Доклад "Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы"
Оценка 4.7

Доклад "Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы"

Оценка 4.7
docx
11.11.2021
Доклад "Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы"
«Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы»..docx

 

 

 

 

 

 

Доклад.

 

 «Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                              

 

Проектная и исследовательская деятельность.

Теоретико-методологические основы.

Всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания. Проектная и исследовательская деятельность позволяет развивать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Под проектом подразумевается «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

• направленность на достижение конкретных целей;

• координированное выполнение взаимосвязанных действий;

• ограниченная протяженность во времени

с определенным началом и концом;

• в определенной степени неповторимость и уникальность.

 

По мнению И.С. Сергеева, проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

1. Особенности проекта:

1. Направленность на достижение конечных целей и получение новых (уникальных) результатов.

2. Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с поуровневой детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам.

3. Ограниченная протяженность во времени, с определенными моментами начала и завершения всех работ и проект в целом.

4. Ограниченность требуемых ресурсов.

5. Специфическая организация управления, опирающегося на работу проектных команд.

6. Наличие оперативного управления разработкой и реализацией проектов на основе систем их контроля.

2. Причины возникновения проектной деятельности

Понятия проектов и программ появились к концу ХIХ века.

Объективными причинами для их повсеместного распространения в ХХ веке стали:

• инновационность практики, которая должна постоянно перестраиваться применительно к непрерывно изменяющимся условиям выполнения человеком профессиональной деятельности;

• недостаточная разработанность новшеств и ресурсов для их внедрения.

3. Из истории метода проектов

• Вторая половина ХIХ века. Сельскохозяйственные школы США. Концепция «прагматической педагогики» философа-идеалиста Джона Дьюи (1859-1952гг).

• Идея: знание - побочный продукт деятельности.

• То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему.

• Школа как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.

Россия. Начало ХХ в.

Педагоги: В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие (1920г.).

Одна из организационных форм учебных занятий - бригадно-лабораторный метод. Постановлением ЦК ВКП(б) от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена.

Возрождение в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку.

С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной области «Технология» метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».

4. Проектный метод в современной школе

Какие же проблемы, возникающие в процессе обучения, можно обозначить и,самое главное, необходимо решить?

• Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, что не приводит к системности знаний;

• Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

• Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися – репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

активную, самостоятельную и инициативную позицию;

• развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

• формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

• приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

• реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Идея проектного метода в современной школе:

• Направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

• Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

• Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

5. Классификация проектов. Формы продуктов проектной деятельности

По доминирующей деятельности:

• Практико-ориентированный;

• Исследовательский;

• Информационный;

• Творческий;

• Ролевой.

По комплексности:

• Монопроект;

• Межпредметный проект.

По продолжительности:

• Мини-проект (урок);

• Краткосрочные (несколько уроков);

• Недельные (внеурочное время);

• Годичные (внеурочное время).

И проектная, и исследовательская деятельность достаточно часто встречаются в практике работы средних школ, однако термины, обозначающие данные процессы, все еще не нашли своего четкого определения.

В настоящее время встречаются самые различные, и даже противоположные мнения по этому вопросу. Некоторые специалисты считают, что в условиях средней школы практически невозможно организовать исследовательскую деятельность – школьникам доступны только проектные виды работ. И наоборот, бытует мнение, что проектная деятельность не соответствует традициям российского образования, при этом даже приводятся аргументы о латинском происхождении данного термина: «project».

 

С нашей точки зрения, и исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе среднего образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные, специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

- общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования

- структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

• анализ актуальности данных работ,

• целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,

• выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,

• планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,

• собственно проведение проектных работ или научного исследования,

- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

- oпредставление результатов работ в пригодном для использования виде;

- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

-итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные достижения их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы. Можно сказать, что в каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании – доля проекта.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые, с нашей точки зрения, заключаются в следующем.

Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Семантическое наполнение этих двух терминов, с нашей точки зрения, наиболее близко. Таким образом, любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Развитие субъект-субъектных отношений в проектной и исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. В проектной и исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Исследование – это этап проектной работы.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести:

- практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

- структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает следующие компоненты:

• анализ актуальности проводимого исследования;

• целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

• выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

• планирование, определение последовательности и сроков работ;

• проведение проектных работ или исследования;

• оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

• представление результатов работы;

- компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

 

Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т.е. различия. Любой проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, выдвигается гипотеза.

 

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо понимать, что она отличается от полноценного научного исследования. Важным результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

 

Компоненты исследовательских действий

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования. Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение учащимися определёнными умениями.

 

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы включают следующие необходимые умения.

 

Умение видеть проблему. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.

 

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему.

 

Умение выдвигать гипотезы – это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

 

Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами.

 

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

 

Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария.

 

Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов требуют владения следующими умениями:

-умение наблюдать;

-умение проводить эксперименты;

-умения делать выводы и умозаключения;

-умение классифицировать;

-умение анализировать.

 

Представление результатов исследования, соотнесение результата с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:

-умение структурировать материал;

-обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов;

-оценка полученных результатов и их применение.

 

Популярный сегодня компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы, ее исследовании, поиске необходимых для ее решения ресурсов. Именно проектная деятельность позволяет школьнику научиться распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата и, оглянувшись назад, анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.


 

Доклад. « Проектная и исследовательская деятельность

Доклад. « Проектная и исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность

Специфическая организация управления, опирающегося на работу проектных команд

Специфическая организация управления, опирающегося на работу проектных команд

Какие же проблемы, возникающие в процессе обучения, можно обозначить и,самое главное, необходимо решить? •

Какие же проблемы, возникающие в процессе обучения, можно обозначить и,самое главное, необходимо решить? •

Исследовательский; • Информационный; •

Исследовательский; • Информационный; •

Можно сказать, что в каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании – доля проекта

Можно сказать, что в каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании – доля проекта

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Развитие субъект-субъектных отношений в проектной и исследовательской деятельности

Развитие субъект-субъектных отношений в проектной и исследовательской деятельности

Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т

Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т

Умение видеть проблему. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности

Умение видеть проблему. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности

Популярный сегодня компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности

Популярный сегодня компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021