Тема: «Профориентационная работа, как часть формирования финансовой грамотности»
Здравствуйте! Действительно профориентационная работа может являться частью по формированию финансовой грамотности, так как те понятия, которые мы прививаем нашим дошкольникам очень схожи. И там и тут даем понятие, что «без труда нет жизни на земле»; рассказываем о том, что такое деньги, зарплата, для чего они нужны.
Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий;
- чтобы они были готовы трудиться сами — по причине, что им это нравится и интересно;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, и так же привлекая к этому родителей.
Целью детской профориентации является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. К ним относятся:
● Наглядные (живые образы:
− экскурсии
− наблюдения
− дидактические пособия
− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
− просмотр видеозаписей
● Словесные, которые включают в себя:
− художественное слово
− рассказ воспитателя
− беседы
− малые фольклорные формы
− проблемные ситуации
− высказывания и сообщения
● Практические – это:
− трудовые поручения
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− игровые обучающие ситуации
− сюжетно-ролевые игры
● Игровые, к которым относятся:
− дидактические игры
− игровые упражнения
− игры с правилами
− словесные игры
− игры-воображения
− игры-шутки
− сюжетно-ролевые игры
− сюрпризные моменты
В своей работе по данной проблеме мы используем разнообразные формы и методы:
Такие как экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его продукт (пекарь, хлебобулочный магазин, продавец).
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (космодром).
Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
Например, доктор, библиотекарь, пожарник, почтальон.
Беседы в ходе которых, дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
Дидактические игры, наглядные пособия.
Продуктивная деятельность (рисование)
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепляем знания детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Наша задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на работе, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к работе родителей.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов, Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощника воспитателя, заведующей, повара, музыкального руководителя.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями расширяет кругозор детей, ведь мы знакомим их не только с теми профессиями, которые есть в современном мире, но и с теми которые были в старину или которых уже нет. Вот и сегодня в нашем мероприятии вы услышите названия профессий, с которыми дети познакомились, но которых сейчас нет. Сейчас вы увидите одну из форм работы по формированию основ финансовой грамотности, о которой вам расскажет музыкальный руководитель Кучерова Рита Рафисовна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.