ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ
Юстратова Надежда Сергеевна,
Преподаватель русского языка и литературы,
КГА ПОУ «ЛИК»,
г. Лесозаводск
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М. Монтень
Зачем нужно учиться?
Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.
«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?
Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину.
В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.
Актуальность. Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.
Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет студентам выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем.
Из истории
Проективный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Было несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:
- не было преподавателей способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ» и т.д.
В СССР метод проектов возрождать не торопились, а в англоговорящих странах применяли активно и весьма успешно. Он прижился в Европе и не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приёмов».
Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остаётся прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и преподавателя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Плюсы проектной деятельности
+ навыки самообразования и самоконтроля
+ моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
+лучшее закрепление полученного на уроках материала, а следовательно, и повышение результативности обучения
+ использование на любом уровне и в любом возрасте
Минусы проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)
- психологические, коммуникативные проблемы
- проблема субъективной оценки
-опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.
Признаки проектной деятельности:
-самостоятельность;
-творчество;
-активность проектантов;
-инициатива;
-практическое применение имеющихся знаний и умений
Классификация проектов:
По продолжительности выполнения:
1.мини-проекты (укладываются в один урок);
2.краткосрочные проекты (несколько уроков);
3.недельные проекты
4.долгосрочные (в течение года)
По количеству участников:
1.Коллективные
2.Индивидуальные
3.Групповые
По доминирующей деятельности учащихся:
1.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении
с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
-цель проекта,
-его актуальность,
-методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"),
-обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)
-результат (статья, реферат, доклад, презентация )
2.Исследовательский проект
требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д
3. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.
4.Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Игровой (ролевой)
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта вместе с обучающимися.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной групп
4.Результатом работы
над проектом, иначе говоря, выходом
проекта, является продукт. В общем виде это
средство, которое разработали
участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект - это «пять П»:
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Игра;
- Карта;
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Публикация;
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3.Консультант(ы) проекта.
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6. Возраст студентов, на который рассчитан проект.
7. Состав проектной группы (ФИО, группа).
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9. Заказчик проекта.
10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13. Необходимое оборудование.
14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).
15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной групп
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
- четко организовать работу каждого участника проектной группы;
- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
· паспорт проекта;
· планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
· промежуточные отчеты группы;
· вся собранная информация по теме проекта, в
том числе необ
ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
· результаты исследований и анализа;
· записи всех идей, гипотез и решений;
· отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
· краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
· эскизы, чертежи, наброски продукта;
· материалы к презентации (сценарий);
· другие рабочие материалы и черновики.
9. Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Научный доклад.
Критерии оценок проекта:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
Правила успешной проектной деятельности (для обучающихся)
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у студентов складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.
Примеры исследовательских проектов выполненных студентами 1 курсов:
1. Письмо и его эволюция.
2. Сны и сновидения в русской литературе.
3. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
4. Мир фентези в современной литературе.
5. Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
6. Использование фразеологизмов в речи современного студента.
7. Речевой этикет у студентов.
8. Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи.
Заключение
Учебный проект по русскому языку для студентов – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для преподавателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Литература:
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.