятия  с отстающими (индивидуальные консультации, ИГЗ, предметные кружки).  

 

Организация системы работы по предупреждению пробелов (отставания, неуспеваемости) в знаниях учащихся.

 

Дифференцирование работы учащихся на уроке, индивидуализация   домашних заданий даёт хороший результат. Но, как говорится, лучше зло предотвратить, чем потом искоренить, поэтому  предупреждение пробелов в знаниях учащихся, а также в дальнейшем отставания и  неуспеваемости по математике явля­ется одной  из важнейших задач обучения.

Любой здоровый ребе­нок в условиях общеобразовательной школы теоретически  может овладеть знания­ми, умениями, навыками, предусмотренными государственным  стандартом.

Предупреждение неуспеваемости обусловливается системой организованной ра­боты всего класса в целом и каждого ученика в отдель­ности на уроке и дома. Работу по предупреждению неуспеваемости учащихся по математике я строю,

 во-первых, на изучении и принятии мер предотвращения ошибок в овладении общеобразовательными знаниями и,

 во-вторых, на овладении типичными приемами самостоятельной деятельности.

Важным условием предупреждения неуспеваемо­сти по математике является систематическое, последо­вательное изучение каждым учеником класса программного материала. В математике, как ни в ка­ком другом предмете, все изучаемые вопросы находятся в тесной взаи­мосвязи. Так, невозможно изучение действий над рациональными чис­лами без усвоения операций над натуральными числами. Изучение действий вычитания и сложения, умножения и деления также немы­слимо без тесной взаимосвязи указанных вопросов.

 

 Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

 

1)всестороннее повышение эффективности каждого урока;

2)формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3) Индивидуальный подход к учащемуся.

4) Специальная система домашних заданий.

5) Усиление работы с родителями.

6) Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

  
               Для предупреждения пробелов в знаниях по математике, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. 

В целях   профилактики неуспеваемости учащихся по математике я стараюсь придерживаться следующих правил:

1.В процессе контроля над  подготовленностью учащихся - специально контролирую  усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализирую  и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю  типичные для класса и концентрирую  внимание на их устранении,  контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщаю итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявляю причины отставания.

 

2.При изложении нового материала - обязательно проверяю  в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала,  стимулирую  вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала,  применяю  средства поддержания интереса к усвоению знаний,  обеспечиваю разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

                               

3.В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке – подбираю задания по наиболее существенным разделам учебного материала, включаю  в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах, инструктирую  о порядке выполнения работы,  стимулирую  постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе,   оказываю  помощь ученикам в работе, развиваю  их самостоятельность,  Учу умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

 

  1. При организации самостоятельной работы вне класса – обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно трудности,  систематически даю  домашние задания по работе над типичными ошибками,   инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися,  согласовываю  объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
 
  1. Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или  новых  приемов  решения  примеров  и  задач.

В зависимости от цели урока я использую  разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным:  постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение в классах с большой наполняемостью имеет сочетание на уроке общеклассной, груп­повой и индивидуальной работы.

6.При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности. Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль игра­ют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения за­дачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. даю сама  или реже  ученик, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся мож­но показать на доске. Образец решения задачи для отдельных уче­ников может быть дан на карточке.

    

7.Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная по­мощь ученикам. С  этой целью  в классах с большим числом учащихся (более 10) я  вела  тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отводила  страницу, на которой отмечала:

    1. пробелы по отдельным темам;
    2. мероприятия  для   ликвидации   пробелов:
    3. индивидуальные задания и сроки их выполнения;
    4. результат работы ученика.

Такие записи стимулируют деятельность школь­ников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы уча­щихся (успехи – публично, неуспехи – индивидуально).

О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы можно судить по итогам проверочных работ. Ре­зультаты проведенных самостоятельных (проверочных)  работ ориентируют на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.

      8.Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений при­менения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество трени­ровочных упражнений.

     В практике обучения математике предлагаю для решения часто

     упражнения обязательные и необязательные, упражнения, ко­торые

     содержат руководство к работе.

Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости по ма­тематике зависит от особенностей изучаемого конкретного материала. Продуманное и методически правильно организованное изу­чение конкретных вопросов учебной программы по математике, при­влечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внима­тельное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по математике.

Но в любых случаях не­обходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащим­ся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию само­стоятельности, положительного отношения к изучению математики, к учебе вообще.

 При работе с учащимися по безошибочному усвоению знаний ими и предупреждения возникновения пробелов в знаниях можно использовать систему заданий из трех блоков:

заданий, позволяющих ученику воспроизводить материал;

заданий, предоставляющих возможность осмыслить воспроизводимый

материал и

заданий, предназначенных для достижения безошибочного уровня

усвоения материала во взаимосвязи со следующими приёмами:

1. Решение софизмов

Суть приема заключается в подборе таких примеров, при выполнении которых «очевиден» путь решения, однако получаемый таким образом результат явно противоречит смыслу задания.

3. Использование подсказки

Учащимся при самостоятельном выполнении заданий предлагается воспользоваться цепочкой подсказок различного вида:

1)       опорный конспект с образцами решений;

2)       помощь группы сильных учащихся, решивших данные задания и получивших положительный результат от учителя, тем ученикам, которые допустили математические ошибки при выполнении этих или аналогичных заданий;

3)        консультация у учителя.

4. Использование показательно-образцового решения

Этот прием может быть применен в одном из следующих вариантов.

Вариант 1. Один из сильных учащихся выполняет задание на доске, а слабые учащиеся следят за решением. Потом сильный учащийся медленно решает аналогичный пример на доске, слабые выполняют свои задания синхронно с работой на доске, задавая при необходимости свои вопросы.

Вариант 2. Работа по образцу, предложенному на карточках.

5. Закрепление безошибочных знаний, используя комплекс тренажеров

После того как ученик сознательно понял свою ошибку и готов развить успех и повысить свой уровень безошибочного усвоения материала, ему предлагается массив заданий одного типа в бумажном варианте или на электронном носителе (если учащийся имеет доступ к компьютеру).

6. Взаимопомощь учащихся

Прием может быть реализован в следующих вариантах.

Вариант 1. В группы объединяются два ученика: неуспевающий – исполняет роль ученика и сильный – исполняет роль учителя. Группа получает систему заданий, которые должен выполнить слабый ученик, роль «учителя» полностью контролировать каждый его шаг и вмешиваться в процесс при появлении ошибки (исправлять ее и объяснять, почему нужно делать по-другому).

Вариант 2. Ученику предлагается задание и его решение, которое он должен проверить и исправить ошибки, допущенные другими учащимися.

7.  Решение цепочки последовательных математических упражнений

Учащемуся предлагается система упражнений, построенная по следующему принципу: начало одного из заданий является ответом для решенного. Полученный ответ позволяет определить, какое из заданий необходимо выполнить следующим. Первоначально задания целесообразно располагать последовательно, это позволяет ученику организовать самоконтроль при решении системы упражнений.

8. Контролирование домашней работа

Учащимся предлагается в начале занятия выполнить 1-2 задания по аналогии с домашними, или пройти тест. Это позволяет определить уровень безошибочности сформированных на прошлом занятии знаний, умений и навыков и скорректировать организацию деятельности на настоящем занятии.

 

В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:

1. Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях

     учащихся;

2. Систематически проводить работу над ошибками;

3. Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых

    учащимися уже достаточно усвоено;

4.   Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при

    решении устных заданий;

5.       Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения

      заданий;

6.  Не допускать формальной проверки полученного результата.

 

Организация системы работы по преодолению пробелов (отставания, неуспеваемости)  в знаниях учащихся.

Несмотря на систему работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся по математике, отставание возможно и чаще всего имеет место у отдельных учащихся.

Для выявления пробелов по конкретному программному материалу провожу проверочные (самостоятельные) и контрольные работы, делаю анализ допущенных ошибок, выясняю причины полученных результатов и планирую работу  по ликвидации пробелов.

 Виды работ:

1)Индивидуальная и коллективная работа над ошибками.

2)Работа по карточкам коррекции знаний.

3) Работа по типу «Учимся на чужих ошибках».

Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Для установления успеваемости имеется определенная нормативная шкала. Тогда неуспеваемость – это такая степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой нормы.

На первом  этапе освоения программного материала появляются   пробелы в ЗУНах. В зависимости от размеров (количества) пробелов их можно разделить на три группы,  и в каждой группе возможна своя система работы по ликвидации пробелов.

1 группа - проблемы по одной теме. Можно устранить с помощью:

• индивидуальных домашних заданий;

• консультации одноклассников и учителя;

• работы по карточкам коррекции знаний.

2 группа - проблемы по одному разделу. Можно устранить с помощью:

• индивидуальных домашних заданий;

• консультации одноклассников и учителя;

• работы по индивидуальной программе для изучения данного раздела в ускоренном режиме.

3 группа - проблемы по нескольким  разделам. Можно устранить с помощью:

• индивидуальных домашних заданий;

• консультации одноклассников и учителя;

 • работы по индивидуальной программе для изучения данных разделов в ускоренном режиме.

• собеседования с родителями и принятия совместных действий.

 

При образовании многочисленных пробелов при изучении программного материала учащийся переходит в число отстающих.

 Основная задача учителя – своевременно выявить отстающих учащихся. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся. Отставание ученика в усвоении предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1) Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, задания, не может наметить план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате ее решения.

2) Ученик не задает вопросы по существу изучаемого.

3) Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск решения проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

4) Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.

5) Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.

6) Ученик не может воспроизвести определения понятий, формулы, формулировки теорем, их доказательство, не понимает прочитанный тест или излагает понятие по заученному тексту, а не своими словами.

В данном случае указаны те признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

При систематическом отставании учащийся перестаёт справляться с изучением программного материала и оказывается неуспевающим по конкретному предмету.

Основные признаки неуспеваемости учащихся:

1) Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2) Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного ученика. По отношению к школьнику, причины неуспеваемости можно разделить на два вида: внутренние и внешние.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:

1)помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);

2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

3) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);

4) контроль над  учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.); в процессе контроля следует создать  атмосферу  доброжелательности, снизить  темп опроса,  предложить примерный плана ответа,   разрешить использовать наглядные пособия,   стимулировать оценкой и похвалой;

5) различные формы взаимопомощи;

6) дополнительные занятия с учеником. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке;

7) во время самостоятельной  работы  на уроке лучше разбивать задания на дозы,   предлагать ссылки на  аналогичное задание, на правила и свойства, выполненное ранее,  напоминать приемы  и способы решения,  осуществлять  более тщательный контроль с указанием на ошибки.

8) при организации самостоятельной работы надо  более подробно объяснять последовательность выполнения задания,  предупреждать  о возможных затруднениях, предлагать использовать  карточки-консультанты, карточки с направляющим планом действий.

               В процессе преодоления неуспеваемости учащихся важно: 

воспитывать у учащихся личное осознание необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний.;

использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий;

проводить  текущий контроль, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях учащихся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность учащегося; учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, не достигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

 

Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я увлекусь!

 

Итак, неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас  практикуется редко. Второгодничество, которое, как уже было сказано выше, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

В любом случае, одним из условий успеш­ной работы учителя математики по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, преодолению отставания и неуспеваемости является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта ра­боты передовых учителей, собственный творческий поиск путей решения этой проблемы на протяжении всей своей педагогической деятельности.

 

 Выводы и рекомендации:

  1. Выявление причин отставания учащихся по предмету
  2. всестороннее повышение эффективности каждого урока;
  3. формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  4.  Индивидуальный подход к учащемуся.
  5. Специальная система домашних заданий.
  6. Усиление работы с родителями.
  7. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
8.Учителю сформировать оценочный лист неуспевающего ученика 

Доклад на заседании методического объединения учителей математики и предметов - естественного цикла

Доклад на заседании методического объединения учителей математики и предметов - естественного цикла

Содержание. Введение 1

Содержание. Введение 1

Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики

Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики

Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность)

Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность)

Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т

Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т

Но, несмотря на это, анализируя деятельность учеников, приходится обращаться к другим обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость

Но, несмотря на это, анализируя деятельность учеников, приходится обращаться к другим обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость

В данном случае педагогическая деятельность заставит учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе

В данном случае педагогическая деятельность заставит учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе

Специальная система домашних заданий

Специальная система домашних заданий

При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности

При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности

Использование показательно-образцового решения

Использование показательно-образцового решения

Несмотря на систему работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся по математике, отставание возможно и чаще всего имеет место у отдельных учащихся

Несмотря на систему работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся по математике, отставание возможно и чаще всего имеет место у отдельных учащихся

Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок,…

Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок,…

В процессе преодоления неуспеваемости учащихся важно: воспитывать у учащихся личное осознание необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний

В процессе преодоления неуспеваемости учащихся важно: воспитывать у учащихся личное осознание необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022